ОРИ

Март 2003 г. Четверг, 6.03 – первое заседание Рабочей группы в Киеве; понедельник, 17.03 – доклад В.Христенко о планах деятельности Рабочей группы @ на традиционном совещании В.Путина с членами правительства; пятница, 21.03 – заседание Рабочей группы в Астане.
О чем идет речь? Что за структура работает с такой непривычной интенсивностью? Это Рабочая группа по формированию общего экономического пространства, созданная для реализации договоренностей четырех президентов - России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Как уже сообщалось на нашем сайте, собравшись по инициативе российского президента в Москве 23 февраля с.г., руководители названных государств решили предпринять еще одну попытку сдвинуть с мертвой точки интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В качестве стратегической цели предполагается создать ОРИ – Организацию региональной интеграции. Сроки реализации этого стратегического замысла пока не обозначены. Но уже к сентябрю нынешнего года должна быть создана независимая межгосударственная комиссия по торговле и тарифам и подготовлено соглашение о создании единого экономического пространства. Как следует из доклада В.Христенко 17.03 на встрече с В.Путиным, к 1 июля четырем президентам будет представлен проект соответствующего соглашения, основная идея которого – обеспечение наднационального управления ключевыми сферами, в частности единым таможенным пространством, и обеспечение свободного перемещения в рамках единого экономического пространства (как и полагается «по классике») товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
С единым таможенным пространством все, однако, совсем не просто. Так, например, сегодня российский бюджет получает за счет НДС, взимаемого российской стороной при поставках в Белоруссию, Казахстан и Украину нефти и нефтепродуктов, порядка 700 млн.долл. в год. Этим доходом придется поступиться – поделиться со странами-участницами ОРИ. Россия, кажется, даже готова пойти на эти «жертвы», но настойчиво ставит вопрос о создании валютного союза «четырех» и переходе в его рамках на единую валюту – российский рубль. А.Лукашенко, как мы знаем, на словах давно высказывался «за» единую валюту = российский рубль в рамках Союза Россия-Белоруссия. Правда перевод этого вопроса в практическую плоскость все время застревает на таком «пороге» как эмиссионный центр, поскольку стороны никак не договорятся - сколько их должно быть.
Президент Казахстана Н.Назарбаев также не возражает против единой валюты, но предлагает назвать ее «алтын». Для Украины весь пассаж с созданием ОРИ, видимо, был достаточно неожиданным, поэтому четкого отклика на сакраментальные вопросы, связанные с созданием единого экономического пространства, пока не поступало.
Но единая валюта – это, в конце концов, лишь один, хотя и очень важный, вопрос. Помимо уже «навязших в зубах» сложностей с различиями в налогах, рентных платежах, стоимости и мобильности рабочей силы и т.д., и т.п., достаточно болезненной окажется и проблема создания системы «наднационального управления ключевыми экономическими сферами». Это тот реальный оселок, на котором и будет проверена истинная готовность стран к объединению, то есть к осознанному делегированию части своих суверенных полномочий коллективным органам.
Если энтузиазм, с которым начала свою деятельность Рабочая группа, будет подкрепляться политической решимостью и последовательностью президентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины (даже если произойдут «персональные замены» в результате грядущих президентских выборов, например, на Украине), есть надежда, что «Союз четырех», как его окрестила пресса, никогда не превратится в «Союз рыжих».

Л.Вартазарова
Оценить статью
(0)