Власть и тарифы

Власть и тарифы

О ситуации в системе государственного управления можно судить на примере действий властей по урегулированию @ тарифного кризиса в электроэнергетике. Еще 17 февраля на совещании с членами правительства президент подчеркнул недопустимость происходящего в стране неконтролируемого роста тарифов, который достиг в ряде регионов 40-60%. Глава государства поручил кабинету министров привести тарифы к норме, т.е. снизить их так, чтобы их повышение по сравнению с 2002 годом было не более 14% - именно этот уровень заложен в федеральном бюджете на этот год.
Во исполнение указания В.Путина с участием представителей Министерства энергетики, Минэкономразвития, РАО «ЕЭС России» и представителей регионов было созвано совещание, рассмотревшее сложившуюся кризисную ситуацию, однако не сумевшее определить выходы из нее. Оказалось, что в отведенный уровень роста тарифов (14%) уложились только два региона (Санкт-Петербург и Брянская область). При этом во многих субъектах Федерации региональные энергокомиссии (РЭК) не видят возможностей для «возвращения тарифов назад», а Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) самостоятельно их снизить не может в связи с отсутствием соответствующих полномочий. Проведенное ФЭК «расследование» показало, что в более чем 20 регионах решения о повышении тарифов были приняты РЭКами по согласованию с губернаторами и местными элитами. Естественно, для принятия такого решения были основания. Теперь для установления льготных цен на электроэнергию регулирующие органы должны, в соответствии с законодательством, указать, за счет чего будут компенсированы убытки энергокомпаний. Если это производить за счет повышения стоимости киловатт-часа для промышленности, то предприятия могут и будут оспаривать такой вариант в судах. И соответствующие прецеденты уже имеются.
Между тем суды на местах, не дождавшись от исполнительной власти внятных шагов, начали выносить собственные вердикты о неправомочности установления высоких тарифов на электроэнергию. Однако реализовать эти решения пока не удается. Создался замкнутый круг, в котором потерпевшей стороной, скорее всего, останутся потребители.
Таким образом, оказалось, что и депутаты Госдумы, накануне выборов поднявшие вопрос о тарифах и выведшие протестующий народ на улицы, и президент, прислушавшийся к мнению парламентариев, и правительство, пытавшееся выполнить указание В.Путина, оказались бессильны решить на первый взгляд простую проблему. Следовательно, бесполезной оказалась работа Минфина и Минэкономразвития по планированию затрат бюджета на энергоснабжение, которые правительству уже теперь не удается контролировать и ограничивать. Что же будет после реформы электроэнергетики? Трудно представить.
Социальные последствия данного кризиса вполне доходчиво охарактеризовал президент В.Путин в Тюмени на совещании по проблемам Уральского федерального округа, когда затронул тему разграничения полномочий. В частности, он отметил: «Эти планы правительства не исполняются. В итоге люди идут в суд. Что это? Полная дискредитация власти».

Н.Новоселов
Оценить статью
(0)