Драма Ирака и выбор России

Драма Ирака и выбор России

Визиты российского президента в Германию и Францию высвечивают в новом ракурсе роль России в международных делах. @ В Берлине В.Путин вместе с германским президентом Й.Рау дали старт фестивалю "Российско-германские культурные встречи 2003-2004 годов". Во Франции в ходе государственного визита президента России намечено подписание ряда соглашений, открывающих перспективу двухстороннего сотрудничества в нефтегазовой и военно-технической сферах.
Однако главными в повестке дня российско-германских и российско-французских переговоров на высшем уровне были внешнеполитические вопросы, прежде всего по Ираку. К границам этой страны уже стянуты внушительные американо-британские силы. Они готовы нанести удар по Ираку, ждут лишь решения ООН, развязывающего руки американскому президенту.
ООН, как известно, сопротивляется американскому давлению. Большинство членов ее Совета Безопасности, включая Россию, Китай, Францию, обладающих правом вето, считает, что Ирак выполняет требования международных инспекций ООН, которые исследуют любые объекты на иракской территории и пытаются найти признаки обладания иракским режимом ядерным и иными видами оружия массового поражения (ОМП). Москва, Пекин и Париж, опираясь на отчеты международных инспекторов, которые до сих пор не нашли ни ядерного, ни иного ОМП в Ираке, полагают, что пока нет никаких оснований для использования военных мер против этой страны.
США и Великобритания ставят ультиматум: или немедленное отстранение от власти в Ираке Саддама Хусейна, или нанесение массированного удара по промышленным и иным объектам в этой стране.
Драма Ирака в том, что судьба его решается фактически без его участия. Военный кулак уже занесен для удара, и совершенно ясно, что если он будет нанесен, пострадают не только промышленные объекты, но и люди. А если учесть, что при любых обстоятельствах С.Хусейн вряд ли пострадает, то, как ни крути, получается, что США и Великобритания намерены наказать самих иракцев, вероятно, за нежелание свергать своего правителя.
Эту американо-британскую несуразность чувствуют многие в мире. Выходит, если кто-то по каким-то причинам не устраивает Вашингтон, то США могут организовать ему международную обструкцию, обвинить его в замышлении неких "преступных планов" против человечества и нанести по нему военный удар как бы в назидание другим.
Первой это испытала на себе Югославия. Сейчас та же самая технология демонстрации права силы отрабатывается на Ираке. «Кто окажется следующим?» - таким вопросом после Ирака могут задаваться в мире практически все, к кому у Вашингтона есть какие-либо претензии.
Сейчас Вашингтон проявляет явное недовольство позицией Берлина и Парижа по Ираку. Они выдвигают свой проект урегулирования иракской проблемы. В нем исключается вариант нанесения военного удара. Вместо этого предлагается разместить на иракской территории, прежде всего в местах, где есть технологическая база для работ по созданию ОМП, международные силы мира на период полного завершения деятельности международных инспекций ООН.
Этот проект, судя по всему, был основным предметом консультаций В.Путина в Берлине и Париже. Россия, как об этом не раз говорило ее руководство, выступает против применения военной силы в отношении Ирака. И понятно почему.
Помимо прочего, у нас там есть свои интересы (не только долги Ирака России или зацепки, связанные с разведкой и разработкой иракских нефтяных месторождений), и было бы неразумно от них отказываться в угоду кому бы то ни было.
Но важнее другое. Мы сами не хотим оказаться когда-нибудь в положении Ирака. Ведь война против Ирака узаконит в международных отношениях опасный прецедент, созданный военным вмешательством НАТО в дела Югославии. А к России, надо сказать, претензий у США и НАТО еще больше, чем к Ираку. Не так храним и содержим ядерное оружие. Не так утилизуем устаревшие военные и гражданские атомные реакторы. Не так быстро реализуем программу сокращения химического оружия. Загрязняем окружающую среду. Нарушаем права человека. Ведем войну на своей территории в Чечне и т.д. и т.п.
России придется сделать определенный выбор и занять четкую позицию по отношению к американо-британскому и германо-французскому вариантам урегулирования иракской проблемы. Моральный выбор очевиден - Москва против применения силы. Но все ждут политического выбора, а он не так очевиден.
Сама Россия сегодня не в состоянии помешать тому, что намереваются сделать США и Великобритания в отношении Ирака. Но поскольку их действительная цель - установить контроль над иракской нефтью, а неугодность С.Хусейна - только предлог, то военная операция против Ирака уже в ближайшее время ударит по российским интересам. Да еще как! Для нашего тощего бюджета сегодняшние высокие цены на нефть - благо, а для американской экономики - уже непосильное бремя.
Нетрудно догадаться, что будут делать американцы после установления своего контроля над Ираком. Правильно: они будут делать все, чтобы мировые цены на нефть упали до приемлемых для США 10-12 долл. за баррель. Для России это будет означать свертывание на неопределенный период инвестиционных и социальных программ, затягивание еще туже поясов. В этот же период можно будет ставить крест на всяких амбициозных планах "экономических прорывов", к разработке и осуществлению которых В.Путин призывает правительство М.Касьянова.
Все это должно побуждать Россию к активизации своих внешнеполитических усилий для предотвращения войны против Ирака. Французско-германская инициатива по урегулированию иракской проблемы открывает для В.Путина шанс успешно сыграть на этой площадке во благо российских интересов, не теряя своего политического лица.

Э.Хамидулин
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту