"Чечня - боль России: пути урегулирования". Заседание "круглого стола" на эту тему Клуб "Реалисты"провел в московской мэрии @ 18 марта с.г. В заседании приняли участие представители законодательной и исполнительной ветвей власти @ Российской Федерации, Чеченской Республики и чеченской диаспоры в Москве, общественно-политических организаций и СМИ, деятели науки и культуры. В ходе работы "круглого стола" рассмотрены проблемы правового урегулирования положения в Чеченской Республике, отношение различных общественно-политических сил к референдуму, различные варианты решения "чеченского конфликта".
Участники "круглого стола" поддержали идею проведения референдума в Чеченской Республике, подчеркнув, однако, что эта важная сама по себе и крупная политическая акция не должна служить инструментом политического давления на чеченский народ с целью продвижения во власть из федерального центра заранее намеченных кандидатур. Необходимо и после референдума продолжить диалог между представителями различных политических сил самого чеченского народа при активном участии широкой общественности. В связи с этим было высказано предложение создать постоянно действующий Координационный Общественный Комитет содействия правовому урегулированию положения в Чеченской Республике, в состав которого могли бы войти авторитетные общественно-политические деятели как Чеченской Республики, так и Российской Федерации.
Приоритетом правового урегулирования положения в ЧР должно быть укрепление в ней интеграционных процессов с Россией с конечной целью создания устойчивой власти в этой Республике в составе России и сохранением исторических связей чеченского народа с другими коренными народами Российской Федерации. "Особый статус" ЧР не должен выходить за рамки правового поля Конституции Российской Федерации.
Программа нормализации положения в Чечне, первым шагом которой станет референдум, должна предусматривать соответствующее идеологическое сопровождение этого процесса, поимённую ответственность зачинщиков чеченского сепаратизма в сочетании с обоснованной амнистией, комплексные политические и экономические мероприятия, а также применение военной силы там, где это необходимо. Необходимо также разработать систему дополнительных мер по совершенствованию системы жёсткого контроля и отчётности за расходованием средств по восстановлению экономики Чечни и оказания адресной помощи непосредственно населению Республики, вести дело к постепенному переводу ЧР в основном на собственное самообеспечение. Высказывалось также мнение о целесообразности не только ограничить, но и решительно противодействовать попыткам вмешательства извне во внутренние дела России, в том числе и по чеченской проблеме.
Постановка враждебными России силами за рубежом вопроса о создании международного трибунала по Чечне была расценена всеми участниками "круглого стола" как грубая провокация.
Вместе с тем в ходе обсуждения проекта вынесенной на референдум Конституции Чеченской Республики высказывались оценки о несовершенстве некоторых её юридических формулировок. В частности, в статье 1.1 проекта Конституции ЧР эта Республика названа "государством", а сама Конституция провозглашается от имени "многонационального народа Чечни". Признание за Чеченской Республикой статуса "государства", а не "субъекта Российской Федерации" может лишь усугубить уже существующую путаницу в юридическом понимании российской государственности. Что касается "многонационального народа" Чечни, то к этому понятию могут быть отнесены и все мигранты из-за рубежа, если в него не внести уточнение, что речь идёт только о её коренных народах, в том числе и русском, как государствообразующей нации.
Исполнительный директор Клуба "Реалисты"
Н.Жукова
Участники "круглого стола" поддержали идею проведения референдума в Чеченской Республике, подчеркнув, однако, что эта важная сама по себе и крупная политическая акция не должна служить инструментом политического давления на чеченский народ с целью продвижения во власть из федерального центра заранее намеченных кандидатур. Необходимо и после референдума продолжить диалог между представителями различных политических сил самого чеченского народа при активном участии широкой общественности. В связи с этим было высказано предложение создать постоянно действующий Координационный Общественный Комитет содействия правовому урегулированию положения в Чеченской Республике, в состав которого могли бы войти авторитетные общественно-политические деятели как Чеченской Республики, так и Российской Федерации.
Приоритетом правового урегулирования положения в ЧР должно быть укрепление в ней интеграционных процессов с Россией с конечной целью создания устойчивой власти в этой Республике в составе России и сохранением исторических связей чеченского народа с другими коренными народами Российской Федерации. "Особый статус" ЧР не должен выходить за рамки правового поля Конституции Российской Федерации.
Программа нормализации положения в Чечне, первым шагом которой станет референдум, должна предусматривать соответствующее идеологическое сопровождение этого процесса, поимённую ответственность зачинщиков чеченского сепаратизма в сочетании с обоснованной амнистией, комплексные политические и экономические мероприятия, а также применение военной силы там, где это необходимо. Необходимо также разработать систему дополнительных мер по совершенствованию системы жёсткого контроля и отчётности за расходованием средств по восстановлению экономики Чечни и оказания адресной помощи непосредственно населению Республики, вести дело к постепенному переводу ЧР в основном на собственное самообеспечение. Высказывалось также мнение о целесообразности не только ограничить, но и решительно противодействовать попыткам вмешательства извне во внутренние дела России, в том числе и по чеченской проблеме.
Постановка враждебными России силами за рубежом вопроса о создании международного трибунала по Чечне была расценена всеми участниками "круглого стола" как грубая провокация.
Вместе с тем в ходе обсуждения проекта вынесенной на референдум Конституции Чеченской Республики высказывались оценки о несовершенстве некоторых её юридических формулировок. В частности, в статье 1.1 проекта Конституции ЧР эта Республика названа "государством", а сама Конституция провозглашается от имени "многонационального народа Чечни". Признание за Чеченской Республикой статуса "государства", а не "субъекта Российской Федерации" может лишь усугубить уже существующую путаницу в юридическом понимании российской государственности. Что касается "многонационального народа" Чечни, то к этому понятию могут быть отнесены и все мигранты из-за рубежа, если в него не внести уточнение, что речь идёт только о её коренных народах, в том числе и русском, как государствообразующей нации.
Исполнительный директор Клуба "Реалисты"
Н.Жукова