Наталья Аринбасарова стала всемирно знаменитой актрисой с первой своей картины. Единственная из соотечественниц, она получила золотой кубок “Вольпи” на Венецианском фестивале за лучшую женскую роль в фильме Андрона Кончаловского “Первый учитель”. Потом было почти 50 картин: “У озера”, “Транссибирский экспресс”, “Визит к минотавру”... И были еще награды, включая госпремию СССР.
А потом кинопрокат наводнили американские боевики. Многие известные актеры годами не снимаются. К счастью, у Натальи Аринбасаровой по-прежнему напряженная творческая жизнь в большом кино.
Недавно в Алма-Ате с огромным успехом состоялась премьера фильма “Молитва Лейлы” режиссера Нарымбетова. Я встретилась с ней после показа этой картины в Московском доме кино, которая прошла тоже с аншлагом. Квартира полна букетами. А сама актриса... Время как будто не властно над ней. Изящная, хрупкая фигура, летящая походка, нежно-смуглое лицо, завораживающие черные глаза степной красавицы.
• О чем картина? Кого вы в ней играете?
— Моя героиня простая женщина, водитель грузовичка. Действие происходит в 60-е годы вблизи Семипалатинского атомного полигона, в небольшом поселке, сотрясаемом взрывами. Я играю тетю Катиру, которая удочерила сироту Лейлу. Во мне те далекие события перекликаются с сегодняшней Чечней. Чем дольше шла наша беседа, тем больше я убеждалась, что Наталья Аринбасарова — натура глубокая, целеустремленная и решительная. Эти качества проявились в ней с детства.
Моя мама — полька, отец — казах. И хотя я родилась в Москве, детские годы прошли в военных городках Средней Азии, где служил отец. Пятеро детей. Жизнь была нелегкой, но семья наша — дружная, трудолюбивая. А я была большой фантазеркой и могла часами искать на небе свою звезду.
• А нашли ее, получается, на земле...
— Как-то, гуляя по улицам Алма-Аты, я увидела объявление о наборе в хореографическое училище. Окрыленная, прибежала домой: “Буду балериной!” Родители воспротивились. Боялись, что стану хуже учиться в школе, ведь я была отличницей. Я сама собрала все справки, документы. И меня приняли. Мне тогда было 10 лет. А вскоре меня с группой лучших учеников направили в Москву, в хореографическое училище Большого театра...
• А как произошло, что, мечтая о балете, стали киноактрисой?
— Я училась на последнем курсе, когда в интернат приехала съемочная группа Андрона Кончаловского. Искали девушку-казашку для его фильма “Первый учитель”. Выбор пал на меня. Сделали несколько проб, а потом почему-то все прекратилось. А я и не огорчилась — готовилась к выпускным экзаменам. И вдруг телеграмма из Фрунзе — срочно вылетайте на съемки. Я ответила тоже телеграммой: извините, сниматься не могу. И только закончив училище, согласилась вылететь на съемки. Так вошло в мою жизнь кино, ставшее судьбой.
• И тогда вы стали женой Андрона Кончаловского...
— Это было очень драматично. Родители были против нашего брака. Мама дала телеграмму, что больна, и мы с Андроном срочно вылетели к ней. А родители заперли меня дома. Скандал был ужасный. Но Андрон сделал предложение по всей форме и мы расписались в районном загсе.
В семье Михалковых невестку встретили радушно. Родился сын Егорушка. И Наташины родители смирились. А она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова. Тогда же и сыграла юную балерину в его фильме “У озера”. Пять лет счастливой жизни. А потом — развод. Наталья Утевлевна неохотно рассказывает об этом.
— Почему развелись? Теперь что об этом вспоминать, мы тогда были другими. На развод я подала сама.
• Вы очень страдали?
— Некогда было. Училась, снималась, вокруг было столько интересных людей, много поклонников. Через два года я вышла замуж за художника Николая Двигубского. Родилась Катя. Николай — человек необычайно талантливый и образованный. Он родился и учился во Франции и вернулся в Москву в 1956-м. Много работал в театре и кино. К Егорке относился прекрасно. Но, съездив в 1976 г. в Америку, понял, что работать в России не может. Решил уехать во Францию, звал меня с собой. Но я ни за что не хотела покидать родину. Так закончился мой второй брак.
• Обычно развод делает бывших супругов чуть ли не врагами, матери не разрешают отцу видеться с детьми...
— По-моему, это уродливо. Ведь с детьми не разводятся. Я дружу со своими бывшими мужьями, дети тоже. Когда Егор отслужил в армии, Андрон увез его в Англию, где сын учился в Кембридже и Оксфорде. Вернувшись в Москву, Егор открыл рекламное агентство, снял сотни рекламных роликов и клипов, а потом два художественных фильма “Затворник” и “Антикиллер”. Эти фильмы имели большой коммерческий успех. Сейчас в работе “Антикиллер-2”. Не снимая коммерческих лент, невозможно сегодня материально стать на ноги и снимать то, что хочется. А у него в планах фильмы по Булгакову, ”Записки врача”, и “Кочевники” — о скифах. Катя — актриса, режиссер и писатель. Скоро выйдет ее роман “Ведьмы цвета мака”. Вместе с ней написали книгу “Лунные дороги”. В продаже уже второе издание. Это книга обо мне — судьбе казахской простой девушки, ставшей кинозвездой.
• Дети, их успехи — это для матери, конечно, главное. И все-таки, где снимались сами в последнее время?
— Работы много. У польского кинорежиссера Ежи Гофмана играла в фильме “Прекрасная дама”. У Ежи Кавалеровича, всемирно известного режиссера, снялась в фильме “За что?” по Льву Толстому. В венгерском фильме “Наташа” играла роль шаманки. К сожалению, в нашем прокате их не было. В совместном фильме Казахстана и Франции сыграла главную роль в фильме “Слабое сердце” — о трагической любви молодого человека к зрелой женщине. Эта картина получила приз в Сан-Себастьяно на международном фестивале. Когда не снимаюсь, выступаю в благотворительных концертах, которые организует клуб “Москвички”. У меня много предложений от режиссеров.
• В чем, по-вашему, женское счастье?
— У каждой женщины о нем свое представление. Вот меня раздражает, когда по телевизору слушаю молодых, красивых женщин, которые видят свое счастье в замужестве с богатым человеком. Чтобы прислуга была и светская жизнь. А мне хочется сказать: “А ты что, будешь сидеть кошечкой на диване?” В наше время женщине нужна самостоятельность и независимость. Катя написала книгу, героиня которой, умница, красавица, преодолев все трудности, открывает свое дело. Она отвергла предложения богатых поклонников быть просто женой.
• И все же вам хотелось бы быть богатой женщиной?
— Нет. Не хочу вызывать зависть. У меня пенсия, хорошая квартира, заботливые дети и чудесная внучка Машенька, дочь Егора. Очень люблю общаться с ней. Сейчас у меня хороший период жизни: я могу делать то, что мне нравится — люблю домашнюю работу, много читаю. Я творчески востребована и каждый день просыпаюсь с ощущением радости бытия.
А потом кинопрокат наводнили американские боевики. Многие известные актеры годами не снимаются. К счастью, у Натальи Аринбасаровой по-прежнему напряженная творческая жизнь в большом кино.
Недавно в Алма-Ате с огромным успехом состоялась премьера фильма “Молитва Лейлы” режиссера Нарымбетова. Я встретилась с ней после показа этой картины в Московском доме кино, которая прошла тоже с аншлагом. Квартира полна букетами. А сама актриса... Время как будто не властно над ней. Изящная, хрупкая фигура, летящая походка, нежно-смуглое лицо, завораживающие черные глаза степной красавицы.
• О чем картина? Кого вы в ней играете?
— Моя героиня простая женщина, водитель грузовичка. Действие происходит в 60-е годы вблизи Семипалатинского атомного полигона, в небольшом поселке, сотрясаемом взрывами. Я играю тетю Катиру, которая удочерила сироту Лейлу. Во мне те далекие события перекликаются с сегодняшней Чечней. Чем дольше шла наша беседа, тем больше я убеждалась, что Наталья Аринбасарова — натура глубокая, целеустремленная и решительная. Эти качества проявились в ней с детства.
Моя мама — полька, отец — казах. И хотя я родилась в Москве, детские годы прошли в военных городках Средней Азии, где служил отец. Пятеро детей. Жизнь была нелегкой, но семья наша — дружная, трудолюбивая. А я была большой фантазеркой и могла часами искать на небе свою звезду.
• А нашли ее, получается, на земле...
— Как-то, гуляя по улицам Алма-Аты, я увидела объявление о наборе в хореографическое училище. Окрыленная, прибежала домой: “Буду балериной!” Родители воспротивились. Боялись, что стану хуже учиться в школе, ведь я была отличницей. Я сама собрала все справки, документы. И меня приняли. Мне тогда было 10 лет. А вскоре меня с группой лучших учеников направили в Москву, в хореографическое училище Большого театра...
• А как произошло, что, мечтая о балете, стали киноактрисой?
— Я училась на последнем курсе, когда в интернат приехала съемочная группа Андрона Кончаловского. Искали девушку-казашку для его фильма “Первый учитель”. Выбор пал на меня. Сделали несколько проб, а потом почему-то все прекратилось. А я и не огорчилась — готовилась к выпускным экзаменам. И вдруг телеграмма из Фрунзе — срочно вылетайте на съемки. Я ответила тоже телеграммой: извините, сниматься не могу. И только закончив училище, согласилась вылететь на съемки. Так вошло в мою жизнь кино, ставшее судьбой.
• И тогда вы стали женой Андрона Кончаловского...
— Это было очень драматично. Родители были против нашего брака. Мама дала телеграмму, что больна, и мы с Андроном срочно вылетели к ней. А родители заперли меня дома. Скандал был ужасный. Но Андрон сделал предложение по всей форме и мы расписались в районном загсе.
В семье Михалковых невестку встретили радушно. Родился сын Егорушка. И Наташины родители смирились. А она поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова. Тогда же и сыграла юную балерину в его фильме “У озера”. Пять лет счастливой жизни. А потом — развод. Наталья Утевлевна неохотно рассказывает об этом.
— Почему развелись? Теперь что об этом вспоминать, мы тогда были другими. На развод я подала сама.
• Вы очень страдали?
— Некогда было. Училась, снималась, вокруг было столько интересных людей, много поклонников. Через два года я вышла замуж за художника Николая Двигубского. Родилась Катя. Николай — человек необычайно талантливый и образованный. Он родился и учился во Франции и вернулся в Москву в 1956-м. Много работал в театре и кино. К Егорке относился прекрасно. Но, съездив в 1976 г. в Америку, понял, что работать в России не может. Решил уехать во Францию, звал меня с собой. Но я ни за что не хотела покидать родину. Так закончился мой второй брак.
• Обычно развод делает бывших супругов чуть ли не врагами, матери не разрешают отцу видеться с детьми...
— По-моему, это уродливо. Ведь с детьми не разводятся. Я дружу со своими бывшими мужьями, дети тоже. Когда Егор отслужил в армии, Андрон увез его в Англию, где сын учился в Кембридже и Оксфорде. Вернувшись в Москву, Егор открыл рекламное агентство, снял сотни рекламных роликов и клипов, а потом два художественных фильма “Затворник” и “Антикиллер”. Эти фильмы имели большой коммерческий успех. Сейчас в работе “Антикиллер-2”. Не снимая коммерческих лент, невозможно сегодня материально стать на ноги и снимать то, что хочется. А у него в планах фильмы по Булгакову, ”Записки врача”, и “Кочевники” — о скифах. Катя — актриса, режиссер и писатель. Скоро выйдет ее роман “Ведьмы цвета мака”. Вместе с ней написали книгу “Лунные дороги”. В продаже уже второе издание. Это книга обо мне — судьбе казахской простой девушки, ставшей кинозвездой.
• Дети, их успехи — это для матери, конечно, главное. И все-таки, где снимались сами в последнее время?
— Работы много. У польского кинорежиссера Ежи Гофмана играла в фильме “Прекрасная дама”. У Ежи Кавалеровича, всемирно известного режиссера, снялась в фильме “За что?” по Льву Толстому. В венгерском фильме “Наташа” играла роль шаманки. К сожалению, в нашем прокате их не было. В совместном фильме Казахстана и Франции сыграла главную роль в фильме “Слабое сердце” — о трагической любви молодого человека к зрелой женщине. Эта картина получила приз в Сан-Себастьяно на международном фестивале. Когда не снимаюсь, выступаю в благотворительных концертах, которые организует клуб “Москвички”. У меня много предложений от режиссеров.
• В чем, по-вашему, женское счастье?
— У каждой женщины о нем свое представление. Вот меня раздражает, когда по телевизору слушаю молодых, красивых женщин, которые видят свое счастье в замужестве с богатым человеком. Чтобы прислуга была и светская жизнь. А мне хочется сказать: “А ты что, будешь сидеть кошечкой на диване?” В наше время женщине нужна самостоятельность и независимость. Катя написала книгу, героиня которой, умница, красавица, преодолев все трудности, открывает свое дело. Она отвергла предложения богатых поклонников быть просто женой.
• И все же вам хотелось бы быть богатой женщиной?
— Нет. Не хочу вызывать зависть. У меня пенсия, хорошая квартира, заботливые дети и чудесная внучка Машенька, дочь Егора. Очень люблю общаться с ней. Сейчас у меня хороший период жизни: я могу делать то, что мне нравится — люблю домашнюю работу, много читаю. Я творчески востребована и каждый день просыпаюсь с ощущением радости бытия.
Людмила ЕРМАКОВА