18 февраля в Совете Федерации был особенный день. Состоялось плановое, но не рядовое, @ по определению вице-спикера А.Торшина, заседание Совета законодателей. Сначала вспомним, что Совет законодателей был создан нынешним спикером Совета Федерации С.Мироновым 21 мая прошлого года. Без сомнения, эта инициатива спикера была поддержана президентом В.Путиным. В его состав вошли руководители региональных парламентов. С.Миронову, видимо, не давало покоя существование Госсовета при президенте РФ, который объединил глав администраций регионов страны и продемонстрировал некое подобие государственной деятельности. Правда, результаты этой деятельности как-то затушевались временем, но на то и клуб по интересам. С расформированием прежнего состава Совета Федерации региональные президенты и губернаторы фактически перестали наезжать в первопрестольную по государственным делам и несколько обиделись на это. Вот и придумал президент В.Путин для них Госсовет, чтобы в нём они как бы принимали решения по государственным вопросам. Прислушается к ним федеральная власть и олигархи или нет – это уже дело другое. На современный лад получается, что Госсовет - это клуб для высоких региональных руководителей, чтобы не заскучали они в своих территориях. А как иначе - Госсовет конституционного статуса не имеет, решения его для органов федеральной власти и управления носят всего лишь рекомендательный характер.
Но кремлёвские политтехнологи, видимо, не сразу сообразили, что в прежнем составе Совета Федерации рядом с губернаторами сидели руководители законодательных органов регионов, которые до мая прошлого года с грустью и завистью наблюдали, как главы администраций их регионов съезжались в Москву сообща решать государственные вопросы. Разумеется, долго таким положение дел оставаться не могло. Вот и был создан Совет законодателей при председателе Совета Федерации. Статус-кво был восстановлен, и клуб для региональных руководящих парламентариев начал функционировать.
Поначалу ничем особенным Совет законодателей себя не проявлял. И вот, наконец, «нерядовое» его заседание состоялось. Вопросы законодатели рассмотрели весьма актуальные: «О проблемах разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» и «О ходе работы по подготовке к введению смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации». Если эти формулировки изложить более понятным языком, то получается, что региональные руководящие законодатели решили высказать свои мнения по пакету законопроектов о реформе региональных органов государственной власти и местного самоуправления, подготовленному рабочей группой под руководством замглавы администрации президента РФ Д.Козака, а также по недавно принятой новой редакции закона об избирательных правах граждан России, подготовленной Центризбиркомом. Можно, конечно, несколько удивиться такой повестке дня заседания. Пакет законопроектов, подготовленный комиссией Д.Козака, был подробно обсуждён и Госсоветом, и правительством, внесён в Госдуму ещё в начале текущего года. Госдума будет обсуждать его в первом чтении 21 февраля. Новая редакция закона об избирательных правах граждан была принята и подписана президентом В.Путиным еще в 2002 году. Так по каким же причинам региональные парламентарии решили высказаться по этим проблема? Перед заседанием законодатели, судя по сообщениям СМИ, были настроены критически. Слышались заявления, что «закон (видимо, проект закона?) о разграничении полномочий ущемляет права законодателя на региональном уровне, сводит их практически на нет». Большинство членов Совета законодателей высказывали недовольство положениями закона об избирательных правах граждан, предусматривающими с 1 июля текущего года выборы не менее половины депутатов законодательных собраний регионов по партийным спискам. По мнению председателя мурманской облдумы П.Сажинова, нужно внести коррективы в действующий закон и несколько снизить норму выборов региональных депутатов по партийным спискам. В общем, лёгкая региональная парламентская фронда была налицо.
Заседание Совета законодателей расставило всё по своим местам. Несмотря на осторожные критические высказывания, звучавшие в отдельных выступлениях региональных парламентариев, Совет решил рекомендовать Госдуме принять пакет законопроектов, подготовленный комиссией Д.Козака, в первом чтении. Признав, что роль субъектов РФ в создании развитой партийной системы крайне важна, Совет решил рекомендовать представительным органам госвласти субъектов РФ продолжить и в срок до 14 июля 2003 года завершить работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с законом о гарантиях избирательных прав граждан РФ. То есть региональная парламентская фронда была задавлена на корню. Особый шарм заседанию региональных парламентариев придало присутствие на нём президента В.Путина. В своём коротком выступлении президент, с присущей ему экспрессией, доходчиво разъяснил регионалам, что становление партийной системы есть очередной шаг к формированию в стране гражданского общества, и не стоит противиться этому. Судя по принятому Советом решению, члены Совета законодателей поняли это разъяснение президента быстро и безоговорочно.
На фоне столь значительного мероприятия хорошо смотрелся спикер Совета Федерации С.Миронов. Статусность заседания региональных парламентариев и внимание к нему президента В.Путина были, видимо, для него компенсацией за нервно-волнительные минуты, проведённые в ожидании избрания нового состава депутатского корпуса питерского парламента и подтверждения этим парламентом С.Миронова в качестве своего представителя. Да, а зачем всё же собирались законодатели? Ответ на этот вопрос, скорее всего, может быть очень многоплановым и мало аргументированным. Видимо, себя показать и на других посмотреть. Вот только платит за эти статусные мероприятия конкретный налогоплательщик свои реальные деньги. Не пора ли перевести такого рода Советы в конституционную плоскость, наделив их вполне конкретными правами и обязанностями? А так получаются элитные клубы.
А. Солодов
Но кремлёвские политтехнологи, видимо, не сразу сообразили, что в прежнем составе Совета Федерации рядом с губернаторами сидели руководители законодательных органов регионов, которые до мая прошлого года с грустью и завистью наблюдали, как главы администраций их регионов съезжались в Москву сообща решать государственные вопросы. Разумеется, долго таким положение дел оставаться не могло. Вот и был создан Совет законодателей при председателе Совета Федерации. Статус-кво был восстановлен, и клуб для региональных руководящих парламентариев начал функционировать.
Поначалу ничем особенным Совет законодателей себя не проявлял. И вот, наконец, «нерядовое» его заседание состоялось. Вопросы законодатели рассмотрели весьма актуальные: «О проблемах разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления» и «О ходе работы по подготовке к введению смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации». Если эти формулировки изложить более понятным языком, то получается, что региональные руководящие законодатели решили высказать свои мнения по пакету законопроектов о реформе региональных органов государственной власти и местного самоуправления, подготовленному рабочей группой под руководством замглавы администрации президента РФ Д.Козака, а также по недавно принятой новой редакции закона об избирательных правах граждан России, подготовленной Центризбиркомом. Можно, конечно, несколько удивиться такой повестке дня заседания. Пакет законопроектов, подготовленный комиссией Д.Козака, был подробно обсуждён и Госсоветом, и правительством, внесён в Госдуму ещё в начале текущего года. Госдума будет обсуждать его в первом чтении 21 февраля. Новая редакция закона об избирательных правах граждан была принята и подписана президентом В.Путиным еще в 2002 году. Так по каким же причинам региональные парламентарии решили высказаться по этим проблема? Перед заседанием законодатели, судя по сообщениям СМИ, были настроены критически. Слышались заявления, что «закон (видимо, проект закона?) о разграничении полномочий ущемляет права законодателя на региональном уровне, сводит их практически на нет». Большинство членов Совета законодателей высказывали недовольство положениями закона об избирательных правах граждан, предусматривающими с 1 июля текущего года выборы не менее половины депутатов законодательных собраний регионов по партийным спискам. По мнению председателя мурманской облдумы П.Сажинова, нужно внести коррективы в действующий закон и несколько снизить норму выборов региональных депутатов по партийным спискам. В общем, лёгкая региональная парламентская фронда была налицо.
Заседание Совета законодателей расставило всё по своим местам. Несмотря на осторожные критические высказывания, звучавшие в отдельных выступлениях региональных парламентариев, Совет решил рекомендовать Госдуме принять пакет законопроектов, подготовленный комиссией Д.Козака, в первом чтении. Признав, что роль субъектов РФ в создании развитой партийной системы крайне важна, Совет решил рекомендовать представительным органам госвласти субъектов РФ продолжить и в срок до 14 июля 2003 года завершить работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с законом о гарантиях избирательных прав граждан РФ. То есть региональная парламентская фронда была задавлена на корню. Особый шарм заседанию региональных парламентариев придало присутствие на нём президента В.Путина. В своём коротком выступлении президент, с присущей ему экспрессией, доходчиво разъяснил регионалам, что становление партийной системы есть очередной шаг к формированию в стране гражданского общества, и не стоит противиться этому. Судя по принятому Советом решению, члены Совета законодателей поняли это разъяснение президента быстро и безоговорочно.
На фоне столь значительного мероприятия хорошо смотрелся спикер Совета Федерации С.Миронов. Статусность заседания региональных парламентариев и внимание к нему президента В.Путина были, видимо, для него компенсацией за нервно-волнительные минуты, проведённые в ожидании избрания нового состава депутатского корпуса питерского парламента и подтверждения этим парламентом С.Миронова в качестве своего представителя. Да, а зачем всё же собирались законодатели? Ответ на этот вопрос, скорее всего, может быть очень многоплановым и мало аргументированным. Видимо, себя показать и на других посмотреть. Вот только платит за эти статусные мероприятия конкретный налогоплательщик свои реальные деньги. Не пора ли перевести такого рода Советы в конституционную плоскость, наделив их вполне конкретными правами и обязанностями? А так получаются элитные клубы.
А. Солодов