ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Игра в слова между народом и правительством

Игра в слова между народом и правительством

После встречи депутатов Госдумы с премьером М.Касьяновым, который в рамках правительственного @ часа 12 февраля рассказал им о состоянии жилищно-коммунальной сферы, нижняя палата начала готовиться к рассмотрению законопроектов по реформе ЖКХ на пленарном заседании. Можно ли рассчитывать на то, что депутаты оценят откровенность премьера, признавшего, что проводимая в стране реформа ЖКХ не дала тех результатов, на которые рассчитывало правительство и поэтому требует корректировки, и пойдут навстречу президенту, который лично просил спикера Госдумы рассмотреть законопроекты по реформе ЖКХ в первоочередном порядке, и принять их?
Ответить на этот вопрос сложно, так как многие депутаты руководствуются в решении этой проблемы политическими интересами, а не социальными, рассматривая предстоящее голосование по реформе ЖКХ как средство давления на кабинет. Не исключено, что после создания совместной комиссии из представителей правительства и парламента по проведению реформы ЖКХ центристы, являющиеся движущей силой думского прогресса, вообще спустят все жилищно-коммунальные споры с правительством на тормозах и перестанут предъявлять к кабинету претензии по этому поводу. Тем более, что начать реформу ЖКХ просил сам президент.
Михаил Касьянов "ничего не сказал о том, какой должна быть реформа, каков механизм ее проведения и какие сроки" – такую оценку дал выступлению премьера заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Сергей Штогрин. Однако на наш взгляд, нельзя не признать, что некоторые декларации Касьянова были выдержаны в духе положений концепции реформирования ЖКХ, которую предлагает «Яблоко». Например: «Реформа не может и не должна осуществляться за счет населения… на сегодняшний день в большинстве регионов расходы на функционирование ЖКХ покрываются за счет населения более чем на 100%…».
«…В управлении и обслуживании ЖКХ необходимо создать конкурентную среду. Одной из основ для такой системы должен стать принцип, позволяющий предприятиям любой формы собственности управлять имуществом в этом секторе…»
«…Первейшей задачей в сфере ЖКХ является остановка роста тарифов. Локальные монополии в ЖКХ должны находиться под государственным контролем и регулироваться, как любая другая монополия…»
Что предложил премьер? Во избежание необоснованного и бесконтрольного роста тарифов наделить правительство правом устанавливать единую методологию начисления тарифов по всей стране, что предусмотрено законопроектом "Об основах жилищной политики", который принят Госдумой в первом чтении. Другой важнейшей задачей он назвал принятие мер по реструктуризации долгов предприятий отрасли, так как большая часть задолженности ЖКХ приходится на региональные и местные бюджеты. Никаких других конкретных предложений по нормализации ситуации в сфере ЖКХ не прозвучало. Однако, по словам Касьянова, если начать проведение реформы ЖХК сегодня, то через 5 лет ситуацию удастся нормализовать.
Также хочется отметить, что, судя по выступлению премьера в Госдуме, реформа ЖКХ сегодня является единственным «черным пятном» в жизни правительства. Так как по остальным направлениям наблюдаются сплошные успехи. Итогами 2002 года Касьянов доволен: это четвертый год, который закончился для России "с хорошим плюсом практически по всем показателям". ВВП увеличился на 4,3%, производительность труда выросла на 4,5%, реальные доходы населения возросли почти на 9%. За три последних года ВВП страны увеличился почти на 20%, а реальные доходы населения - почти на четверть. Кроме того, по словам Касьянова, проблемы внешнего долга более не существует, так как его доля за последние годы снизилась со 100% до 40% ВВП. Сегодня внешний долг России в процентном отношении к ВВП ниже того уровня, который рекомендует Евросоюз, и ниже, чем любой из стран Евросоюза.
"Почему правительство не хочет направить бюджетный профицит - в 2001 году он составил 318 млрд. рублей, по плану 2002 года - 109 млрд. рублей, по плану 2003 года - 72 млрд. рублей - на повышение заработной платы бюджетникам?" - спросил премьера член комитета Госдумы по образованию и науке Иван Мельников.
"Мы не можем вырывать один вопрос из контекста общей логики экономического развития. Повысив заработную плату, не обеспеченную другим материальным производством и всем другим обеспечением, что положено в общей макроэкономической модели, мы разрушим существующую стабильность. Нечего будет покупать в магазинах. Инфляция вырастет так, что нечего будет покупать", - ответил Касьянов. При этом он подчеркнул, что правительство регулярно проводит повышение заработной платы бюджетникам, но в стране "нет лишних денег". А чтобы увеличивать зарплату чаще, необходимо в течение трех лет создать так называемый стабилизационный фонд, который повысит предпринимательскую активность в перерабатывающей сфере.
С данными статистики, выводами Центробанка и прогнозами независимых экспертов эту часть выступления Касьянова сравнивать не хочется, так как рефлексии, как следует из данных заявлений, для нашего премьера вообще не существует (при этом вспоминается недавний телевизионный сюжет о В.Черномырдине, который рассказывал о том, как увидел работающего с прессой Е.Примакова и выразил ему свое возмущение, заявив, что сам никогда не читает то, что о правительстве пишут газеты).
На что хотелось бы обратить внимание депутатов перед тем, как они начнут обсуждать законопроекты о реформе ЖКХ?
В населенных пунктах России, где централизованной системы отопления вообще нет, проживает 19% наших сограждан (в том числе жителей сел - 51%). При этом к централизованной системе отопления подключены далеко не все дома даже в тех населенных пунктах, где эта система имеется. В результате треть россиян (30%) обеспечивают тепло в своих жилищах собственными силами. Что же касается граждан, чьи дома обогреваются централизованно, то более четверти из них (19%) уже пережили этой зимой отключение отопления. В целом большинство россиян на холод в своих домах не жалуются (66%), хотя у каждого третьего "этой зимой в квартире (доме) было недостаточно тепло" (34%). Только 37% наших сограждан не предпринимают каких-либо усилий для того, чтобы в их доме стало теплее. Остальным приходится что-то делать для обогрева жилища или поддержания в нем приемлемой температуры: 37% утепляют двери, балконы, заклеивают оконные рамы, ставят новые батареи; 7% включают электрические обогревательные приборы, а 3% - кухонную газовую плиту. 5%, не ограничиваясь "самодеятельностью", требуют от коммунальных служб и властей всех уровней - от ЖЭКов и РЭУ до мэров и губернаторов - улучшить отопление жилых помещений.
По мнению большинства россиян (53%), готовность к зиме отопительных систем в первую очередь зависит от местных властей; каждый третий (34%) полагает, что ответственность за тепло в домах в равной мере несут местные и центральные власти (34%), а 6% возлагают ее исключительно на центральные власти.
Что же должны сделать власти и жилищно-коммунальные службы для того, чтобы в домах россиян было тепло? Этот вопрос оказался трудным для 21% наших сограждан. Остальные смогли перечислить необходимые, с их точки зрения, меры. Прежде всего, готовясь к отопительному сезону, надо соблюдать график работ (21%). О необходимости капитального ремонта котельных, труб и всей отопительной системы, замены проржавевших труб заявили еще 20% россиян.
19% полагает, что главное - это изменить отношение властей и коммунальщиков к проблеме теплоснабжения, больше думать о людях, и тогда все будет в порядке. Навести порядок в службах ЖКХ считают необходимым 17% россиян. А для того, чтобы хорошая работа стала нормой, предлагается "чаще использовать уголовную ответственность", "тщательнее контролировать действия коммунальщиков" и расходование ими отпущенных средств, а также укреплять кадровый состав жилищно-коммунальных служб. По мнению 13% россиян, следует, во-первых, улучшить финансирование ЖКХ, в частности, выделять средства на ремонт и замену устаревшего оборудования, во-вторых, повысить зарплату сотрудникам этой сферы, чтобы стимулировать их труд и привлечь квалифицированные кадры, и, в-третьих, снизить коммунальные тарифы, чтобы люди вовремя и в полном объеме могли платить "за тепло" и "за квартиры".
Провести реформу ЖКХ, пересмотреть все принципы работы этой хозяйственной отрасли предлагают 3% россиян. А 1% видит самый эффективный способ успешного решения проблемы замерзающих домов в том, чтобы "посадить руководителей в квартиры, где сломалось отопление, на несколько дней".
Могут ли простые люди повлиять на власти, чтобы проблема отопления была решена?" Менее трети россиян верят в возможность влияния на власти в этом бытовом вопросе (28%). Большинство же уверены в обратном (60%). Требовать, жаловаться, писать письма, ходить по инстанциям, информировать - такие методы предлагают 11% граждан, или почти половина тех, кто верит, что давление на власти может оказаться результативным. Демонстрации, митинги, пикеты, забастовки, голодовки и другие коллективные акции протеста считают эффективными мерами воздействия на власть 6% россиян. Еще 6% наших сограждан тоже верят в действенность коллективных мер, но не уточняют, каких именно; главное, по их мнению, выступать не поодиночке, а всем миром.
Финансовые рычаги считают наиболее эффективными 4% россиян. При этом одни (2%) предлагают не платить за отопление и другие коммунальные услуги, когда они не предоставляются в необходимом объеме. Другие же (еще 2%), напротив, предлагают всем "вовремя оплачивать коммунальные расходы" и всячески помогать властям "требовать оплату от должников за отопление". Кроме того, 1% россиян считает, что нельзя снимать с самих себя ответственность за выборную власть: чтобы можно было "спросить с того, кого избрали", нужно избирать в депутаты "порядочных людей". И только 1% вспомнил про возможность воздействовать на власти в судебном порядке.
Этот репрезентативный опрос Фонд «Общественное мнение» провел в конце января, и его результаты довольно наглядны. Они показывают, что россияне прекрасно понимают причины, из-за которых система ЖКХ оказалась в кризисной ситуации, и знают, кто в этом виноват. Однако, совершенно не надеясь на помощь со стороны властей, многие люди стараются решать возникающие в этой сфере проблемы самостоятельно.
Низкая протестная активность россиян и уверенность людей в том, что на власть повлиять невозможно - новость для правительства приятная во всех отношениях. А мысль о том, что можно делать все что угодно, а народ строить баррикады все равно не пойдет, способна стимулировать дальнейшее пренебрежение интересами населения.
Сомневаться в том, что центристы обеспечат поддержку правительственных законопроектов в сфере ЖКХ, не приходится. Однако сумеет ли реформа обрести «социальное лицо»? Это зависит от деятельности согласительной комиссии.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту