Российская финансовая разведка занялась отработкой "списка организаций и физических лиц, которые @ могут быть или были причастны к терроризму". Об этом заявил председатель Комитета РФ по финансовому мониторингу Виктор Зубков. По его словам, такая работа связана с определенными трудностями, поскольку нельзя исключать использование "чистых денег" в целях финансовой подпитки террористических группировок по каналам благотворительных фондов и организаций или в форме различных пожертвований.
Зубков считает работу своего Комитета эффективной, подчеркивая, что в небывало короткие сроки в мировой практике в России была создана основа надежной системы эффективной борьбы с криминалом в финансовой сфере. Такое мнение, по словам Зубкова, разделяют представители зарубежных служб финансовой разведки.
В соответствии с положением о Комитете по финансовому мониторингу, в его компетенцию входит систематический сбор и анализ информации по всем финансовым операциям объемом свыше 600 тыс. рублей, выявление подозрительных сделок и передача материалов по ним в правоохранительные органы. Мониторинг охватывает финансовые учреждения всех категорий - банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды. В настоящее время эта система, включая внутренний контроль в финансовых учреждениях, полностью отработана - ежедневно Комитет получает до 1,5 тыс. сообщений в электронном виде. При этом утечка информации, подчеркивает Зубков, исключена, поскольку ее передача обеспечена надежной защитой.
Создаваемая база данных содержит информацию, получаемую как из российских, так и из иностранных источников. Последнее является важным элементом сотрудничества Комитета с зарубежными службами финансовой разведки. В настоящий момент КФМ совместно с МИД России определил около 26 стран, которые "представляют интерес в плане борьбы с криминалом в финансовой сфере". С некоторыми из этих стран планируется заключить соглашения о сотрудничестве, подобные уже подписанным с Италией, Бельгией, Чехией и Панамой. В марте, как ожидается, будет подписано соглашение о сотрудничестве с британской финансовой разведкой. Созданная система, считает глава финансовой разведки, привела к тому, что отмывать деньги в нашей стране стало значительно сложнее. Однако оборот "грязных денег" в России продолжает оставаться колоссальным. С последним утверждением Зубкова трудно не согласиться – негативные тенденции подтверждаются официальными данными Центробанка России. Согласно предварительным данным по оценке платежного баланса РФ за 2002 г., дефицит счета операций с капиталом и финансовыми инструментами сократился на 30% (с $16,5 млрд. до $11,6 млрд.). При этом в 2002 г. наблюдались две противоположные тенденции. Наряду с сокращением официального оттока капитала из страны бегство капитала продолжало возрастать. Так, по оценкам ЦБ РФ, чистый официальный отток капитала, рассчитанный в соответствии с международной методологией МВФ с учетом корректировки на изменение валютных резервов, в 2002 г. составил – $200 млн., то есть в абсолютном выражении инвестиции в экономику России превысили их отток из страны на $200 млн. В 2001 г. официальный отток капитала составил порядка $8,3 млрд.
На фоне позитивных изменений показателя чистого официального оттока капитала неофициальный отток (бегство капиталов) составил, по оценкам ЦБ РФ, порядка $21 млрд. Рост неофициального оттока капитала по сравнению с 2001 г. составил около 32% (в 2001 г. – $16 млрд.). Отношение показателя неофициального оттока капитала к объему экспорта увеличилось с 15,75% до 19,89%. Что касается динамики изменения показателя бегства капиталов, то, как и годом ранее, в 2002 г. продолжали действовать те же закономерности: значительное увеличение масштабов бегства капиталов во II полугодии. Так, если в первой половине года из страны было выведено нелегальным путем порядка $6,5 млрд., то во II полугодии – порядка $14,5 млрд.
На основе анализа динамики показателей официальной и неофициальной утечки капиталов в течение 2002 г. аналитиками Центробанка выявлено наличие отрицательной корелляции между этими показателями, что свидетельствует о противоположной зависимости данных процессов. Кроме того, по итогам 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составил порядка $3 млрд., что на 24,6% ниже, чем в 2001 г. ($3,98 млрд.) и на 32,3% меньше по сравнению с 2000 г. ($4,43 млрд.).
Вывод, сделанный Центробанком России на основании анализа данных платежного баланса, пессимистичен: говорить о существенном улучшении его показателей в течение 2002 г., и революционных изменениях в вопросе притока/оттока капиталов не приходится. Несмотря на заявления правительства, темпы реального вывоза капиталов из страны не сокращаются. Сокращение официального оттока капитала с превышением компенсируется увеличением нелегального оттока. Это свидетельствует о неэффективности мер правительства по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности России. В частности, отсутствует прогресс в области налогового реформирования и валютного регулирования и контроля.
Сравнивая данные Центробанка с заявлениями главы финансовой разведки, можно заключить: поспешил г-н Зубков похвастаться своими успехами.
Зубков считает работу своего Комитета эффективной, подчеркивая, что в небывало короткие сроки в мировой практике в России была создана основа надежной системы эффективной борьбы с криминалом в финансовой сфере. Такое мнение, по словам Зубкова, разделяют представители зарубежных служб финансовой разведки.
В соответствии с положением о Комитете по финансовому мониторингу, в его компетенцию входит систематический сбор и анализ информации по всем финансовым операциям объемом свыше 600 тыс. рублей, выявление подозрительных сделок и передача материалов по ним в правоохранительные органы. Мониторинг охватывает финансовые учреждения всех категорий - банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды. В настоящее время эта система, включая внутренний контроль в финансовых учреждениях, полностью отработана - ежедневно Комитет получает до 1,5 тыс. сообщений в электронном виде. При этом утечка информации, подчеркивает Зубков, исключена, поскольку ее передача обеспечена надежной защитой.
Создаваемая база данных содержит информацию, получаемую как из российских, так и из иностранных источников. Последнее является важным элементом сотрудничества Комитета с зарубежными службами финансовой разведки. В настоящий момент КФМ совместно с МИД России определил около 26 стран, которые "представляют интерес в плане борьбы с криминалом в финансовой сфере". С некоторыми из этих стран планируется заключить соглашения о сотрудничестве, подобные уже подписанным с Италией, Бельгией, Чехией и Панамой. В марте, как ожидается, будет подписано соглашение о сотрудничестве с британской финансовой разведкой. Созданная система, считает глава финансовой разведки, привела к тому, что отмывать деньги в нашей стране стало значительно сложнее. Однако оборот "грязных денег" в России продолжает оставаться колоссальным. С последним утверждением Зубкова трудно не согласиться – негативные тенденции подтверждаются официальными данными Центробанка России. Согласно предварительным данным по оценке платежного баланса РФ за 2002 г., дефицит счета операций с капиталом и финансовыми инструментами сократился на 30% (с $16,5 млрд. до $11,6 млрд.). При этом в 2002 г. наблюдались две противоположные тенденции. Наряду с сокращением официального оттока капитала из страны бегство капитала продолжало возрастать. Так, по оценкам ЦБ РФ, чистый официальный отток капитала, рассчитанный в соответствии с международной методологией МВФ с учетом корректировки на изменение валютных резервов, в 2002 г. составил – $200 млн., то есть в абсолютном выражении инвестиции в экономику России превысили их отток из страны на $200 млн. В 2001 г. официальный отток капитала составил порядка $8,3 млрд.
На фоне позитивных изменений показателя чистого официального оттока капитала неофициальный отток (бегство капиталов) составил, по оценкам ЦБ РФ, порядка $21 млрд. Рост неофициального оттока капитала по сравнению с 2001 г. составил около 32% (в 2001 г. – $16 млрд.). Отношение показателя неофициального оттока капитала к объему экспорта увеличилось с 15,75% до 19,89%. Что касается динамики изменения показателя бегства капиталов, то, как и годом ранее, в 2002 г. продолжали действовать те же закономерности: значительное увеличение масштабов бегства капиталов во II полугодии. Так, если в первой половине года из страны было выведено нелегальным путем порядка $6,5 млрд., то во II полугодии – порядка $14,5 млрд.
На основе анализа динамики показателей официальной и неофициальной утечки капиталов в течение 2002 г. аналитиками Центробанка выявлено наличие отрицательной корелляции между этими показателями, что свидетельствует о противоположной зависимости данных процессов. Кроме того, по итогам 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составил порядка $3 млрд., что на 24,6% ниже, чем в 2001 г. ($3,98 млрд.) и на 32,3% меньше по сравнению с 2000 г. ($4,43 млрд.).
Вывод, сделанный Центробанком России на основании анализа данных платежного баланса, пессимистичен: говорить о существенном улучшении его показателей в течение 2002 г., и революционных изменениях в вопросе притока/оттока капиталов не приходится. Несмотря на заявления правительства, темпы реального вывоза капиталов из страны не сокращаются. Сокращение официального оттока капитала с превышением компенсируется увеличением нелегального оттока. Это свидетельствует о неэффективности мер правительства по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности России. В частности, отсутствует прогресс в области налогового реформирования и валютного регулирования и контроля.
Сравнивая данные Центробанка с заявлениями главы финансовой разведки, можно заключить: поспешил г-н Зубков похвастаться своими успехами.