Россия в глобальной политике: «У нас есть уникальное преимущество

Россия в глобальной политике: «У нас есть уникальное преимущество

«Россия в глобальной политике» - так назван новый международный клуб,@ первое заседание которого состоялось в Центральном доме журналистов 5 марта. Клуб объединяет ведущих российских журналистов, освещающих внешнеполитическую проблематику, политологов и политиков, бизнес-элиту. В связи с событиями вокруг Ирака первое заседание клуба было посвящено теме «Кремль между Бушем и Саддамом». Открывая форум, Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России, подчеркнул: «Журналисты, которым приходится вблизи видеть и освещать военные конфликты, всегда выступали и будут выступать против войны, против того, чтобы с помощью военной силы получать политические или иные дивиденды».
По мнению Владимира Лукина, который просил учесть, что выступает на данном форуме не как вице-спикер Госдумы, а в качестве частного лица, знаменательно, что между Бушем и Саддамом поместили не Смоленскую площадь, а Кремль, что в полной мере отражает то, кто же в России занимается внешней политикой. «Уже три месяца я говорю, что на 55% войны не будет. За это время не было доказано, что я прав, но и что я не прав. На днях Буш говорил, что «мы победим в войне». Если знать американскую риторику, то речь идет о войне не в узком смысле этого слова, а о том, что они выиграют войну со злом. Однако войну можно выиграть, взрывая города и села, а можно выиграть совсем иными методами. Что касается конкретной ситуации, то в ней проявилось то, куда движется мир. Во-первых, действительно ли стоит проблема терроризма или ее кто-то придумал, чтобы пудрить мозги. Я считаю, что проблема терроризма существует, и терроризм имеет продолжительную историю. Напомню, что первым известным истории террористом был Герострат, но сегодня терроризм стал глобальной проблемой и представляет опасность для тех стран, которые рассчитывают на конструктивное развитие в 21 веке. В этом смысле огромную роль сыграли те события, которые произошли за последние 2 года. Терроризм – это реальная проблема и реальная «потребность», которая возникла в условиях, когда мир искривился с точки зрения геополитики, и США как бы выпучились. Нельзя забывать и то, что США обладают определенной политической спецификой. Как известно, американские консерваторы всегда считали, что США самые сильные, а значит, и самые правые, самые благородные и самые хорошие. В связи с этим у них появилась потребность приватизировать антитеррористическую коалицию для того, чтобы реализовывать те цели, которые предпочтительны для них самих, с точки зрения такой эгоистической политики и принизить роль международного права.
Что касается Ирака, то я считаю, что режим там откровенно фашистский. Вместе с тем, все, что выдвигается против него, – это только подозрения, но не доказательства. В связи с этим позиция США весьма слабая и неубедительная. В создавшейся ситуации Россия действует правильно. С сентября позапрошлого года ускорился процесс нашего вхождения в систему евро-атлантического пространства, и наиболее оптимальная позиция России в данной ситуации состоит в том, чтобы стать некоей консолидирующей силой этого пространства. У нас недостаточно ресурсов, чтобы оказать решающее воздействие на этот процесс, но даже наши намерения и наши усилия будут оплачены.
У нас сегодня две задачи, связанные с безопасностью страны: обеспечить спокойное развитие нашей страны в ближайшие 20-30 лет, чтобы не было больших проблем и военных затрат в непосредственной близости к нашим границам и в зоне наших интересов, принимать активное участие в процессе ограничения катастрофического терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также способствовать экономическому развитию внутри евро-атлантической зоны. Исходя из этого, у нас остается определенный выбор маневров. Мы не заинтересованы в том, чтобы была приватизирована антитеррористическая коалиция, но мы и не заинтересованы в активном участии в ней, поэтому внутри этой коалиции мы должны играть большую роль, чем мы играем сейчас, и сама она должна действовать более эффективно с точки зрения поставленных задач. Из этого следует, что мы должны не вбивать клинья, что было характерно для советской политики, между Европой и США, мы должны действовать так, чтобы войны не было – это в наших интересах. Однако если она случится, то никакой трагедии для России я не вижу. Главная проблема не в этом, главное – это сделать так, чтобы такие институты, как ООН, работали активно. Очень важно, что мы держимся вместе с Европой и, вместе с тем, у нас есть уникальное преимущество – мы не поругались с американским руководством», - сказал Владимир Лукин.
В свою очередь руководитель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов заявил, что война на Ближнем Востоке – отнюдь не неизбежна. «Нынешние власти США загнали себя в угол, и миссия России – спасти их от грубейшей ошибки. Совершенно точно, что Саддам не станет для США и всего мира вдруг хорошим, и мир не признает, что он был не прав. Вместе с тем, есть целый набор инструментов между войной и признанием того, что Саддам хороший, но они, к сожалению, пока не обсуждаются. В то же время нам пора вспомнить о том, что если война начнется, то ничем хорошим она не закончится для всего этого региона. Как бы там ни было, но рано или поздно придется восстанавливать мир, и возможности влияния России в этой ситуации могут оказаться большими, чем в отношении того, будет война или нет.
Пока же этот конфликт Россия должна, возможно, в первый раз, использовать для того, чтобы создать прецедент уважения своих интересов, в том числе экономических. Естественно, мы не на восточном базаре и мы не торгуемся, но если мы не скажем, что мы не пойдем по Косовскому пути, то ничего, кроме позора, и в этот раз не будет. Надеюсь, мы не совершим этой ошибки. Мы должны возвести в принцип уважение наших экономических интересов, будь то участие в реконструкции Ирака или что-то еще. До сих пор российская политика страдала отрыжками социализма, когда мы хотели всех осчастливить, но делали это очень плохо. Нам нужно стремиться в первую очередь к тому, чтобы осчастливить Россию, даже в столь трудной ситуации», - считает Караганов.
Что касается тактики, то не все еще удается, считает В.Лукин. Одной из проблем, по его мнению, «можно считать появление многополярного мира, а политика, нацеленная на многополярный мир, есть не что иное, как политика против США. Возможно, гораздо более выгодно и правильно было бы создавать многовекторную политику. Но, естественно, что в жесткой и очень динамичной, напряженной обстановке люди делают какие-то скоропалительные заявления. Тем не менее, все идет к тому, чтобы мы старались предотвратить войну, не защищая при этом Саддама Хусейна, уважались российские интересы и сохранилась большая коалиция. Надо признать: этот кризис не самый страшный, ведь все идет к своему доисторическому состоянию, т.е. хаотическому, и мир мало регулируем. Россия находится на разломе богатого мира и бедного, между миром, на данном этапе побеждающим цивилизацию, и миром, цивилизация которого находится в состоянии упадка. В связи с этим России нужна коалиция. Также нужно помнить, что начать войну можно без санкции, и для того, чтобы ее закончить, санкция не нужна».
По мнению Лукина и Караганова, уникальность нынешней ситуации России в том, что она выступает своего рода посредником между США и Европой. Однако оба политика единодушны: целью России должно стать не вбивание клиньев между Америкой и Европой, как это бы сделали в прежние времена, а напротив - сохранение большой антитеррористической коалиции, в которой на нынешнем этапе Кремль мог бы выступить консолидатором. «Россия отныне входит в евро-атлантическое пространство, к которому сегодня принадлежат и Япония, и Китай, и потому кровно заинтересована в единстве действий всех государств и в стабильности внутри этого пространства», - заключил Сергей Караганов.
В первом заседании клуба в качестве гостей приняли участие политобозреватель ИТАР-ТАСС Тамара Замятина, Всеволод Овчинников, политобозреватели «Голоса России» Эдуард Сорокин и Виктор Самарин, корреспондент телекомпании «Аль-Джазира» Акрам Хазам, политобозреватели «Известий», Интерфакса, Ассошиэйтед Пресс и Федерал Ньюз Сервис, «Свободной Европы», «Россiи», китайских Синьхуа и «Цзинцзи Жибао» и арабской «Аль Хайят».
Оценить статью
(0)