Расширенное заседание коллегии Госстроя России, на котором будут подведены итоги работы строительного комплекса и ЖКХ @ России в 2002 году и определены основные задачи на 2003 год, проходит 5-6 февраля в Омске. В его работе принимают участие около 500 представителей субъектов РФ, Администрации президента, Федерального собрания, Госстроя РФ, других министерств и ведомств. Кроме того, планируется участие руководителей министерств и ведомств 11 стран ближнего зарубежья. Начиная с 4 февраля участники коллегии посещают промышленные и строительные объекты области, знакомятся с передовыми технологиями строительства. В Омской области, одной из немногих, созданы условия для реализации пилотных проектов социально-экономического развития села в сфере жилищного строительства, принят закон о государственной поддержке ипотечного кредитования жилищного строительства. В 2003 году из федеральной казны регионам на ипотечное жилищное строительство запланировано выделение средств в объеме 2 млрд. рублей. Омская область из-за указанных достижений получит приоритетное финансирование.
Причины проведения подобных мероприятий в благополучном регионе, где есть чем похвастаться и есть что показать гостям, – обычный советский трюк. Все это создает позитивный фон восприятия деятельности Госстроя, рисуя из его достижений глянцевую обложку, за которой скрывается настоящая коммунальная катастрофа. 29 января президент России В.Путин, встречаясь со спикером Госдумы Г.Селезневым, назвал принятие нижней палатой пакета законопроектов по реформе ЖКХ приоритетным и заявил, что рассчитывает "на коллективный ум, мудрость парламента". В ответ Селезнев сказал, что "зима была тяжелая, и она еще не закончилась". Что-либо обещать за парламент в такой ситуации было просто бессмысленно. Тем более что у некоторых депутатов создалось впечатление, что они с президентом Путиным, говоря о реформе ЖКХ, думают о разных вещах.
3 февраля, после заседания рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, член фракции «Яблоко» Сергей Митрохин заявил, что обсуждаемые Госдумой поправки к закону об основах жилищной политики являются законопроектом о фискальной реформе. По его словам, «у многих, в том числе, похоже, и у президента, создалось впечатление, что уже не идет речь о 100%-ной оплате услуг ЖКХ». Однако обсуждаемый законопроект направлен именно на форсированный переход к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг, подчеркнул Митрохин, так как это предусмотрено постановлениями правительства. По его словам, структурная реформа прописана в программе правительства в качестве набора определенных мероприятий, но обязательным условием для реализации этих мероприятий избрана 100%-ная оплата. «Это безумная идея, которая ни к каким структурным реформам не ведет», - считает Сергей Митрохин.
Как известно, партия «Яблоко» предложила альтернативную концепцию реформы ЖКХ несколько месяцев назад. В ее основе лежит создание экономических стимулов. Обсуждение же правительственного законопроекта приводит Митрохина и других депутатов к мысли о том, что в нынешнем виде закон принимать нельзя. «Я не исключаю, что весенняя сессия Думы перенесет этот вопрос на осень», - предположил Митрохин.
Каково реальное состояние сферы ЖКХ?
По официальным данным Госстроя РФ, общая дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет 179,2 млрд. руб. и кредиторская задолженность 269,8 млрд. руб., при этом около 50-60% по-прежнему составляет просроченная задолженность. Наибольшая просроченная дебиторская задолженность отмечается в Республике Коми (около 80%), что, по мнению специалистов Госстроя, свидетельствует о реальной опасности банкротств для предприятий отрасли в этом регионе. Удельный вес неплатежей граждан в общем объеме задолженности составил 21%. При этом в Новосибирской области он составляет 29%, Архангельской области - 25%, Владимирской области - 24%. В результате проводимой Госстроем России работы по взысканию долгов по оплате за потребленные услуги ЖКХ задолженность в конце 2002 г. снижена на 600 млн. руб., но абсолютная ее величина остается высокой и составляет 4,8 млрд. руб.
Основным должником Госстроя остаются подразделения Минобороны России, их задолженность составляет свыше 50% от общего объема задолженности. Более 40% всей федеральной задолженности - это недоплата за водопотребление и водоотведение. В целом по России к концу 2002 г. объем просроченной задолженности по выплатам заработной платы работникам предприятий ЖКХ вырос на 8,2% по отношению к соответствующему периоду 2001 г. и составил 4,5 млрд. руб.
В настоящий момент в Госстрое РФ отмечают недостаточные запасы топлива на предприятиях ЖКХ Республики Коми и Архангельской области. Такие данные в ходе Всероссийского селекторного совещания 31 января привел первый заместитель председателя Госстроя РФ Сергей Круглик. По его словам, в Архангельской области запасы угля составляют 75,5%, запасы мазута - 44,7%, так как выделено только 42,1% финансовых средств на приобретение топлива. В Республике Коми запасы мазута составляют 15 суток, так как выделено только 75,5% финансовых средств на приобретение топлива. Трудности прохождения отопительного периода 2002-2003 гг., как считает зампред Госстроя, обусловлены следующими факторами: высокой степенью изношенности основных фондов инженерной инфраструктуры (более 60%), дефицитом финансовых средств, а также ростом цен на топливо, энергоносители, транспортные перевозки и аномальными явлениями погоды. При этом "анализ прохождения отопительного сезона 2002-2003 годов показывает, что подготовка объектов ЖКХ к работе в зимних условиях проведена не в полном объеме и не на достаточном уровне", - подчеркнул Круглик. Так, например, к началу отопительного периода в целом по Российской Федерации было проверено 69,62 тыс. отопительных котельных, снабжающих население и объекты соцкультбыта (с учетом вновь введенных источников теплоэнергии), и выдано 52 тыс. 847 паспортов готовности, или 76%. Жилищный фонд в целом по России к зиме подготовлен на 95,5% (1,27 млрд. кв. м).
Объемы капитального ремонта жилфонда практически во всех регионах весьма недостаточны. Так, при нормативной потребности 4-5% за прошедший год в Республике Коми и Архангельской области отремонтировано лишь 0,1% государственного и муниципального жилищного фонда, а Новгородской области - 0,3%. Актуальными остаются вопросы высокого удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда. В целом по России он составляет 3,1% от общей площади всего жилищного фонда страны. Наибольшая доля такого жилья из рассматриваемых регионов в Республике Коми и Архангельской области.
С начала отопительного сезона Госстрой зарегистрировал 82 крупные аварии на объектах ЖКХ (по состоянию на 31 января). Отключение систем жизнеобеспечения на 36 часов и более отмечено в 38 субъектах Российской Федерации. При этом только в январе 2003 г. произошло 19 аварий в 12 субъектах РФ. За истекший месяц наибольшее количество таких аварий зарегистрировано: по 3 аварии - в Ленинградской и Сахалинской областях; по 2 - в Республике Карелия, Архангельской области, Владимирской области и Новгородской области.
По данным независимых экспертов, расходящимся с данными Госстроя, в настоящий момент ЖКХ финансируется в среднем по стране не более чем на 10-15% от уровня, необходимого для простого сохранения систем этого сектора. Эксперты называют реформу, предложенную правительством, популистской и утверждают, что кабинет министров не предоставляет президенту страны реальной картины состояния системы ЖКХ. Так, например, по данным экспертов, в ходе январских морозов, когда в СМИ фигурировала цифра замерзающих в различных регионах 28 тыс. человек, Николай Кошман на селекторном совещании с руководителями региональных коммунальных служб называл совершенно иную цифру – 288,4 тыс. человек. Но праздничное настроение никому портить не стали, хотя президент устроил разнос и за 28 тысяч.
Очевидно, что проблемы у Госстроя есть не только в сфере ЖКХ, но и в самой строительной отрасли. Об этом свидетельствует громкий скандал, разразившийся на заседании правительства Москвы 4 февраля, посвященном ходу строительства в столице. После выступления Владимира Ресина, зачитавшего отчет о деятельности московских строителей в 2002 г. и планах на первую половину 2003 г., слово взял мэр Москвы Юрий Лужков для специального заявления. Он представил несколько коллективных писем от жителей новостроек с жалобами на низкое качество жилья. В частности, речь шла о новых домах на улице Островитянова. Мэр сказал, что пока "славное СУ-155" рапортует об успехах, жители столицы страдают от низкого качества работы строителей. Он представил фотографии домов и квартир, из которых, по его мнению, напрямую следует именно такой вывод. При этом Лужков посетовал, что за плохую работу строителей москвичи винят во всех грехах именно его, мэра.
В ответ Ресин обвинил вице-мэра Москвы Валерия Шанцева в фальсификации фотографий. В итоге Юрий Лужков решил создать комиссию, которая в пятидневный срок разберется с обвинениями в адрес строителей. По результатам ее работы, сказал Лужков, возможно обращение в прокуратуру. На следующей неделе состоится заседание московского правительства, на котором в этой же связи будут рассмотрены кадровые вопросы. "Ваша философия - зарабатывание денег, нам с Вами не по пути", - сказал Владимиру Ресину Юрий Лужков.
Интересно, с кем по пути россиянам?
Причины проведения подобных мероприятий в благополучном регионе, где есть чем похвастаться и есть что показать гостям, – обычный советский трюк. Все это создает позитивный фон восприятия деятельности Госстроя, рисуя из его достижений глянцевую обложку, за которой скрывается настоящая коммунальная катастрофа. 29 января президент России В.Путин, встречаясь со спикером Госдумы Г.Селезневым, назвал принятие нижней палатой пакета законопроектов по реформе ЖКХ приоритетным и заявил, что рассчитывает "на коллективный ум, мудрость парламента". В ответ Селезнев сказал, что "зима была тяжелая, и она еще не закончилась". Что-либо обещать за парламент в такой ситуации было просто бессмысленно. Тем более что у некоторых депутатов создалось впечатление, что они с президентом Путиным, говоря о реформе ЖКХ, думают о разных вещах.
3 февраля, после заседания рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, член фракции «Яблоко» Сергей Митрохин заявил, что обсуждаемые Госдумой поправки к закону об основах жилищной политики являются законопроектом о фискальной реформе. По его словам, «у многих, в том числе, похоже, и у президента, создалось впечатление, что уже не идет речь о 100%-ной оплате услуг ЖКХ». Однако обсуждаемый законопроект направлен именно на форсированный переход к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг, подчеркнул Митрохин, так как это предусмотрено постановлениями правительства. По его словам, структурная реформа прописана в программе правительства в качестве набора определенных мероприятий, но обязательным условием для реализации этих мероприятий избрана 100%-ная оплата. «Это безумная идея, которая ни к каким структурным реформам не ведет», - считает Сергей Митрохин.
Как известно, партия «Яблоко» предложила альтернативную концепцию реформы ЖКХ несколько месяцев назад. В ее основе лежит создание экономических стимулов. Обсуждение же правительственного законопроекта приводит Митрохина и других депутатов к мысли о том, что в нынешнем виде закон принимать нельзя. «Я не исключаю, что весенняя сессия Думы перенесет этот вопрос на осень», - предположил Митрохин.
Каково реальное состояние сферы ЖКХ?
По официальным данным Госстроя РФ, общая дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет 179,2 млрд. руб. и кредиторская задолженность 269,8 млрд. руб., при этом около 50-60% по-прежнему составляет просроченная задолженность. Наибольшая просроченная дебиторская задолженность отмечается в Республике Коми (около 80%), что, по мнению специалистов Госстроя, свидетельствует о реальной опасности банкротств для предприятий отрасли в этом регионе. Удельный вес неплатежей граждан в общем объеме задолженности составил 21%. При этом в Новосибирской области он составляет 29%, Архангельской области - 25%, Владимирской области - 24%. В результате проводимой Госстроем России работы по взысканию долгов по оплате за потребленные услуги ЖКХ задолженность в конце 2002 г. снижена на 600 млн. руб., но абсолютная ее величина остается высокой и составляет 4,8 млрд. руб.
Основным должником Госстроя остаются подразделения Минобороны России, их задолженность составляет свыше 50% от общего объема задолженности. Более 40% всей федеральной задолженности - это недоплата за водопотребление и водоотведение. В целом по России к концу 2002 г. объем просроченной задолженности по выплатам заработной платы работникам предприятий ЖКХ вырос на 8,2% по отношению к соответствующему периоду 2001 г. и составил 4,5 млрд. руб.
В настоящий момент в Госстрое РФ отмечают недостаточные запасы топлива на предприятиях ЖКХ Республики Коми и Архангельской области. Такие данные в ходе Всероссийского селекторного совещания 31 января привел первый заместитель председателя Госстроя РФ Сергей Круглик. По его словам, в Архангельской области запасы угля составляют 75,5%, запасы мазута - 44,7%, так как выделено только 42,1% финансовых средств на приобретение топлива. В Республике Коми запасы мазута составляют 15 суток, так как выделено только 75,5% финансовых средств на приобретение топлива. Трудности прохождения отопительного периода 2002-2003 гг., как считает зампред Госстроя, обусловлены следующими факторами: высокой степенью изношенности основных фондов инженерной инфраструктуры (более 60%), дефицитом финансовых средств, а также ростом цен на топливо, энергоносители, транспортные перевозки и аномальными явлениями погоды. При этом "анализ прохождения отопительного сезона 2002-2003 годов показывает, что подготовка объектов ЖКХ к работе в зимних условиях проведена не в полном объеме и не на достаточном уровне", - подчеркнул Круглик. Так, например, к началу отопительного периода в целом по Российской Федерации было проверено 69,62 тыс. отопительных котельных, снабжающих население и объекты соцкультбыта (с учетом вновь введенных источников теплоэнергии), и выдано 52 тыс. 847 паспортов готовности, или 76%. Жилищный фонд в целом по России к зиме подготовлен на 95,5% (1,27 млрд. кв. м).
Объемы капитального ремонта жилфонда практически во всех регионах весьма недостаточны. Так, при нормативной потребности 4-5% за прошедший год в Республике Коми и Архангельской области отремонтировано лишь 0,1% государственного и муниципального жилищного фонда, а Новгородской области - 0,3%. Актуальными остаются вопросы высокого удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда. В целом по России он составляет 3,1% от общей площади всего жилищного фонда страны. Наибольшая доля такого жилья из рассматриваемых регионов в Республике Коми и Архангельской области.
С начала отопительного сезона Госстрой зарегистрировал 82 крупные аварии на объектах ЖКХ (по состоянию на 31 января). Отключение систем жизнеобеспечения на 36 часов и более отмечено в 38 субъектах Российской Федерации. При этом только в январе 2003 г. произошло 19 аварий в 12 субъектах РФ. За истекший месяц наибольшее количество таких аварий зарегистрировано: по 3 аварии - в Ленинградской и Сахалинской областях; по 2 - в Республике Карелия, Архангельской области, Владимирской области и Новгородской области.
По данным независимых экспертов, расходящимся с данными Госстроя, в настоящий момент ЖКХ финансируется в среднем по стране не более чем на 10-15% от уровня, необходимого для простого сохранения систем этого сектора. Эксперты называют реформу, предложенную правительством, популистской и утверждают, что кабинет министров не предоставляет президенту страны реальной картины состояния системы ЖКХ. Так, например, по данным экспертов, в ходе январских морозов, когда в СМИ фигурировала цифра замерзающих в различных регионах 28 тыс. человек, Николай Кошман на селекторном совещании с руководителями региональных коммунальных служб называл совершенно иную цифру – 288,4 тыс. человек. Но праздничное настроение никому портить не стали, хотя президент устроил разнос и за 28 тысяч.
Очевидно, что проблемы у Госстроя есть не только в сфере ЖКХ, но и в самой строительной отрасли. Об этом свидетельствует громкий скандал, разразившийся на заседании правительства Москвы 4 февраля, посвященном ходу строительства в столице. После выступления Владимира Ресина, зачитавшего отчет о деятельности московских строителей в 2002 г. и планах на первую половину 2003 г., слово взял мэр Москвы Юрий Лужков для специального заявления. Он представил несколько коллективных писем от жителей новостроек с жалобами на низкое качество жилья. В частности, речь шла о новых домах на улице Островитянова. Мэр сказал, что пока "славное СУ-155" рапортует об успехах, жители столицы страдают от низкого качества работы строителей. Он представил фотографии домов и квартир, из которых, по его мнению, напрямую следует именно такой вывод. При этом Лужков посетовал, что за плохую работу строителей москвичи винят во всех грехах именно его, мэра.
В ответ Ресин обвинил вице-мэра Москвы Валерия Шанцева в фальсификации фотографий. В итоге Юрий Лужков решил создать комиссию, которая в пятидневный срок разберется с обвинениями в адрес строителей. По результатам ее работы, сказал Лужков, возможно обращение в прокуратуру. На следующей неделе состоится заседание московского правительства, на котором в этой же связи будут рассмотрены кадровые вопросы. "Ваша философия - зарабатывание денег, нам с Вами не по пути", - сказал Владимиру Ресину Юрий Лужков.
Интересно, с кем по пути россиянам?