Отпусти свои страсти на волю

Отпусти свои страсти на волю

Наступает Великий пост. Народ дожевывает последние масляные блины и ждет Прощеного воскресенья. Вот тогда, наконец, нам простятся наши самые могучие косяки, которые мы успели натворить, и мы встретим первую неделю поста (рабочую) похмельные, голодные, но чистые перед Богом и людьми. Православные христиане, в особенности те, кто покрестился пару лет назад, когда быть вне религии стало неприличным, увлеченно обсуждают меню на семь недель, мучительно пытаясь определить, является ли пиво скоромным напитком, пишут «Владивостокские новости». Вроде бы его не из мяса делают... И что вообще делать бедному четырехлетнему ребенку, если его в садике всю дорогу будут кормить черт знает чем, в соответствии с санитарными нормами?
И вот еще вопрос всех времен и народов: можно ли в пост водку пить? Она ведь тоже совсем не жирная? Исходя из того, что, например, курение - это страсть, а страсть - это грех, и курить православному народу запрещается по средам и пятницам, алкоголь, соответственно, тоже страсть, да еще какая! Мало того - водка же закуски требует! А там и до плотского греха недалеко, а потом, естественно, уже никакие человеческие, а тем более духовные проблемы тебе уже не близки - и так хорошо. То есть вывод почти однозначный: водку - нельзя! Хотя даже в некоторых монастырских уставах записано, что в выходные дни поста разрешается немного масла и вина...
И еще священники категорически против всяких соевых заменителей: "... поедание сои, сделанной в виде сосиски или котлеты, является своеобразным обманом. Пост для того и существует, чтобы учиться воздержанию, а не заменять постную пищу другими продуктами, и по виду, и по вкусу, и по запаху напоминающими мясо или молоко. Если уж есть сою в пост, то только в чистом виде".
Оставь в покое всё живое
Посты существовали уже у первых христиан, во всяком случае, по Вознесению Христа. Насчет чего существует и евангельский рассказ. Спасителя упрекнули, почему его ученики не постятся и не совершенствуются в аскетических упражнениях, присущих не всему ветхозаветному иудейскому миру, но, безусловно, присущих фарисеям (наиболее усердным, честно говоря, тогда иудеям). Как известно, спаситель отвечал на это: "Я же сейчас с ними, какая у них может быть скорбь? Вот когда меня не будет, когда меня отнимут у них, тогда они и попостятся". Это, безусловно, очень многозначный ответ.
Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза - на Благовещение пресвятой Богородицы и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра.
Вот насчет икры разговор отдельный. С незапамятных времен икра белорыбицы была роскошью, однако, паюсная, мешочная, армянская и мятая икра (низшего сорта) была доступна даже бедным пролетариям. Вот они и оттягивались: икру ели, заправляя уксусом, перцем и искрошенным луком, ее варили в уксусе или маковом молоке и даже жарили на постном масле. А еще в посты русские делали икряные блины - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали, и такие блины у них получались! Где теперь та икра?..
В остальные субботы и воскресенья поста, Великий четверток (Страстной четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников), святителя Григория Двоеслова разрешается растительное масло. Первый день поста - Чистый понедельник - и предпоследний - Великий пяток (Страстную пятницу) - рекомендуют проводить натощак.
Не путай постное с вегетарианским
Предположительно, рекомендуемая уставами свирепая постная практика с указанием в календаре дней, когда можно вкушать елей, то есть растительное масло, а когда нельзя, относится к позднему средневековью, то есть к XVI веку. После XVII века народ бояться перестал и соблюдать строгие посты отказался.
Некоторые постный стол отождествляют с вегетарианским. Однако это не так. Потому что в рацион постного стола не входят продукты, составляющие основу вегетарианских блюд: масло, молоко, сметана, сыры, яйца. Зато у православных на столе была рыба вареная, копченая, соленая, сушеная и иногда все-таки жареная. В постный стол также входят (по крайне мере лет сто назад еще входили) раки, крабы, креветки, омары и устрицы. Некоторые особо ортодоксальные христиане исключают из постного рациона морковь, свеклу, красный перец и помидоры на том основании, что в них якобы присутствует кровь, с которой отождествляется их сок.
Щи да каша - пища наша
Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют византийское либо греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарных рецептов, потому что не было кулинарных книг. Рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений во многих постных рецептах не было очень долго, и в постные дни разных столетий ели почти те же блюда, что приготовлялись еще во времена святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись разве что новые овощи. А до конца XVII века на Руси распространены были только капуста, чеснок, лук, огурцы, редька и свекла. Хорошие были времена!
На первое подавались щи, уха, рассольники. К горячим щам полагались пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле (когда это позволялось делать), и печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, соком, репой, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всякой рыбой. Особенно любили русские люди пироги с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на конопляном, маковом или ореховом масле. Для такой начинки мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном - рисом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.
Хорошо поститься в Средиземноморье
Посты в Россию пришли вместе с христианством из теплого Средиземноморья. Хорошо им там было голодать - лежишь себе под деревом, а тебе фиги всякие в рот падают... Да и тепло там у них. А нам как без свининки прожить? Мы же замерзнем! Хотя, с другой стороны, если питаться одной кашей, то можно сэкономить на хорошую дубленку.
И у нас нет или дорого стоят многие растительные пищевые продукты с очень высоким питательным качеством. Самый ценный на планете растительный продукт - это финик. В Греции он, правда, тоже не вызревает, ему холодновато там, но уже в Сирии растет. Зато такие замечательные продукты, как фиги, они же смоквы (у нас, на татарский манер, инжир), как и самые ценные, самые лучшие бобовые культуры - бобы, фасоль, чечевица - для них не вопрос. Питательнейшая чечевица, если вспомнить Писание, считалась в Риме абсолютно плебейской едой. У нас эти продукты заметно дороже, а некоторые просто не растут. К тому же греки и сирийцы очень любят рыбу. А мясо любят не очень и не очень много его едят даже и сейчас. Поэтому им поститься, если не строгий пост, - элементарно просто. Для них это привычный рацион. Богатством русских всегда была речная рыба, а за XX век мы, наверное, раза в три сократили ее поголовье.
Оценить статью
(0)