Демократические веяния в России набирают силу. Они начинают затрагивать и малооткрытые для общественного мнения сферы @ деятельности государства. Такие, например, как обеспечение национальной безопасности.
Это обеспечение, как известно, начинается с разработки соответствующей концепции. Один из вариантов, предложенных российским Советом безопасности, принимали еще при Б.Ельцине. Потом концепцию переработали в том же Совбезе под установки нового президента В.Путина.
Но жизнь не стоит на месте, появилась новая угроза миру и национальным государствам в лице международного терроризма. С учетом новых обстоятельств концепция нашей национальной безопасности и претерпевает соответствующие корректировки. Новое во всем этом рутинном процессе состоит в том, что к осмыслению государственного подхода к проблемам национальной безопасности Кремль решил подключить и некоторые просвещенные круги российской общественности.
18 марта в Московском государственном институте международных отношений на Всероссийской общественной конференции, организованной при участии Совета безопасности и МИД России, начат, по сути, первый серьезный диалог власти и общества на тему "Национальная безопасность России - новые вызовы. Роль институтов гражданского общества". В самом факте созыва такой конференции видится пусть и запоздалое, но все же самокритичное признание властью того, что обеспечение национальной безопасности не является только ее прерогативой.
Напомню, что общество, которое государство пытается обезопасить от разного рода угроз и вызовов, в лице многих своих представителей не раз пыталось довести до представителей Кремля свою точку зрения по этим вопросам. Достаточно напомнить о героических усилиях общественного Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) обратить на себя и свои труды внимание кремлевских администраторов. Ни разу за последние годы, несмотря на грамотное освещение в печати и на телевизионных каналах своих докладов о международной ситуации и роли России, СВОП так и не дождался официальной реакции власти на проявленные им инициативы.
Похоже, лед начинает трогаться, и общественность наконец-то обретает право голоса в вопросах, касающихся обеспечения национальной безопасности. Что будет дальше - посмотрим. Но уже сейчас очевидны, по крайней мере, две вещи.
Первая - общественности есть что сказать государственным мужам по поводу того, на каких принципах и как выстраивать систему обеспечения национальной безопасности и защиту национальных интересов от внешних угроз. Об этом говорят не только доклады СВОПа, но и аналитические материалы по проблемам безопасности, подготовленные другими независимыми экспертными структурами, в частности, Коллегией военных экспертов.
И вторая - диалог между обществом и государством отвечает национальным интересам России (включая и сферу обеспечения национальной безопасности) лишь в том случае, если идеи, исходящие от представителей общественности, будут находить воплощение в директивных документах Кремля и в его политической практике.
Следовательно, нужны не только диалоги между властью и обществом, но и управленческий механизм, способный обеспечить учет, осмысление и эффективную реализацию идей общенациональной значимости в политике государства. А от кого конкретно будут исходить эти идеи - от представителей власти или общества - не суть важно для интересов России и россиян. Главное - чтобы все разумные идеи не пропадали втуне, как прежде, а работали на общее благо.
Э.Хамидулин
Это обеспечение, как известно, начинается с разработки соответствующей концепции. Один из вариантов, предложенных российским Советом безопасности, принимали еще при Б.Ельцине. Потом концепцию переработали в том же Совбезе под установки нового президента В.Путина.
Но жизнь не стоит на месте, появилась новая угроза миру и национальным государствам в лице международного терроризма. С учетом новых обстоятельств концепция нашей национальной безопасности и претерпевает соответствующие корректировки. Новое во всем этом рутинном процессе состоит в том, что к осмыслению государственного подхода к проблемам национальной безопасности Кремль решил подключить и некоторые просвещенные круги российской общественности.
18 марта в Московском государственном институте международных отношений на Всероссийской общественной конференции, организованной при участии Совета безопасности и МИД России, начат, по сути, первый серьезный диалог власти и общества на тему "Национальная безопасность России - новые вызовы. Роль институтов гражданского общества". В самом факте созыва такой конференции видится пусть и запоздалое, но все же самокритичное признание властью того, что обеспечение национальной безопасности не является только ее прерогативой.
Напомню, что общество, которое государство пытается обезопасить от разного рода угроз и вызовов, в лице многих своих представителей не раз пыталось довести до представителей Кремля свою точку зрения по этим вопросам. Достаточно напомнить о героических усилиях общественного Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) обратить на себя и свои труды внимание кремлевских администраторов. Ни разу за последние годы, несмотря на грамотное освещение в печати и на телевизионных каналах своих докладов о международной ситуации и роли России, СВОП так и не дождался официальной реакции власти на проявленные им инициативы.
Похоже, лед начинает трогаться, и общественность наконец-то обретает право голоса в вопросах, касающихся обеспечения национальной безопасности. Что будет дальше - посмотрим. Но уже сейчас очевидны, по крайней мере, две вещи.
Первая - общественности есть что сказать государственным мужам по поводу того, на каких принципах и как выстраивать систему обеспечения национальной безопасности и защиту национальных интересов от внешних угроз. Об этом говорят не только доклады СВОПа, но и аналитические материалы по проблемам безопасности, подготовленные другими независимыми экспертными структурами, в частности, Коллегией военных экспертов.
И вторая - диалог между обществом и государством отвечает национальным интересам России (включая и сферу обеспечения национальной безопасности) лишь в том случае, если идеи, исходящие от представителей общественности, будут находить воплощение в директивных документах Кремля и в его политической практике.
Следовательно, нужны не только диалоги между властью и обществом, но и управленческий механизм, способный обеспечить учет, осмысление и эффективную реализацию идей общенациональной значимости в политике государства. А от кого конкретно будут исходить эти идеи - от представителей власти или общества - не суть важно для интересов России и россиян. Главное - чтобы все разумные идеи не пропадали втуне, как прежде, а работали на общее благо.
Э.Хамидулин