ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Единый государственный экзамен и как с ним жить

Единый государственный экзамен и как с ним жить

На сегодняшний день в эксперименте по введению Единого государственного экзамена участвуют 49 регионов России, @ в том числе и Челябинская область, где с 15 по 18 января под руководством первого замминистра образования РФ Виктора Болотова проходит Всероссийское совещание-семинар «Организация и задачи эксперимента по введению единого государственного экзамена 2003 года». В течение четырех дней на совещании будут рассмотрены задачи эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2003 году, опыт введения ЕГЭ в Челябинской области, проблемы использования новых информационных технологий в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ, проблемы приема и зачисления в ВУЗы и ССУЗы по итогам ЕГЭ и другие вопросы.
Освещение хода модернизации образования напоминает стрижку свиней: визга много, а шерсти мало. В связи с этим возникает множество вопросов, ответы на которые никак не находятся. Начнем с самого главного: зачем нужно вводить единый государственный экзамен?
По словам министра образования Филиппова, придуман он для того, чтобы с одной стороны, победить коррупцию на вступительных экзаменах, а с другой, расширить доступность высшего образования для способных детей из далеких регионов Российской Федерации и из сельской местности. Вместе с тем, условия сдачи ЕГЭ и его функции приблизят образование к человеку, сделают его получение более удобным, поскольку результаты ЕГЭ можно будет отправить по почте сразу в несколько ВУЗов, никуда при этом не выезжая и не тратя деньги. Кроме того, ЕГЭ будет сдаваться так же, как сейчас сдаются выпускные экзамены и сразу считаться вступительным. За выпускником остается только решить – куда?
Оставим проблему «куда?» и обратимся к тому, что такое ЕГЭ. Уже было сказано массу всего «за» и «против», но хотелось бы разобраться во всем этом подробнее. Конечно, есть бесспорное преимущество того, что выпускной экзамен из школы становится вступительным в ВУЗ – не надо подвергать абитуриентов дополнительным стрессам, тратить время и силы на дополнительную подготовку и т.д. Кстати, одним из доводов в пользу ЕГЭ и было то, что он снизит нервное напряжение подрастающего поколения.
На деле же оказалось все по-другому: многочисленные репетиции его в выпускном классе привели к повышению показателя школьной тревожности детей, депрессиям и стрессам. Да и как тут не понервничать, когда твоя судьба решится всего за несколько часов и исправить потом вряд ли что-либо удастся, потому что количество полученных баллов решит, на что в жизни можно претендовать, а о чем лучше не думать.
ЕГЭ будет сдаваться по двум предметам, причем один из них будет выбирать субъект федерации, а второй - школьник. Например, в Мурманской области в этом году выпускники будут сдавать математику и на выбор: русский язык, биологию или историю. Простите, выходит, что даже если ребенок желает стать филологом, то его зачисление на филологический факультет будет зависеть от того, насколько хорошо он сдаст математику? Смятение вызывает и то, что ЕГЭ дает право поступления как на бюджетное отделение, так и на платное, но количество баллов для того, чтобы поступить на бесплатное отделение, будет определяться на уровне субъекта федерации. Другими словами, та или другая область будет сама устанавливать порог, через который предстоит перешагнуть абитуриенту, чтобы получить образование безвозмездно. В недавнем прошлом была даже такая информация, что количество набранных баллов будет определять, какую сумму от стоимости образования должен будет вносить студент в случае, если его балл недостаточен для обучения за счет государства (что-то вроде системы государственных стипендий в США).
Нельзя пройти и мимо того, что ЕГЭ будет сдаваться всеми выпускниками России в один день и в одно время, и сроки подачи документов по всей стране также заканчиваются одновременно. Однако конечные сроки зачисления законом не оговариваются. Другим преимуществом ЕГЭ называют то, что документы можно будет отправить почтой в несколько ВУЗов и ждать дома ответы. Интересно получается. Не секрет, что почта в России работает по-разному, а сроки едины. Не предусмотрели благодетели российской глубинки и то, что копию с документов снять, чтобы в несколько заведений их разослать, там большая проблема. В нашей необъятной России есть множество мест, где в глаза никогда копировальный аппарат не видели, и чтобы снять копию, надо поехать в районный центр и просить снизойти владельца чудной техники помочь. Можно, конечно, пойти какими-либо другими путями, но, сомневаюсь, что в ВУЗах будут рассматриваться сделанные от руки и никем не заверенные копии аттестатов и свидетельств. А время будет идти…
Но самое интересное заявление наших деятелей - это все-таки про борьбу с коррупцией. Конечно, можно возразить, дескать, пока научатся обходить все препятствия, можно будет честно пожить. Однако все построено таким образом, что препятствий для тех, кто умеет «технично» решать вопросы, становится намного меньше. Приведенное выше уже содержит массу лазеек для того, чтобы оставить за бортом талантливых детей, за спинами которых нет могучих родителей, но стоит обратить внимание вот еще на какую деталь: письменный отказ, не глядя в глаза, дать намного проще. И вот здесь вспоминаются слова о том, что теперь абитуриентам не надо тратить деньги на поездку для сдачи экзаменов. Это выглядит каким-то тихим голосом совести, что мол, не стоит выбрасывать то, чего у вас и так мало, на то, что этого не стоит.
Надо признать, что модернизация образования не пользуется популярностью, о чем говорят соцопросы учителей, детей и родителей, что в таком масштабе, в каком разворачивается данный процесс, он не нужен, а нужны деньги, чтобы поднять образование. Вот о них-то и поговорим подробнее.
Учитель в современной России низведен до положения, когда только его человеческое достоинство может удержать его от похода на паперть. Вместе с тем, участие в любой экспериментальной программе обещает учителю дополнительные деньги в виде надбавок, премий и т. д. Например, вводится какое-либо новшество, связанное с преподаванием того или иного предмета. Для того, чтобы учитель его освоил, его отправляют на курсы, а за квалификацию платятся деньги. Все бы оно хорошо, но… Организация курсов, выпуск необходимой литературы, кадры преподавателей на этих курсах требуют финансового обеспечения, и Министерство образования выделяет на все это необходимые суммы. Если же учитель не хочет «повышать квалификацию», он может этого не делать, но в этом случае он лишается даже тех мизерных благ, которые он мог бы получить. Таким образом, становится понятно, почему эксперимент не популярен, но набирает обороты.
Собственно, это только маленький фрагмент того, что заставляет целые области присоединяться к развалу образования. Немаловажным фактором воздействия является и то, что кроме пересмотра содержания образования и введения ЕГЭ модернизация образования предусматривает компьютеризацию школ, улучшение и обновление учебно-методической базы, организацию питания школьников, оснащение спортивных залов и многое другое. Все оказывается тесно взаимосвязанным, но в результате получается, что нуждающаяся в материальной поддержке система образования для того, чтобы не погибнуть от нищеты, соглашается на свое «перерождение», которое в сути своей больше напоминает «вырождение». Таким образом, образование, вопреки провозглашенному курсу, из сферы приоритетов государства постепенно переходит в сферу платных услуг, поскольку за словами о благих намерениях сделать образование более доступным и упростить поступление в учебные заведения, скрывается стремление сделать так, чтобы за образование не надо было бороться тем, у кого есть деньги, но нет способностей.

И.Тарасова
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту