Что будем национализировать?

Что будем национализировать?

Не прошло и двенадцати лет существования демократической России, одним из запоминающихся событий @ которых стала перемоловшая госсобственность приватизация, как правительство вспомнило об обратном процессе – национализации. В разработанном Минимущества проекте федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ (национализации)" дается понятие этого любимого большевиками термина.
Итак, национализация - это принудительное обращение имущества юридических или физических лиц в собственность РФ для удовлетворения ее потребностей в продуктах, работах и услугах, обеспечивающих безопасность и обороноспособность государства. Решение о национализации принимается в форме акта правительства РФ, где содержатся основания принятия такого решения, наименование национализируемого имущества, а также указывается собственник и его координаты. При этом Российская Федерация обязана возместить собственнику стоимость имущества и другие убытки, причиненные ему. Сведения о стратегической продукции, подлежащей национализации, составляют гостайну. Также не подлежит разглашению статья федерального бюджета, в которой заложен объем средств, предназначенных для национализации. Состав национализируемого имущества утверждается правительством РФ, а его рыночную стоимость определяет независимый оценщик по итогам проведения открытого конкурса. Национализируемое имущество, согласно законопроекту, закрепляется за федеральными казенными предприятиями.
Для субъектов Федерации и муниципалитетов национализация имущества не допускается. Личность собственника при решении о национализации не имеет значения. А сама национализация не является мерой наказания собственника.
Дата вступления закона в силу определена 1 января 2004 г. Кабинет министров рассмотрел документ 20 февраля.
Наиболее интересным представляется пункт закона, в котором определяется субъект национализации - имущество, необходимое для обеспечения обороноспособности государства. По этой причине эксперты уже назвали документ бесполезным, так как все объекты, связанные с обороной и безопасностью государства, уже давно находятся в собственности государства, а, следовательно, национализировать после вступления закона в силу будет нечего. Однако некоторые аналитики поспешили отметить, что расшифровать данное определение можно как угодно, и, возможно, именно в этом состоит ловушка, расставленная Минимуществом, которое возьмет да и выпустит вслед закону дополнение, в котором будет указан перечень позиций стратегической продукции в т.н. «расширительном» понимании. Туда могут попасть предприятия сырьевой направленности, коммуникационной сферы, агропромышленного сектора, металлургии и т.д. Так что расслабиться олигархам в год президентских выборов не придется, что, впрочем, весьма предусмотрительно со стороны государства. Правда, в данном случае не смогут расслабиться и западные инвесторы, не испытывающие к понятию «национализация» такого же трепетного отношения, как коммунисты. Однако наше государство привыкло действовать по принципу «бей своих, чужие бояться будут», поэтому такая постановка вопроса удивления у экспертов не вызывает.
Что же касается предприятий ОПК, на которые, по логике закона, в первую очередь должен распространиться закон, то ситуация в этой сфере не слишком прозрачная, а в некоторых случаях даже забавная. Например, несколько месяцев назад в СМИ появилась информация о том, что на территории ЗАО "Конверсия" в Подмосковье находится "бесхозный" склад военной техники, в том числе два комплекса реактивных установок залпового огня "Смерч". Минобороны России опровергло эту информацию, заявив, что "НПЦ "Конверсия" выполняет разработку, испытания, ремонт и восстановление технического ресурса изделий в интересах различных управлений Минобороны по соответствующим договорам", и после завершения работ эти образцы военной техники будут возвращены в части. Однако никаких доказательств этому представлено не было.
Оценить статью
(0)