Российские аспекты борьбы с международным терроризмом

Российские аспекты борьбы с международным терроризмом

В Москву прибывает первый заместитель госсекретаря США Р.Армитидж. В качестве сопредседателя @ с американской стороны российско-американской рабочей группы по борьбе с терроризмом он примет участие в ее 9-м заседании, которое, как ожидается, пройдет в Особняке МИД России.
В течение 22 и 23 января Р.Армитидж вместе со своим российским коллегой заместителем министра иностранных дел России В.Трубниковым и другими участниками рабочей группы обсудят ситуацию в Афганистане, а также в других регионах, где стоит проблема терроризма, включая Центральную Азию, Кавказ и Ближний Восток. Объектом их внимания станут также "контртеррористические усилия по всему миру с особым упором на борьбу с ядерным, биологическим и химическим терроризмом".
Все это очень важно для России. Во-первых, регулярные заседания рабочей группы, которые попеременно проходят в столицах обеих стран, показывают, что США весьма заинтересованы в поддержке Россией их борьбы против международного терроризма. Соответственно поднимается и изрядно поубавленный престиж России как влиятельной силы на мировой арене. Во-вторых, сама Россия является одной из целей атак международного терроризма. Поэтому взаимодействие с Соединенными Штатами позволяет России расширить ее антитеррористические возможности. В-третьих, Россия, в отличие от США, имеет на своей территории (в Чечне) очаги международного терроризма. Поэтому она заинтересована в любой форме поддержки со стороны США ее собственных усилий по ликвидации этих очагов на своей территории. В-четвертых, двусторонняя рабочая группа по борьбе с терроризмом - наилучший канал для трансляции Россией своих озабоченностей Соединенным Штатам и их западным союзникам относительно их "двойных стандартов" в оценках ситуации в разных странах, средоточий "сил зла" и способов противодействия им.
Как известно, на двусторонних и многосторонних саммитах, в которых участвуют представители России, проблем "двойных стандартов" нет. Там встречаются лидеры стран и там царит почти благодать в отношениях между ними. Недоразумения и различия в подходах возникают, когда общее решение проблемы, согласованное на высшем уровне, переходит на уровень экспертов, где она расчленяется на подпроблемы и где вырабатываются способы их разрешения. Вот тут начинают проявляться национальные интересы, которые каждая сторона понимает, конечно же, по-своему, исходя из соображений собственной выгоды. И если на рабочем уровне возникает понимание озабоченностей партнера и даже его национальных интересов, то это является колоссальным подспорьем для общего дела.
Американцы долгое время не понимали или не хотели понимать россиян. И дело тут не в каких-то атавизмах "холодной войны". Просто после крушения СССР Россия перестала быть для США достойным противником. В Вашингтоне решили, что отныне американцы сами могут вершить все дела в мире, не оглядываясь на кого-то.
В.Путин и его представители долго рассказывали американцам и европейцам, что в Чечне Россия имеет дело с вооруженным сопротивлением людей, готовых в силу разных причин идти до конца ради торжества их своеволия. В России на новоязе последних лет таких называют "отморозками". США и их западные союзники не верили и обвиняли Москву в том, что российская власть недостаточно демократична по отношению к национальным чувствам чеченского народа.
11 сентября 2001 г. США сами столкнулись лицом к лицу с такими хорошо обученными, оснащенными и проплаченными "отморозками". И сразу поняли, что наилучшая защита - это борьба с ними в глобальном масштабе с подключением к ней всех стран, включая и Россию. А захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве показал, что эта варварская акция и атака на США - однопорядковые явления.
Совместная работа США и России против международного терроризма дает свои плоды. Чеченским боевикам в Панкисском ущелье на территории Грузии и грузинским властям приходится теперь действовать с оглядкой на США - боевики перекрашиваются в "беженцев", а Тбилиси вынужден изыскивать все новые и новые "доказательства", что не потворствует международному терроризму. Баку вдруг стал проявлять интерес к сотрудничеству с российскими силовиками в целях выявления и ликвидации транзита оружия и боевиков через азербайджанскую территорию в Дагестан и Чечню. Приходится и турецким спецслужбам заметать следы сотрудничества с чечено-арабскими боевиками. В результате организованных Соединенными Штатами коллективных международных усилий по борьбе с источниками финансирования терроризма возникли трудности для финансовой подпитки извне и "чеченского сопротивления". Несколько поумерили страсбургские поборники прав чеченских боевиков обвинительный тон в отношении России. Активизировалось сотрудничество России по линии Интерпола.
В свою очередь спецслужбы США получают от российских коллег неоценимую информацию о том, как действуют международные террористы на российской территории и как с ними ведется борьба, что очень важно для американцев в плане обеспечения их безопасности.
В принципе Россия могла бы более успешно подавлять очаги международного терроризма на своей территории. Но после развала СССР и его оборонного комплекса Россия лишилась возможности электронного "просвечивания" своего коммуникационного пространства. США, как известно, имеют такие возможности - они прослушивают весь мир, в том числе и своих союзников, не говоря уж о России.
Раз так, то почему бы в интересах совместной борьбы с терроризмом России не обратиться с предложением к США, чтобы они делились с российскими спецслужбами информацией о прослушке чеченского звена международного терроризма?
Чем не вопрос для обсуждения на 9-м заседании российско-американской рабочей группы по борьбе с терроризмом в Москве?

Э.Хамидулин
Оценить статью
(0)