ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Ведает ли Козак, что творит?

Ведает ли Козак, что творит?

"Если одна треть субъектов Федерации перестанет получать трансферты из федерального центра - это уже хорошо". @ Об этом заявил заместитель руководителя Администрации президента России Дмитрий Козак – автор законопроектов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые Государственная дума приняла 21 февраля в первом чтении.
Козак обещает, что система реально заработает лишь с 2005 года, однако эффект от реформы будет получен немедленно, при этом "максимальный положительный эффект будет достигнут примерно через 3-4 года". Что имел в виду замглавы президентской администрации, ведомо лишь ему самому. Пока же он сообщил лишь о разработке проектов поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, с которыми депутаты Госдумы будут ознакомлены еще до рассмотрения законопроектов во втором чтении. По словам Козака, в предлагаемых поправках речь идет о доходных источниках бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов. Каких? Козак не сказал.
Ответ на этот вопрос, возможно, знает вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин. Выступая на ежегодной конференции «Россия: развивая успех» 26 февраля, он заявил, что к 1 апреля с.г. Минфин подготовит доклад правительству РФ с предложениями по закону о местном самоуправлении, в котором будут определены источники финансирования, которые предполагается закрепить за муниципалитетами. По словам Кудрина, новая система предполагает большую самостоятельность муниципальной власти в части финансовых полномочий. И правительство намерено этот порядок «подкрепить», в частности, сказать, какие обязательства оно не сможет материально обеспечить, чтобы снять их с субъектов РФ. На данный момент, сообщил Кудрин, материально необеспеченные обязательства в России составляют 3 трлн. рублей. Однако какое «подкрепление» имел в виду вице-премьер, предположить трудно.
Наглядный пример «обсуждения» реформы на местном уровне продемонстрировала Первопрестольная. Руководители сразу трёх столичных муниципальных районов подали в суд на мэрию Москвы с требованием отдать на местный уровень те налоги, которые по федеральным законам считаются местными, однако в Москве уходят в городской бюджет. Спорная сумма составляет около 30 млрд. руб., городское правительство уступать муниципалам не собирается, в ответ на это главы районов заявляют о своей решимости отменить московский закон об организации местного самоуправления как противоречащий федеральному законодательству через суд.
Однако председатель Мосгордумы Владимир Платонов считает, что сложившая в столице централизованная система руководства городским хозяйством эффективна, а предлагаемая правительством реформа местного самоуправления может ее разрушить. Поэтому в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, муниципальная власть должна быть устроена по совершенно иной схеме, чем это предлагается в законопроекте о реформе местного самоуправления, считает Платонов.
На заседании Московской городской думы (МГД) 26 февраля был рассмотрен проект постановления МГД о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Депутаты Мосгордумы поддержали замечания и предложения, которые были подготовлены Комиссией МГД по государственному строительству и местному самоуправлению. Общим недостатком законопроекта признана его целеустремленная направленность на ограничение самостоятельности субъектов РФ и укрепление механизмов одностороннего влияния центральных органов власти на региональные, которые не согласуются с конституционными принципами российского федерализма. Преодоление подобной направленности позволит существенно улучшить содержание законопроекта, говорится в заключении на проект федерального закона.
Также депутаты не согласны с предложением о наделении общегородских органов местного самоуправления городов федерального значения полномочиями органов государственной власти. Это также противоречит Конституции РФ, согласно которой полномочия по принятию и изменению устава или изменению статуса субъекта РФ, изменению его границ, избранию члена Совета Федерации Федерального Собрания могут принадлежать только органам государственной власти субъекта РФ. Наличие указанных органов является неотъемлемым атрибутом субъекта РФ, отказ от которого означал бы нарушение основ Конституционного строя РФ, говорится в заключении.
Предлагаемые депутатами изменения и дополнения направлены на совершенствование правовой базы взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов государственной власти РФ, конкретизацию их полномочий и ответственности, более четкое разграничение предметов ведения. В заключение комиссии содержатся конкретные предложения и замечания, касающиеся, в частности, статей о расходах на обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, приведения законодательных актов субъектов Федерации в соответствие с федеральными, определения административно-территориального устройства региона. Также депутаты МГД предлагают включить норму, гарантирующую гражданам всех без исключения субъектов РФ, право на законодательную инициативу.
Мосгордума поддержала представленное заключение на проект федерального законопроекта и направит его в Государственную думу РФ. Отрицательный отзыв на федеральный законопроект об общих принципах разграничения полномочий направило в Госдуму и Собрание депутатов Ненецкого автономного округа. Ненецкие депутаты обнаружили в этом документе 12 (!) противоречий тем или иным положениям Конституции РФ. По их мнению, законопроект существенно ущемляет интересы Ненецкого округа, прежде всего, в вопросе недропользования, который является основным для НАО, и от решения которого напрямую зависит наполнение регионального бюджета. В частности, по существующему принципу "двух ключей" вопросы владения и распоряжения недрами находятся в совместном ведении центра и региона. А по новому законопроекту все полномочия Ненецкого округа по вопросам недропользования предполагается передать Архангельской области, хотя в проекте закона говорится, что округ остается субъектом РФ, а в Конституции РФ четко прописано, что все субъекты РФ являются равноправными.
Президент Чувашии Николай Федоров считает необходимым внести в законопроект Д.Козака положение, согласно которому налоги от малого бизнеса должны оставаться на региональном муниципальном уровне, чтобы был реальный стимул для дальнейшего развития рабочих мест. В настоящий момент многие регионы, не только Москва и НАО, продолжают оспаривать придуманные кремлевскими чиновниками нововведения. О том, что надо Козаку делать, чтобы регионы не сопротивлялись реформе, подсказал сенатор Андрей Вавилов. По его словам, успех реформы местного самоуправления зависит от того, "как будут разъяснены в регионах ее финансовые перспективы хотя бы на ближайшие 5 лет". Речь, по словам сенатора, идет об ожидании региональных лидеров «изъятия из их бюджетов значительных ресурсов при неясных перспективах возмещения». В связи с этим Вавилов рекомендует "просчитать последствия реализации налоговой и бюджетной политики правительства на местном уровне". Исполнительная власть, по словам сенатора, должна активнее разъяснять, как будут формироваться бюджеты территориальных образований при проведении налоговой реформы. Прислушаться к советам «бывалого» Козаку бы не помешало. Что-то, а «разъяснять» Вавилов умеет.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту