Мир продолжает двигаться навстречу войне

Мир продолжает двигаться навстречу войне

Раскол в Совете безопасности ООН становится все более очевидным из-за разного подхода членов Совбеза к урегулированию ситуации @ в Ираке. Накануне последнего заседания СБ ООН, которое состоялось 6 марта, президент США Джордж Буш заявил, что наступила "последняя фаза дипломатических усилий" и подтвердил, что США ожидают принятия в ближайшие дни новой резолюции СБ ООН. При этом Буш не захотел обострять отношения с Францией и Германией и, упомянув о расхождениях с этими странами, назвал их "друзьями Америки", так как они поставили свои подписи под резолюцией 1441, грозящей Ираку "серьезными последствиями" в случае отказа от полного и безоговорочного разоружения.
Однако «друзья» остались непримиримыми. На заседании Совбеза представители Франции и Германии с удовлетворением выслушали главу инспекторов ООН по разоружению Ирака Ханса Бликса, который назвал предпринимаемое Ираком уничтожение ракет "Ас-Самуд 2" "подлинным разоружением" и указал, что "речь идет об уничтожении ракет, которые могли бы быть использованы в случае войны". Он также заявил, что не обнаружено никаких следов существования в Ираке передвижных лабораторий по производству оружия массового уничтожения. Оценивая ситуацию, Бликс подчеркнул, что даже при более чем активном сотрудничестве Ирака с инспекторами ООН потребуются месяцы для завершения инспекций и доказательства разоружения Ирака.
Выслушав доклад Бликса, государственный секретарь США Колин Пауэлл тем не менее обвинил Ирак в обмане международного сообщества, заявив, что Саддам собирается уничтожить лишь часть своих ракет, одновременно работая над созданием новых. Пауэлл и министр обороны США Рональд Рамсфельд сослались на информацию спецслужб, согласно которой Ирак по-прежнему тайно работает над созданием биологического оружия. Все это подвигло США и Великобританию на то, чтобы предложить СБ ООН новый вариант резолюции, который должен свидетельствовать о единстве мирового сообщества перед лицом бросившего ему вызов диктатора. В этом документе по предложению США и Великобритании должна быть установлена конкретная дата начала военной операции, к которой Багдад "должен будет продемонстрировать полное, безусловное, незамедлительное и активное сотрудничество в соответствии с его обязательствами по разоружению" и передать инспекторам ЮНМОВИК и МАГАТЭ все запрещенные вооружения, а также всю информацию, касающуюся их уничтожения в прошлом.
По оценкам экспертов, заседание Совбеза 6 марта прошло безрезультатно. США и Великобритания не смогли изменить в свою пользу расстановку антивоенных сил, так как их позицию открыто поддержали лишь Испания и Болгария. Остальные участники заседания высказались за продолжение инспекций как единственный способ мирного разрешения кризиса вокруг Ирака. Причем наиболее жестко – Франция. Министр иностранных дел этой страны Доминик де Вильпен заявил: "Мы не можем согласиться с выдвижением ультиматума, пока инспекторы сообщают о сотрудничестве Ирака. Установление каких-либо крайних сроков является лишь предлогом для начала войны, а Франция не пропустит резолюции, которая санкционирует автоматическое применение силы.
Не менее последовательно отстаивает мирный путь разрешения конфликта Германия. Накануне представления доклада Ханса Бликса в СБ ООН министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер встретился в Нью-Йорке с американским и британским коллегами – Колином Пауэллом и Джеком Стро. По итогам встречи Фишер заявил, что между ними нет никаких разногласий в вопросе о разоружении Ирака, однако "Ирак обязан разоружиться путем продолжения инспекций". Фишер подчеркнул, что видит прогресс в деле разоружения и указал на то, что "невоенные средства для достижения цели далеко еще не исчерпаны".
По окончанию заседании Совбеза Йошка Фишер заявил, что резолюции СБ ООН 1441 и 1284 должны оставаться основой для мирного разоружения Ирака, и что Германия выступает против принятия второй резолюции СБ по Ираку, прерывающей "эффективный процесс приносящих результаты инспекций". При этом Фишер подчеркнул, что в предложенном СБ ООН Россией, ФРГ и Францией меморандуме предлагается "жесткий режим ускоренных инспекций со временными рамками выполнения Ираком каждого пункта требований". Основой для них могут послужить соответствующие требования со стороны глав ЮНМОВИК и МАГАТЭ.
Фишер также отметил, что в случае начала войны против Ирака резко возрастет опасность международного терроризма, а перспективы разрешения ближневосточного кризиса существенно отодвинутся.
Министр иностранных дел Китая Тан Цзясуань, принимающий участие в заседании Совбеза, поддержал позицию России и Франции, не приемлющих принятия новой резолюции по Ираку. Он призвал Совет Безопасности "не закрывать мирный путь" решения иракского вопроса и "дать инспекторам возможность продолжить работу на основе резолюции 1441 Совета Безопасности ООН", одновременно призвав Ирак сделать все возможное для выполнения ее требований.
Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов расценил англо-американскую инициативу как «неоправданный ультиматум», так как «сами руководители инспекционных групп запросили несколько месяцев для завершения своей работы». Россия, заявил Иванов, считает принятие такой резолюции нецелесообразным, так как она не способствует политическому урегулированию ситуации вокруг Ирака, и будет голосовать против ее принятия.
10 марта президент Франции Жак Ширак заявил, что Франция будет голосовать против принятия новой резолюции, так как считает, что не все способы мирного урегулирования конфликта исчерпаны.
В настоящий момент министр иностранных дел Доминик де Вильпен совершает поездку по трем странам Африки, занимающим места в СБ ООН: Гвинее, Камеруне и Анголе. Все три страны официально еще не приняли решение о том, как они будут голосовать по резолюции о применении силы против Ирака.
За мирный путь урегулирования ситуации в Ираке выступают не только Россия, Германия, Франция и Китай. Против принятия новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку выступил министр иностранных дел Сирии Фарух аль-Шараа. Он выразил надежду, что в ООН преобладает здравый смысл, и события не пойдут по военному сценарию. Ирак "активно" сотрудничает с инспекторами ЮНМОВИК и МАГАТЭ, заявил сирийский министр.
Глава МИД Чили Соледад Альвеар также поддерживает мирное решение иракской проблемы. Выступая на заседании СБ ООН, она подчеркнула, что представленные доклады глав международных инспекторов Ханса Бликса и Мохаммеда эль-Барадеи "позволяют надеяться на то, что мирное урегулирование в Ираке и разоружение Багдада без применения силы по-прежнему возможны".
Судя по словам американского президента Джорджа Буша, он также выступает за мир. В еженедельном субботнем радиообращении к нации Джордж Буш заявил, что США "предпринимают все возможное для того, чтобы избежать войны в Ираке", а "по всему миру и по всей Америке люди доброй воли надеются и молятся о мире". "Наша цель - мир для нашей собственной страны, для наших друзей, наших союзников и всех народов Ближнего Востока", - сказал Буш. И тут же добавил: "Если Саддам Хусейн не разоружится мирно, он будет разоружен силой".
Заявлению Бликса о начавшемся «подлинном разоружении» Ирака президент США, по его словам, не верит, считая, что "иракский диктатор устроил показательное шоу, продемонстрировав уничтожение нескольких запрещенных ракет». Буш также ссылается на данные разведки, которые показывают, что Саддам Хусейн распорядился продолжить производство ракет аналогичного типа". Президент США уверен в том, что иракские власти обманывают инспекторов, перевозя "запрещенные материалы" из одного места в другое, что никак "нельзя квалифицировать как разоружение". Однако никаких доказательств выдвинутым обвинениям Буш, а вместе с ним Пауэлл и Рамсфелд, не представили.
Тем временем информационные агентства со ссылкой на сотрудников ООН сообщили о начале уничтожения заграждений на границе между Кувейтом и Ираком. Заграждения общей протяженностью 200 км проходят по демилитаризованной зоне между двумя странами. С 5 марта было освобождено 7 проходов, что, согласно информации находящихся в регионе западных дипломатов, позволит танковым частям американо-британского контингента в Кувейте приступить к вторжению в Ирак.
Сам же Саддам Хусейн обратился к Совету безопасности ООН с призывом отменить санкции, введенные против Ирака 12 лет назад после иракского вторжения в Кувейт. Иракский лидер заявил, что отчет главы международных инспекторов Ханса Бликса перед СБ ООН показал, что Багдад выполняет свои обязательства по разоружению.
Голосование по проекту новой резолюции Совета Безопасности ООН, дополняющей резолюцию 1441 сроком, к которому должны быть выполнены ее требования и разрешающей автоматическое использование силы в случае, если требования выполнены не будут, должно состояться 14 марта. Государственный секретарь США Колин Паэулл считает, что есть серьезные основания полагать, что новая резолюция ООН все же будет поддержана большинством членов Совета Безопасности – 9-10 представителями. Уверенность в этом Пауэллу, по его словам, придали беседы с представителями других государств.
Однако Россия оптимизма Пауэлла не разделяет. Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко подтвердил, что для того, чтобы поставить резолюцию на голосование, необходимо набрать не менее девяти голосов членов СБ ООН, и по имеющейся у России информации, «такого количества голосов они сейчас не набирают».
10 марта Саддама Хусейна навестил спикер Государственной думы России Геннадий Селезнев. По итогам встречи он заявил, что «резолюция, которая уже была принята, не исчерпана, нужно продолжать реализацию именно этой резолюции, не принимая никаких новых документов, которые бы открывали дорогу для войны». Также Селезнев сообщил, что Хусейн заявил о готовности отразить военную атаку США и Великобритании, подчеркнув, что «это будет война до последнего ребенка».
В состав Совета Безопасности ООН входят пять постоянных членов и десять непостоянных, избираемых на двухлетний срок. Постоянные члены - Россия, США, Франция, Великобритания и Китай (распределение голосов – 2 за, 3 против). Непостоянные члены - Ангола, Болгария, Германия, Гвинея, Испания, Камерун, Мексика, Пакистан, Сирия, Чили (против войны – Германия, Сирия, Чили; за войну – Испания, остальные думают).
Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее девяти из 15 членов. Для принятия решений по существенным вопросам требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Если один из постоянных членов использует право «вето», то решение принято не будет.
Оценить статью
(0)