2003 год должен стать годом укрепления российской государственности, правовой и экономической системы. Об этом президент @ Владимир Путин заявил 19 декабря в прямом теле- и радиоэфире, отвечая на вопросы граждан. Глава государства также подчеркнул, что в 2003 году необходимо начать административную реформу, изменить структуру российской экономики, предпринять серьезные шаги в реструктуризации естественных монополий, повысить уровень благосостояния граждан России и т.д.
Анализируя выступление В.Путина, британская Financial Times написала: "Отвечая в прямом телеэфире на вопросы простых россиян, президент Владимир Путин постарался дистанцироваться от правительства, подвергнув его критике за неспособность осуществить административные реформы, призванные покончить с бюрократизмом". Кроме того, Путин выразил надежду на то, что его администрация приступит к осуществлению этих реформ в следующем году, и вновь потребовал осуществить перестройку госаппарата, подчеркнула Financial Times.
Разъяснения по данному вопросу 26 декабря сделал «Коммерсантъ». По информации газеты, президент В.Путин утвердил план административной реформы, предложенный премьером М.Касьяновым, в котором предусматривается, что в 2004 году, сразу после переизбрания президента, вся система федеральных органов исполнительной власти, включая правительство, будет кардинально изменена. В частности, будут реорганизованы такие ведомства, как Минсельхоз, Минпром, МПС, Минатом и Минтранс. Построенные по старому, еще советскому отраслевому принципу, они совмещают в себе нормативные и регулирующие функции. Новая административная реформа предполагает их разделить на три вида: "правоустанавливающие" (нормативное регулирование), "правоприменительные" (контроль и надзор) и выполняющие функции по "предоставлению госуслуг" (например, в области культуры, образования и здравоохранения) и управлению госимуществом. Последняя сфера предполагает перераспределение объема предлагаемых услуг между государственными и коммерческими структурами в пользу последних. Конкретный пример: услуги МПС скоро будет предоставлять ОАО "Российские железные дороги".
Наибольшей реорганизации, согласной предлагаемой Касьяновым административной реформе, подвергнется Минфин. Его, скорее всего, расчленят, оставив ведомству Кудрина только "правоустанавливающую" функцию, контрольная же будет передана самостоятельному органу, будущему конкуренту Счетной палаты. Также самостоятельному ведомству будет передана долговая тематика.
Утратит свой сегодняшний статус и Министерство по налогам и сборам. Оно станет службой, такой же, как Государственный таможенный комитет. «Коммерсантъ» напоминает, что аппаратная революция началась 18 апреля, когда, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, президент Путин поручил премьеру Касьянову подготовить административную реформу. Осуществить кардинальное изменение власти премьер должен был с помощью заместителей руководителя президентской администрации Дмитрия Медведева (реформа госслужбы) и Дмитрия Козака (разделение полномочий между федеральным и региональными уровнями власти). Первое предложение Касьянов высказал в мае – он выступил с критикой некоторых, кажущихся ему излишними, функций правоохранительных органов, позволяющих им вмешиваться в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов. Летний период был отмечен периодическими перепалками сторонников двух команд – по оценкам наблюдателей, одну из них возглавлял руководитель аппарата правительства И.Шувалов, другую – Д.Козак, причем «перетягивание одеяла на себя» осуществлялось по всем позициям реформы, начиная от ее целей и задач до планов структурирования каждого из существующих ведомств. Больше всего утечек касалось судьбы силовых структур – в различных версиях рассматривались варианты их укрупнения, расчленения, образования неких суперведомств и т.д.
В сентябре был опубликован доклад Высшей школы экономики (ВШЭ) о кардинальном изменении структуры и функций федеральных органов исполнительной власти. Авторы доклада предложили реформировать исполнительную власть, заменив ее отраслевое построение на функциональное. Первоначально к докладу ВШЭ Касьянов отнесся раздраженно, заявив: "Выводы правильные, но преждевременные. Вопрос, как должно выглядеть правительство, не первостепенный, он должен венчать административную реформу". Однако теперь, как считает «Коммерсантъ», анализируя письмо Касьянова президенту, премьер основные принципы реформы госвласти, предложенные ВШЭ, больше не оспаривает.
Согласно предложениям премьера, сокращение числа федеральных министерств будет компенсировано увеличением служб и агентств - между ними надо будет разделить 5000 государственных функций. Реформировать госаппарат начнут в 2004 году. В будущем же году должны быть проведены эксперименты, в том числе и по новой системе оплаты труда чиновников. Им предлагается платить по конечному результату – за качество предоставленных услуг. Сам Касьянов не уверен в том, что успеет апробировать заложенные административной реформой принципы до 2004 года, хотя и считает, что реформировать госаппарат необходимо каждые пять лет.
Некоторые наблюдатели, например, газета «Время новостей», высказывают мнение, что поскольку реформа рассчитана на два года: 2003—2004, обнародованные планы должны означать, что до президентских выборов существенных перемещений и отставок в кабинете министров и в министерствах и ведомствах не предвидится. Для самого же Касьянова, которому президент доверил осуществить административную реформу, это означает практическое подтверждение его полномочий до президентских выборов 2004 года. В то же время, ряд аналитиков высказывает мнение, что в российской традиции часто бывало, когда реформу разрабатывали одни люди, а осуществляли ее совершенно другие. Так что гарантировать Касьянову безоблачное досиживание в своем кресле до 2004 года никто дать не может.
«Коммерсантъ» публикует выдержки из плана административной реформы, в частности, основные мероприятия на 2003 год: завершение анализа существующих функций органов исполнительной власти; классификация существующих функций органов исполнительной власти по трем основным видам: правоустанавливающие, правоприменительные, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом; разработка предложений по изменению функций органов исполнительной власти, их перераспределению в соответствии с принятой классификацией и передаче части функций учреждениям и организациям; выявление избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, подготовка предложений по их прекращению или уточнению; подготовка предложений о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти; подготовка рекомендаций субъектам Российской Федерации по проведению изменений в системе и структуре исполнительной власти регионов; подготовка типового административного регламента деятельности федеральных органов исполнительной власти; подготовка проектов положений о федеральных органах исполнительной власти; подготовка уточненных регламента правительства РФ и положения об аппарате правительства РФ; подготовка предложений по внесению уточнений и дополнений в законодательство в связи с формированием новой системы и структуры органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, изменением их функций и полномочий; разработка и экспериментальная отработка механизмов ресурсного обеспечения федеральных органов исполнительной власти, увязанных с их новыми функциями; создание системы мониторинга функций органов исполнительной власти.
Анализируя выступление В.Путина, британская Financial Times написала: "Отвечая в прямом телеэфире на вопросы простых россиян, президент Владимир Путин постарался дистанцироваться от правительства, подвергнув его критике за неспособность осуществить административные реформы, призванные покончить с бюрократизмом". Кроме того, Путин выразил надежду на то, что его администрация приступит к осуществлению этих реформ в следующем году, и вновь потребовал осуществить перестройку госаппарата, подчеркнула Financial Times.
Разъяснения по данному вопросу 26 декабря сделал «Коммерсантъ». По информации газеты, президент В.Путин утвердил план административной реформы, предложенный премьером М.Касьяновым, в котором предусматривается, что в 2004 году, сразу после переизбрания президента, вся система федеральных органов исполнительной власти, включая правительство, будет кардинально изменена. В частности, будут реорганизованы такие ведомства, как Минсельхоз, Минпром, МПС, Минатом и Минтранс. Построенные по старому, еще советскому отраслевому принципу, они совмещают в себе нормативные и регулирующие функции. Новая административная реформа предполагает их разделить на три вида: "правоустанавливающие" (нормативное регулирование), "правоприменительные" (контроль и надзор) и выполняющие функции по "предоставлению госуслуг" (например, в области культуры, образования и здравоохранения) и управлению госимуществом. Последняя сфера предполагает перераспределение объема предлагаемых услуг между государственными и коммерческими структурами в пользу последних. Конкретный пример: услуги МПС скоро будет предоставлять ОАО "Российские железные дороги".
Наибольшей реорганизации, согласной предлагаемой Касьяновым административной реформе, подвергнется Минфин. Его, скорее всего, расчленят, оставив ведомству Кудрина только "правоустанавливающую" функцию, контрольная же будет передана самостоятельному органу, будущему конкуренту Счетной палаты. Также самостоятельному ведомству будет передана долговая тематика.
Утратит свой сегодняшний статус и Министерство по налогам и сборам. Оно станет службой, такой же, как Государственный таможенный комитет. «Коммерсантъ» напоминает, что аппаратная революция началась 18 апреля, когда, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, президент Путин поручил премьеру Касьянову подготовить административную реформу. Осуществить кардинальное изменение власти премьер должен был с помощью заместителей руководителя президентской администрации Дмитрия Медведева (реформа госслужбы) и Дмитрия Козака (разделение полномочий между федеральным и региональными уровнями власти). Первое предложение Касьянов высказал в мае – он выступил с критикой некоторых, кажущихся ему излишними, функций правоохранительных органов, позволяющих им вмешиваться в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов. Летний период был отмечен периодическими перепалками сторонников двух команд – по оценкам наблюдателей, одну из них возглавлял руководитель аппарата правительства И.Шувалов, другую – Д.Козак, причем «перетягивание одеяла на себя» осуществлялось по всем позициям реформы, начиная от ее целей и задач до планов структурирования каждого из существующих ведомств. Больше всего утечек касалось судьбы силовых структур – в различных версиях рассматривались варианты их укрупнения, расчленения, образования неких суперведомств и т.д.
В сентябре был опубликован доклад Высшей школы экономики (ВШЭ) о кардинальном изменении структуры и функций федеральных органов исполнительной власти. Авторы доклада предложили реформировать исполнительную власть, заменив ее отраслевое построение на функциональное. Первоначально к докладу ВШЭ Касьянов отнесся раздраженно, заявив: "Выводы правильные, но преждевременные. Вопрос, как должно выглядеть правительство, не первостепенный, он должен венчать административную реформу". Однако теперь, как считает «Коммерсантъ», анализируя письмо Касьянова президенту, премьер основные принципы реформы госвласти, предложенные ВШЭ, больше не оспаривает.
Согласно предложениям премьера, сокращение числа федеральных министерств будет компенсировано увеличением служб и агентств - между ними надо будет разделить 5000 государственных функций. Реформировать госаппарат начнут в 2004 году. В будущем же году должны быть проведены эксперименты, в том числе и по новой системе оплаты труда чиновников. Им предлагается платить по конечному результату – за качество предоставленных услуг. Сам Касьянов не уверен в том, что успеет апробировать заложенные административной реформой принципы до 2004 года, хотя и считает, что реформировать госаппарат необходимо каждые пять лет.
Некоторые наблюдатели, например, газета «Время новостей», высказывают мнение, что поскольку реформа рассчитана на два года: 2003—2004, обнародованные планы должны означать, что до президентских выборов существенных перемещений и отставок в кабинете министров и в министерствах и ведомствах не предвидится. Для самого же Касьянова, которому президент доверил осуществить административную реформу, это означает практическое подтверждение его полномочий до президентских выборов 2004 года. В то же время, ряд аналитиков высказывает мнение, что в российской традиции часто бывало, когда реформу разрабатывали одни люди, а осуществляли ее совершенно другие. Так что гарантировать Касьянову безоблачное досиживание в своем кресле до 2004 года никто дать не может.
«Коммерсантъ» публикует выдержки из плана административной реформы, в частности, основные мероприятия на 2003 год: завершение анализа существующих функций органов исполнительной власти; классификация существующих функций органов исполнительной власти по трем основным видам: правоустанавливающие, правоприменительные, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом; разработка предложений по изменению функций органов исполнительной власти, их перераспределению в соответствии с принятой классификацией и передаче части функций учреждениям и организациям; выявление избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, подготовка предложений по их прекращению или уточнению; подготовка предложений о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти; подготовка рекомендаций субъектам Российской Федерации по проведению изменений в системе и структуре исполнительной власти регионов; подготовка типового административного регламента деятельности федеральных органов исполнительной власти; подготовка проектов положений о федеральных органах исполнительной власти; подготовка уточненных регламента правительства РФ и положения об аппарате правительства РФ; подготовка предложений по внесению уточнений и дополнений в законодательство в связи с формированием новой системы и структуры органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, изменением их функций и полномочий; разработка и экспериментальная отработка механизмов ресурсного обеспечения федеральных органов исполнительной власти, увязанных с их новыми функциями; создание системы мониторинга функций органов исполнительной власти.