Виктор Илюхин: «А не превысил ли свои полномочия Путин, когда принимал такое решение?»

Виктор Илюхин: «А не превысил ли свои полномочия Путин, когда принимал такое решение?»

Ситуацию вокруг перемен в МВД и ФСБ нашему агентству прокомментировал депутат Государственной Думы, @ член фракции КПРФ, председатель @ подкомитета Комитета по безопасности Виктор Иванович Илюхин.

Какие последствия повлечет за собой предпринятая 11 марта президентом Владимиром Путиным реорганизация силовых ведомств?

В начале 1990-х гг. Ельцин расчленил КГБ СССР на семь спецслужб, разорвав тем самым единое оперативное и информационное пространство. Следствием этого отчасти можно считать события в Чеченской республике, взрывы в Москве, Волгодонске, теракт в Дагестане, взрыв дома правительства в Чечне и, в конце концов, «Норд-Ост».
Вопрос об объединении спецслужб поднимался еще при Ельцине. Объединение решает проблему разрозненности и экономит бюджетные средства. Напомню, что каждая федеральная служба имеет замкнутую самостоятельную вертикаль, во главе которой стоит начальник в ранге генерала армии. У него десяток заместителей, полтора–два десятка начальников управлений. Плюс к этому своя материально-техническая, научная, производственная база и своя база по подготовке кадров. Все это накладно для государства, централизация же способствует экономии средств.
Вместе с этим я не могу согласиться с тем, что президентом была ликвидирована федеральная налоговая служба. Она существовала более 10 лет и за это время наработала опыт. Это была совершенно новая структура, которой не было в СССР и которая не входила до этого ни в какое министерство или ведомство. Эта структура получила свое законодательное закрепление в десятках законодательных актов, согласно которым была наделена не только правом проведения дознания, но и правом предварительного расследования, и решала важнейшие задачи: предупреждение правонарушений в сфере экономики, финансов и кредитов. Сегодня этой службы нет. Ее хотят частично передать в МВД, а частично передать в комитет, руководителем которого назначается Черкесов. Что получается: в МВД передают частично материально-техническую базу и кадры. Вместе с тем кадровую основу финансовой полиции составляли главным образом те, кто занимался делами о хищении соцсобственности еще в МВД СССР, но эти люди давно на пенсии, и их не возьмешь на работу, потому что есть ограничения. Значит, в МВД она будет пополняться заново, а для того, чтобы наладить систему, надо 2–3 года, а это значит, что в это время мы будем безоружны перед финансовыми и экономическими преступлениями.
Комитет Черкесова частично будет заниматься этим вопросом, но основной его деятельностью будет контроль за оборотом наркотиков. Однако федеральная налоговая полиция никогда этими вопросами не занималась. Так какие специалисты перейдут к Черкесову? Получается, что, разрушив одну структуру, взамен ничего не предлагается.
Да и вообще, вдумайтесь в само название комитета: по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Надо решать проблемы борьбы и противостояния, а здесь речь о каком-то контроле. Функциональные обязанности этой структуры совсем не определены. Возникает вопрос: будут ли там оперативные службы, наделенные правом дознания, будет ли там следственный аппарат, необходимый для эффективной борьбы с наркотиками? Но это, если мы хотим все сконцентрировать, а если нет, то получается, что комитет всего на всего имеет координирующие функции. Только координаторов у нас много, а решения проблем нет. Если же это оперативно-следственная структура, наделенная правом дознания и следствия, то это, могу сказать, достаточно хлопотно создавать, потому что надо вносить десятки, а может, и сотни изменений в разные законодательные акты.
Получается, что на 2–3 года этот комитет будет выбит из колеи, а время уйдет. Россия сегодня находится на очень сложном этапе своего развития. Утечка капитала при Путине нисколько не остановилась и даже увеличилась по сравнению с тем, что было при Ельцине. Для борьбы с этим в свое время была создана финансовая контрразведка, но у нее нет никаких полномочий, потому что нет ни одного нормативного акта, обеспечивающего ее работу, кроме закона о противодействии легализации незаконно и преступно нажитого. Сам же закон написан явно для того, чтобы он существовал, но не давал никакой возможности бороться с этим явлением. Вот и получается, что Путин сделал одно хорошее дело и тут же перечеркнул его одним и не очень продуманным решением.
Сегодня под крышей МВД собирается мощный кулак. При нынешнем руководителе Грызлове, который всю жизнь занимался совершенно другими вещами и слабо ориентируется в этих вопросах, концентрировать такие силы и такую власть весьма и весьма опасно, потому что неизвестно, насколько эта власть будет разумно и эффективно использована. Что касается того, что еще может последовать, то, вероятно, ФСО может быть объединено с ФСБ. Возникает вопрос, а не превысил ли свои полномочия Путин, когда принимал такое решение?
По Конституции, президент определяет структуру правительства и органов исполнительной власти. С другой стороны, в части 3, статье 90 Конституции РФ записано, что президент не может издавать указы и распоряжения, противоречащие Конституции и другим федеральным законам. Сегодня и налоговая, и пограничная служба имеют под собой базовые законы, которые закрепляют за ними статус самостоятельных федеральных структур. Раз есть законы, то есть и точка зрения о том, что президент должен был бы выйти с законодательной инициативой об отмене или приостановлении действий этих законов, а потом, когда Федеральное собрание его поддержит, издавать указ и утверждать положение об этих органах.
С другой стороны, со времен Ельцина сложилась практика, что президент издает указ, а потом законодательные органы или соглашаются и принимают поправки, или не соглашаются, но у нас все «одобрям-с» и «соглашам-с». Кстати, против подобной практики не возражает Конституционный суд.
Оценить статью
(0)