Екатерина Лахова: «Нам необходим закон об основных конфессиях»

Екатерина Лахова: «Нам необходим закон об основных конфессиях»

О роли религии и религиозности в современной России в интервью @нашему корреспонденту И.Тарасовой рассказала депутат Государственной Думы, член фракции «Отечество - Вся Россия», заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, член комиссии ГД по проблемам народонаселения Екатерина Филипповна Лахова.

Не так давно прозвучало высказывание о том, что в России 80% населения верующие. Можно ли говорить о том, что демонстративное обращение к Богу – это дань моде и предвыборная тактика?

Я думаю, что каждый человек во что-то верит, независимо от политической ситуации и партийных предпочтений, и в сложную и трудную минуту практически каждый человек обращается к Богу. Это происходит неосознанно, и так было и в советское время, но только тогда всех, кто крестился и венчался, брали на учет. Теперь, конечно, этого нет. И то, что раньше старались не афишировать, теперь, наоборот, некоторые стараются показать, и достигло это таких масштабов, что у меня создается впечатление, что с начала 1990-х гг. мода какая-то пошла быть религиозным. Я говорю о начале 1990-х, потому что тогда это особенно бросалось в глаза: люди, которые были выраженными атеистами, вдруг стали стоять на службах в церкви, причем иногда это выглядело так, словно они исполняли какие-то обязанности.
Что касается того, что Вы спросили, то, возможно, что стало больше людей открытых, которые верили, искренне верили, а теперь перестали это скрывать. И в то же время, когда по телевизору показывают службы, и видишь наших руководителей, государственных деятелей, порой чувствуешь, что они там не по зову сердца, а потому что так надо. Особенно интересно, когда во время службы недалеко стоит охранник с наушником или когда в церкви есть камеры наблюдения. На меня это странно действует.
Сама я предпочитаю зайти не столько в роскошную церковь, сколько в небольшие, скромные церкви. В Москве есть много таких церквей, куда приходишь и чувствуешь себя хорошо. В этом смысле меня коробит Храм Христа Спасителя, о котором так много говорят и внутри которого много торговых лавочек. Вот, например, церковь, где хранятся иконы и мощи матушки Матроны, сильно отличается от него. Там совсем по-другому себя чувствуешь.

Скажите, в советские времена учитывались только православные или такие меры осуществлялись по отношению к представителям всех конфессий?

Должна сказать, что в советские времена о религии вообще не так много говорили, и другие конфессии были очень зажаты. В настоящее время, надо отдать должное, все конфессии имеют равные права. Раньше я и не слышала, что где-то у нас есть мечеть или синагога, и если о церквях еще как-то что-то говорили, то об этом нет. В те времена все было связано как-то больше с православной религией, может быть, акцент ставился именно на православие, потому что православных было больше, и, возможно, в связи с этим права других конфессий были несколько ущемлены.

Свобода вероисповедания привела не только к тому, что права тех или иных конфессий перестали ущемляться, но и к тому, что в Россию стали активно проникать различные секты. Есть ли способы оградить наше государство от их влияния?

Я считаю, что у нас сейчас есть законодательная база для того, чтобы помешать распространению сектантства. К сожалению, в этой Государственной Думе мы не успеем уже принять закон об основных конфессиях. Однако закон этот нам сейчас необходим, потому что в последнее время появилось очень много страшных организаций, особенно в Дальневосточном регионе. Мне кажется, что у нас такое спокойное отношение к ним как со стороны органов власти, которые могли бы что-то предпринять, так и со стороны самого гражданского общества из-за того, что люди пока еще плохо понимают, к чему это может привести.

Можно ли это, с Вашей точки зрения, объяснить безграмотностью в вопросах религии?

Конечно, это можно объяснить и безграмотностью, если говорить о культуре в целом. Думаю, что немногие обладают большими знаниями на эту тему. Вместе с тем, сейчас много выступают против предложения православной церкви ввести в школах факультативный курс православия. На мой же взгляд, это очень нужно, но не стоит ограничиваться только основами православия, а ввести историю религий. Причем, если учесть, что свободу вероисповедания у нас в стране многие восприняли как вседозволенность в этом вопросе, то во избежание разных курьезов необходимо предусмотреть стандарт данного предмета.
Однако, несмотря на все усилия, предполагаемые и предпринимаемые, прежде чем что-то изменится у нас в обществе, должно смениться еще не одно поколение. Другое дело дети, которые очень легко впитывают информацию, и могу сказать даже, что моя внучка, несмотря на то, что в школе им ни о чем не рассказывали, знает много молитв, знает историю. Поэтому, я думаю, после смены поколений количество верующих станет больше.
Признаюсь, меня несколько смущают лидеры коммунистической партии, которые, имея непосредственное отношение к той партии, которая принимала участие в уничтожении церквей и устраивала гонения на священников, теперь начинают говорить вещи прямо противоположные тому, что говорили раньше. Я теряюсь и не знаю, чему верить, потому что непонятно, когда они говорили правду.

Скажите, может ли религия стать выходом из того духовного кризиса, в котором находится наше общество?

Нельзя назвать обращение к религии единственным выходом, но она, безусловно, является одним из основных путей, который поможет нашему обществу возродить духовность и нравственность, которых нам сегодня так нехватает. В конце концов, обращение к религии духовно обогащает людей и облегчает им жизнь, а сегодня так тяжело жить. Я езжу по регионам и могу сказать, что от безысходности люди приходят к пониманию бессмысленности жизни. Сегодня мы пытаемся создать разные социальные службы, кризисные центры, куда можно обратиться, а вместе с тем, батюшка тот же психолог, который может поддержать человека, помочь ему выйти из трудной ситуации, наставить на путь истинный. Общение со священником делает человека более уверенным в себе, что позволяет по-другому смотреть на мир. Как ни странно, но даже здоровый образ жизни будет им восприниматься по-другому.
Оценить статью
(0)