Давно не секрет, что прибалтийские республики во многом зависят @ от транспортировки российской нефти через их территорию. Доходы эти оцениваются в общей сложности в $2 млрд. в год, однако последние решения правительства РФ в области экспорта нефти поставили под сомнение безмятежное благоденствие прибалтов. Вместе с тем, не привели они в восторг и российские нефтяные компании. Подтверждением тому стало письмо, адресованное российскому премьеру Михаилу Касьянову, с протестом против исключения из экспортного графика терминалов «Вентспилс нафта» (ВН).
Поводов для такого шага со стороны вице-премьера Виктора Христенко, возглавляющего комиссию по доступу к экспортным трубопроводам, вероятно, было несколько. Одним из них можно считать запуск в декабре 2001 г. первой очереди Балтийской трубопроводной системы с терминалом в Приморске, позволившей частично отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Поиск новых путей экспорта российской нефти за рубеж также становится все более актуальным в связи с подготовкой Прибалтики к вступлению в ЕС, что положит конец функционированию прибалтийских портов в режиме свободных экономических зон. В результате издержки грузоотправителей возрастут, что будет совершенно невыгодно российской стороне. Другой важной причиной можно считать прибалтийские тарифы на перевалку нефти. По официальным данным, перевалка на терминале ВН в настоящий момент стоит $4,7 за тонну нефти, в то время как, например, в Приморске – 4, в Новороссийске - 3. Кроме того, в Латвии к тарифу добавляется еще $2,1 в качестве платы за использование трубопровода «ЛатРосТранс».
Однако, несмотря на это, российские нефтяные компании заинтересованы в ВН по той причине, что Балтийская трубопроводная система, находящаяся в собственности «Транснефти», в зимний период сильно перегружена, и нефтяники вынуждены транспортировать нефть в тот же Вентспилс по железной дороге, что в 4 раза дороже. Кроме того, в последнее время все чаще стала появляться информация о том, что ВН снизил тариф на один доллар. (Представители же ВН отказались сообщить об изменении тарифов на перевалку сырой нефти в 2003 г., сославшись на коммерческую тайну предприятия).
Вместе с тем страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, это попытки помешать реализации строительства российских портов на Балтике, с другой стороны, в условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей, в том числе, и снижением тарифов. Инструментом в этой конкуренции служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами в обмен на гарантии транзитных поставок. И, наконец, предпринимаются различные попытки заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации «Вентспилс нафта», что является особенно соблазнительным. Не исключено, что создание «изоляции» ВН есть не что иное, как попытка продемонстрировать ВН ее зависимость от российского экспорта нефти, и сделано это для того, чтобы на наиболее выгодных для себя условиях завладеть околоконтрольным пакетом АО ВН.
Как известно, приватизация компании, которой принадлежит нефтетранзитная инфраструктура Латвии, должна состояться в 2003 г. Возможно, что этот пакет решила заполучить «Транснефть». Подтверждением этой версии может стать то, что доступ в Латвию «закрывается» лишь временно - пока только на первый квартал, и если бы не было интереса к ВН, было бы разрешено увеличить прокачку, например, через Одессу, а также «Транснефть» показала бы заинтересованность в новом мурманском проекте. Другим заинтересованным в приобретении ВН лицом некоторые наблюдатели называют губернатора Чукотки Романа Абрамовича, который единственный не подписался под письмом протеста Касьянову, как бы примыкая тем самым к устроителям блокады Вентспилса.
Поводов для такого шага со стороны вице-премьера Виктора Христенко, возглавляющего комиссию по доступу к экспортным трубопроводам, вероятно, было несколько. Одним из них можно считать запуск в декабре 2001 г. первой очереди Балтийской трубопроводной системы с терминалом в Приморске, позволившей частично отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Поиск новых путей экспорта российской нефти за рубеж также становится все более актуальным в связи с подготовкой Прибалтики к вступлению в ЕС, что положит конец функционированию прибалтийских портов в режиме свободных экономических зон. В результате издержки грузоотправителей возрастут, что будет совершенно невыгодно российской стороне. Другой важной причиной можно считать прибалтийские тарифы на перевалку нефти. По официальным данным, перевалка на терминале ВН в настоящий момент стоит $4,7 за тонну нефти, в то время как, например, в Приморске – 4, в Новороссийске - 3. Кроме того, в Латвии к тарифу добавляется еще $2,1 в качестве платы за использование трубопровода «ЛатРосТранс».
Однако, несмотря на это, российские нефтяные компании заинтересованы в ВН по той причине, что Балтийская трубопроводная система, находящаяся в собственности «Транснефти», в зимний период сильно перегружена, и нефтяники вынуждены транспортировать нефть в тот же Вентспилс по железной дороге, что в 4 раза дороже. Кроме того, в последнее время все чаще стала появляться информация о том, что ВН снизил тариф на один доллар. (Представители же ВН отказались сообщить об изменении тарифов на перевалку сырой нефти в 2003 г., сославшись на коммерческую тайну предприятия).
Вместе с тем страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, это попытки помешать реализации строительства российских портов на Балтике, с другой стороны, в условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей, в том числе, и снижением тарифов. Инструментом в этой конкуренции служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами в обмен на гарантии транзитных поставок. И, наконец, предпринимаются различные попытки заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации «Вентспилс нафта», что является особенно соблазнительным. Не исключено, что создание «изоляции» ВН есть не что иное, как попытка продемонстрировать ВН ее зависимость от российского экспорта нефти, и сделано это для того, чтобы на наиболее выгодных для себя условиях завладеть околоконтрольным пакетом АО ВН.
Как известно, приватизация компании, которой принадлежит нефтетранзитная инфраструктура Латвии, должна состояться в 2003 г. Возможно, что этот пакет решила заполучить «Транснефть». Подтверждением этой версии может стать то, что доступ в Латвию «закрывается» лишь временно - пока только на первый квартал, и если бы не было интереса к ВН, было бы разрешено увеличить прокачку, например, через Одессу, а также «Транснефть» показала бы заинтересованность в новом мурманском проекте. Другим заинтересованным в приобретении ВН лицом некоторые наблюдатели называют губернатора Чукотки Романа Абрамовича, который единственный не подписался под письмом протеста Касьянову, как бы примыкая тем самым к устроителям блокады Вентспилса.