ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Христенко нашел новые маршруты экспорта российской нефти

Христенко нашел новые маршруты экспорта российской нефти

Давно не секрет, что прибалтийские республики во многом зависят @ от транспортировки российской нефти через их территорию. Доходы эти оцениваются в общей сложности в $2 млрд. в год, однако последние решения правительства РФ в области экспорта нефти поставили под сомнение безмятежное благоденствие прибалтов. Вместе с тем, не привели они в восторг и российские нефтяные компании. Подтверждением тому стало письмо, адресованное российскому премьеру Михаилу Касьянову, с протестом против исключения из экспортного графика терминалов «Вентспилс нафта» (ВН).
Поводов для такого шага со стороны вице-премьера Виктора Христенко, возглавляющего комиссию по доступу к экспортным трубопроводам, вероятно, было несколько. Одним из них можно считать запуск в декабре 2001 г. первой очереди Балтийской трубопроводной системы с терминалом в Приморске, позволившей частично отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Поиск новых путей экспорта российской нефти за рубеж также становится все более актуальным в связи с подготовкой Прибалтики к вступлению в ЕС, что положит конец функционированию прибалтийских портов в режиме свободных экономических зон. В результате издержки грузоотправителей возрастут, что будет совершенно невыгодно российской стороне. Другой важной причиной можно считать прибалтийские тарифы на перевалку нефти. По официальным данным, перевалка на терминале ВН в настоящий момент стоит $4,7 за тонну нефти, в то время как, например, в Приморске – 4, в Новороссийске - 3. Кроме того, в Латвии к тарифу добавляется еще $2,1 в качестве платы за использование трубопровода «ЛатРосТранс».
Однако, несмотря на это, российские нефтяные компании заинтересованы в ВН по той причине, что Балтийская трубопроводная система, находящаяся в собственности «Транснефти», в зимний период сильно перегружена, и нефтяники вынуждены транспортировать нефть в тот же Вентспилс по железной дороге, что в 4 раза дороже. Кроме того, в последнее время все чаще стала появляться информация о том, что ВН снизил тариф на один доллар. (Представители же ВН отказались сообщить об изменении тарифов на перевалку сырой нефти в 2003 г., сославшись на коммерческую тайну предприятия).
Вместе с тем страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, это попытки помешать реализации строительства российских портов на Балтике, с другой стороны, в условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей, в том числе, и снижением тарифов. Инструментом в этой конкуренции служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами в обмен на гарантии транзитных поставок. И, наконец, предпринимаются различные попытки заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации «Вентспилс нафта», что является особенно соблазнительным. Не исключено, что создание «изоляции» ВН есть не что иное, как попытка продемонстрировать ВН ее зависимость от российского экспорта нефти, и сделано это для того, чтобы на наиболее выгодных для себя условиях завладеть околоконтрольным пакетом АО ВН.
Как известно, приватизация компании, которой принадлежит нефтетранзитная инфраструктура Латвии, должна состояться в 2003 г. Возможно, что этот пакет решила заполучить «Транснефть». Подтверждением этой версии может стать то, что доступ в Латвию «закрывается» лишь временно - пока только на первый квартал, и если бы не было интереса к ВН, было бы разрешено увеличить прокачку, например, через Одессу, а также «Транснефть» показала бы заинтересованность в новом мурманском проекте. Другим заинтересованным в приобретении ВН лицом некоторые наблюдатели называют губернатора Чукотки Романа Абрамовича, который единственный не подписался под письмом протеста Касьянову, как бы примыкая тем самым к устроителям блокады Вентспилса.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту