Проблемами обеспечения безопасности в окружающем ее неустойчивом мире Россия @ озаботилась давно. И продовольственная безопасность занимает среди прочих одно из первых мест. Около ста лет минуло с тех пор, когда Россия кормила весь мир. Сегодня почти весь мир кормит ее: десятилетия бездарного распоряжения богатейшими ресурсами и варварской эксплуатации бескрайних угодий не прошли даром.
В настоящий момент уровень обеспечения населения страны отечественными продовольствием и продуктами питания составляет менее 60% и более 40% - импортными. «Это ниже порога продовольственной независимости, который определен международными стандартами в 27% потребления продовольствия несобственного производства», - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Опенышев. По его словам, продовольственная безопасность Россией "практически утрачена", и основными причинами такой диспропорции являются "отсутствие целостной системы государственной политики в отношении АПК" и нарушение действующего законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделяемых на нужды села.
Анализируя ситуацию в АПК, Комитет вместе с Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ ознакомились с аналитической запиской аудитора Счетной палаты РФ Ивана Дахова, курирующего в ней вопросы агропромышленного комплекса. В ней говорится, что за последние три с половиной года госсредства в объеме 34,2 млрд. рублей были использованы в АПК с нарушением действующего законодательства, что составило 35,5% от общего объема выделенного централизованного финансирования из федерального бюджета. При этом 6,8 млрд. рублей, или 7% от этого объема, использовано не по целевому назначению. Общие размеры потерь, которые понесли бюджетополучатели АПК вследствие изъятия средств федерального бюджета, предназначенных для поддержки отрасли, на погашение коммерческим банкам задолженности организаций – получателей кредитов, выданных им под гарантии Министерства финансов РФ, а также замены финансирования неденежными (суррогатными) формами исчисляется, согласно экспертным оценкам, в 16-19 млрд. рублей.
Вместе с тем, говорится в материалах Счетной палаты, возможности ОАО "Россельхозбанк", как основного элемента кредитно-финансового обслуживания АПК, не используются. Так, за 2000-2001 годы и за 9 месяцев прошлого года размер выданных им кредитов превысил 10 млрд. руб., из которых только 4,7 млрд. руб., или 45,2%, получили сельхозтоваропроизводители и фермерские хозяйства. А Минсельхоз РФ вернул в прошлом году в федеральный бюджет, как неиспользованные, 3,67 млрд. рублей - в 1,6 раза больше объема среднемесячного финансирования АПК.
В Минсельхозе допущенные нарушения предпочитают не комментировать, хотя факт утраты Россией продовольственной безопасности признают. Называя одной из главных задач своего ведомства обеспечить защиту отечественного производителя путем квотирования импорта сельхозпродукции, министр А.Гордеев подчеркивает, что российский АПК имеет положительную динамику роста и способен этот импорт заменить. В результате постановления правительства о защитных мерах в сельском хозяйстве импорт мяса птицы сокращается на 30%, свинины - на 22%, говядины - на 16%. Эти меры Гордеев считает необходимыми для вступления России в ВТО и подчеркивает, что их введение "позволит стимулировать рост производства мяса крупного рогатого скота на 4-5%, свинины - на 7%, а продукцию птицеводства - на 15-20%.
14 февраля министр А.Гордеев заявил, что правительство России либо пойдет на ограничение ввоза мяса птицы из США, либо будет настаивать на соблюдении экспортерами российских стандартов. По его словам, в отношении поставок мяса птицы из США сейчас ведутся сложные и интенсивные переговоры. Все дело в том, что в России стандарты качества к мясу птицы значительно выше, чем у американцев, и "мы ставим задачу, чтобы американские производители мяса переналадили свою технологию и поставляли продукцию в соответствии с нашими требованиями".
Согласно сообщению Госкомстата России, объем российского импорта мяса птицы в 2002 г. уменьшился примерно на 9%. Также изменились доли стран-экспортеров в российском импорте и структура импорта. Рыночная доля США в российском импорте мяса птицы снизилась с 78% в 2001 г. до 56% в 2002 г. в то время как доля других стран увеличилась. Больше всего увеличилась рыночная доля Бразилии, экспортировавшей цельную курицу. Ее доля в российском импорте мяса птицы увеличилась с 7% до 19%.
Независимые эксперты, анализируя последствия введения квот на российском рынке мяса, уже заявили, что это приведет к росту цен на все виды мясной продукции уже в апреле-мае на 30-50%. Главная причина – большинство колбасных изделий и полуфабрикатов производится с использованием импортного сырья, и, следовательно, рост цен ожидает не только сами мясные продукты, но и все производные из них.
Опубликованный 13 февраля опрос Фонда «Общественное мнение» озаглавлен: «Немощное министерство немощного хозяйства». Его результаты довольно точно характеризуют отношение наших граждан к Минсельхозу и его деятельности в целом. По оценкам 59% россиян, Министерство сельского хозяйства работает плохо. На вопрос «почему» прозвучали такие ответы: сельское хозяйство находится в упадке (10%); у жителей села - низкая зарплата, они "живут бедно, плохо" (9%); хозяйство не обеспечено техникой, запчастями, топливом и вообще недостаточно финансируется (19%), а виноваты в этом чиновники министерства, разворовывающие, по мнению 3% опрошенных, выделяемые государством средства.
В вину Минсельхозу ставится и то, что и сами сельские жители "все разграбили, растащили" (2%). Показателем плохой работы министерства респонденты считают также развал колхозов и совхозов; в результате, отмечают они, в России появилось много "заброшенных полей", "нет работы" для людей (9%). Кроме того, респонденты обвиняют Минсельхоз в неправильной закупочной политике: в магазине "засилье иностранных продуктов", а отечественные производители "не могут реализовать свою продукцию", она "низко ценится, и ее трудно сбыть" (7%).
Только 8% опрошенных считают, что Минсельхоз работает хорошо. Этих респондентов социологи тоже попросили аргументировать свою точку зрения. Оптимисты сказали, что в магазинах - изобилие продуктов (2%), а в 2002 году собран хороший урожай.
Россияне уверены в том, что положение в сельском хозяйстве полностью или в значительной мере зависит от деятельности министра (64%). Считают, что от его действий мало что зависит, 21% опрошенных. Однако имя министра сельского хозяйства знают немногие россияне (8%). Для остальных (78%) - это просто должность, ни с кем конкретно не ассоциирующаяся.
Очевидно, что введение новых квот на импорт мяса первыми почувствуют на своем кошельке россияне, а вовсе не отечественные производители, о которых так печется Гордеев. В результате меры по обеспечению продовольственной безопасности могут превратиться в инструмент социальной дестабилизации.
В настоящий момент уровень обеспечения населения страны отечественными продовольствием и продуктами питания составляет менее 60% и более 40% - импортными. «Это ниже порога продовольственной независимости, который определен международными стандартами в 27% потребления продовольствия несобственного производства», - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Опенышев. По его словам, продовольственная безопасность Россией "практически утрачена", и основными причинами такой диспропорции являются "отсутствие целостной системы государственной политики в отношении АПК" и нарушение действующего законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделяемых на нужды села.
Анализируя ситуацию в АПК, Комитет вместе с Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ ознакомились с аналитической запиской аудитора Счетной палаты РФ Ивана Дахова, курирующего в ней вопросы агропромышленного комплекса. В ней говорится, что за последние три с половиной года госсредства в объеме 34,2 млрд. рублей были использованы в АПК с нарушением действующего законодательства, что составило 35,5% от общего объема выделенного централизованного финансирования из федерального бюджета. При этом 6,8 млрд. рублей, или 7% от этого объема, использовано не по целевому назначению. Общие размеры потерь, которые понесли бюджетополучатели АПК вследствие изъятия средств федерального бюджета, предназначенных для поддержки отрасли, на погашение коммерческим банкам задолженности организаций – получателей кредитов, выданных им под гарантии Министерства финансов РФ, а также замены финансирования неденежными (суррогатными) формами исчисляется, согласно экспертным оценкам, в 16-19 млрд. рублей.
Вместе с тем, говорится в материалах Счетной палаты, возможности ОАО "Россельхозбанк", как основного элемента кредитно-финансового обслуживания АПК, не используются. Так, за 2000-2001 годы и за 9 месяцев прошлого года размер выданных им кредитов превысил 10 млрд. руб., из которых только 4,7 млрд. руб., или 45,2%, получили сельхозтоваропроизводители и фермерские хозяйства. А Минсельхоз РФ вернул в прошлом году в федеральный бюджет, как неиспользованные, 3,67 млрд. рублей - в 1,6 раза больше объема среднемесячного финансирования АПК.
В Минсельхозе допущенные нарушения предпочитают не комментировать, хотя факт утраты Россией продовольственной безопасности признают. Называя одной из главных задач своего ведомства обеспечить защиту отечественного производителя путем квотирования импорта сельхозпродукции, министр А.Гордеев подчеркивает, что российский АПК имеет положительную динамику роста и способен этот импорт заменить. В результате постановления правительства о защитных мерах в сельском хозяйстве импорт мяса птицы сокращается на 30%, свинины - на 22%, говядины - на 16%. Эти меры Гордеев считает необходимыми для вступления России в ВТО и подчеркивает, что их введение "позволит стимулировать рост производства мяса крупного рогатого скота на 4-5%, свинины - на 7%, а продукцию птицеводства - на 15-20%.
14 февраля министр А.Гордеев заявил, что правительство России либо пойдет на ограничение ввоза мяса птицы из США, либо будет настаивать на соблюдении экспортерами российских стандартов. По его словам, в отношении поставок мяса птицы из США сейчас ведутся сложные и интенсивные переговоры. Все дело в том, что в России стандарты качества к мясу птицы значительно выше, чем у американцев, и "мы ставим задачу, чтобы американские производители мяса переналадили свою технологию и поставляли продукцию в соответствии с нашими требованиями".
Согласно сообщению Госкомстата России, объем российского импорта мяса птицы в 2002 г. уменьшился примерно на 9%. Также изменились доли стран-экспортеров в российском импорте и структура импорта. Рыночная доля США в российском импорте мяса птицы снизилась с 78% в 2001 г. до 56% в 2002 г. в то время как доля других стран увеличилась. Больше всего увеличилась рыночная доля Бразилии, экспортировавшей цельную курицу. Ее доля в российском импорте мяса птицы увеличилась с 7% до 19%.
Независимые эксперты, анализируя последствия введения квот на российском рынке мяса, уже заявили, что это приведет к росту цен на все виды мясной продукции уже в апреле-мае на 30-50%. Главная причина – большинство колбасных изделий и полуфабрикатов производится с использованием импортного сырья, и, следовательно, рост цен ожидает не только сами мясные продукты, но и все производные из них.
Опубликованный 13 февраля опрос Фонда «Общественное мнение» озаглавлен: «Немощное министерство немощного хозяйства». Его результаты довольно точно характеризуют отношение наших граждан к Минсельхозу и его деятельности в целом. По оценкам 59% россиян, Министерство сельского хозяйства работает плохо. На вопрос «почему» прозвучали такие ответы: сельское хозяйство находится в упадке (10%); у жителей села - низкая зарплата, они "живут бедно, плохо" (9%); хозяйство не обеспечено техникой, запчастями, топливом и вообще недостаточно финансируется (19%), а виноваты в этом чиновники министерства, разворовывающие, по мнению 3% опрошенных, выделяемые государством средства.
В вину Минсельхозу ставится и то, что и сами сельские жители "все разграбили, растащили" (2%). Показателем плохой работы министерства респонденты считают также развал колхозов и совхозов; в результате, отмечают они, в России появилось много "заброшенных полей", "нет работы" для людей (9%). Кроме того, респонденты обвиняют Минсельхоз в неправильной закупочной политике: в магазине "засилье иностранных продуктов", а отечественные производители "не могут реализовать свою продукцию", она "низко ценится, и ее трудно сбыть" (7%).
Только 8% опрошенных считают, что Минсельхоз работает хорошо. Этих респондентов социологи тоже попросили аргументировать свою точку зрения. Оптимисты сказали, что в магазинах - изобилие продуктов (2%), а в 2002 году собран хороший урожай.
Россияне уверены в том, что положение в сельском хозяйстве полностью или в значительной мере зависит от деятельности министра (64%). Считают, что от его действий мало что зависит, 21% опрошенных. Однако имя министра сельского хозяйства знают немногие россияне (8%). Для остальных (78%) - это просто должность, ни с кем конкретно не ассоциирующаяся.
Очевидно, что введение новых квот на импорт мяса первыми почувствуют на своем кошельке россияне, а вовсе не отечественные производители, о которых так печется Гордеев. В результате меры по обеспечению продовольственной безопасности могут превратиться в инструмент социальной дестабилизации.