Итак, административный ресурс победил в очередной раз. Благодаря неимоверным и целенаправленным усилиям @ замглавы Администрации президента РФ @ В.Суркова недавний единоличный руководитель партии «Единая Россия» А.Беспалов отправлен совершенствовать информационную политику в ОАО «Газпром». И, как–то неожиданно для себя, партийцы–«единороссы» почувствовали себя неуютно. Кажется, надо праздновать аппаратную победу: в первые ряды борцов за дело «Единой России» вновь выдвинулись известные политические тяжёловесы Ю.Лужков и С.Шойгу, которых подкрепил своим уверенным плечом главный российский милиционер Б.Грызлов. Во вторых рядах снова заблистали «красноречием» думские «сидельцы» В.Володин, В.Пехтин и О.Морозов. Казалось бы, монолитность партийных рядов налицо. Только не слышно что-то радостных возгласов из рядов «единороссов». Оказалось, что А.Беспалов ушёл, а проблемы, которые недавно привели к резкому снижению рейтинга партии в электоральном поле, остались.
По-прежнему одной из главных проблем партии остаётся отсутствие внятной идеологической платформы. Конечно, современный российский избиратель мало обращает внимания на различные партийные программные изыски. Он больше интересуется персоналиями, их представляющими. Но партия, которая заявляет о своей готовности стать «партией власти», должна, по определению, иметь стратегическое видение социально–экономического развития страны. Чего, похоже, в «Единой России», увлечённой переделом должностных полномочий, не имеется. И, по мнению некоторых партийцев, вряд ли в ближайшее время появится. Таким положением дел, похоже, обеспокоились и «единороссы»-руководители. В результате в идеологических недрах партии родился документ, который был назван почему–то манифестом. Манифест, как известно, - это документ, призывающий массы к каким–то действиям или заявляющий о действиях партии в том или ином направлении. В нём «Единая Россия» заявляет о том, что нашла путь к «национальному успеху». Как агитационный материал, манифест в период избирательной кампании, конечно, может быть полезен. Но он не может заменить программный документ, определяющий цели и задачи партии в стратегической перспективе, то есть программу партии.
Свою озабоченность в связи со снижением рейтинга «Единой России» проявляет Кремль. Не только проявляет, но и пытается объяснить причины снижения. О них прямо заявил замглавы Администрации президента В.Сурков, выступая на двухдневном совещании руководителей «Единой России» с представителями региональных отделений партии, ответственными за агитационно-пропагандистскую работу. По его мнению, положение в партии не самое лучшее, потому что она не ведёт работу непосредственно с людьми, надеясь, что кто–то наверху что–то придумает.
Переломить ситуацию «единороссы» решили с помощью крупных изменений в уставе - изменений, которые будут касаться, прежде всего, руководящих органов партии. Эти изменения должны быть приняты II съездом партии «Единая Россия» 29 марта. Согласно новой редакции устава, расширяются полномочия Генерального совета, который путем открытого голосования будет избирать президиум, а тот, в свою очередь, - секретаря Генсовета и его заместителя. Роль Высшего совета и бюро Высшего совета теперь несколько снизится. Предполагаемые изменения устава означают, что власть исполкома теперь уменьшается. Он превращается в наёмный аппарат партии с организационно–техническими функциями. Ослабевает влияние на партийные процессы отцов - основателей партии Ю.Лужкова, С.Шойгу, М.Шаймиева, Б.Грызлова. Вся полнота власти сосредотачивается в Генсовете. Но встаёт вопрос о лидере, или точнее, о председателе партии, способном объединить различные группы и объединения внутри партии и направить их усилия на упрочение позиций партии в электоральном поле. Практика существования политических общественных объединений в постсоветской России говорит о том, что коллегиальное управление ещё не приносило успеха политической структуре. Поэтому можно предположить, что новая редакция устава не принесёт желаемых позитивных сдвигов для «Единой России».
Другим ноу–хау, предлагаемым «единороссами», является партийный призыв министров правительства. Не секрет, что нынешние министры в большинстве своём симпатизируют Союзу правых сил. И желание «Единой России» получить министерское большинство в правительстве вполне понятно. По мнению одного из партийных руководителей «единороссов» В.Володина, партия должна отвечать за министра. Да и сами партийцы уверены, что министры–«единороссы» должны стать тем «тараном», который позволит преодолеть равнодушие избирателей и поднять рейтинг «Единой России». Вот только министров надо выдвигать из своих рядов, а не призывать на службу как солдат–первогодков. Партии, стремящейся к власти в стране, надо иметь кадровый резерв, готовый принять бремя ответственности за экономику страны. Другое дело в том, что такого резерва у «единороссов» не просматривается или он так законспирирован, что не может быть обнародован. И это ещё одна проблема партии. Впрочем, не только одной «Единой России». По мнению экспертов, ни одна из существующих сегодня российских политических партий не имеет так называемого «теневого правительства». Предстоящий 29 марта съезд «Единой России» вряд ли примет какие–то сенсационные и судьбоносные решения. Задуманный политтехнологами Кремля как акт торжественного свержения с пьедестала руководителя Генсовета и исполкома А.Беспалова, с его добровольным уходом он просто теряет смысл. А вот перед кураторами «Единой России» в полный рост возникла проблема: какие неотложные меры нужно принимать, чтобы партия осталась на плаву и оправдала финансовые вливания в неё. Ведь искусственные конструкции чаще всего разваливаются.
А.Солодов
По-прежнему одной из главных проблем партии остаётся отсутствие внятной идеологической платформы. Конечно, современный российский избиратель мало обращает внимания на различные партийные программные изыски. Он больше интересуется персоналиями, их представляющими. Но партия, которая заявляет о своей готовности стать «партией власти», должна, по определению, иметь стратегическое видение социально–экономического развития страны. Чего, похоже, в «Единой России», увлечённой переделом должностных полномочий, не имеется. И, по мнению некоторых партийцев, вряд ли в ближайшее время появится. Таким положением дел, похоже, обеспокоились и «единороссы»-руководители. В результате в идеологических недрах партии родился документ, который был назван почему–то манифестом. Манифест, как известно, - это документ, призывающий массы к каким–то действиям или заявляющий о действиях партии в том или ином направлении. В нём «Единая Россия» заявляет о том, что нашла путь к «национальному успеху». Как агитационный материал, манифест в период избирательной кампании, конечно, может быть полезен. Но он не может заменить программный документ, определяющий цели и задачи партии в стратегической перспективе, то есть программу партии.
Свою озабоченность в связи со снижением рейтинга «Единой России» проявляет Кремль. Не только проявляет, но и пытается объяснить причины снижения. О них прямо заявил замглавы Администрации президента В.Сурков, выступая на двухдневном совещании руководителей «Единой России» с представителями региональных отделений партии, ответственными за агитационно-пропагандистскую работу. По его мнению, положение в партии не самое лучшее, потому что она не ведёт работу непосредственно с людьми, надеясь, что кто–то наверху что–то придумает.
Переломить ситуацию «единороссы» решили с помощью крупных изменений в уставе - изменений, которые будут касаться, прежде всего, руководящих органов партии. Эти изменения должны быть приняты II съездом партии «Единая Россия» 29 марта. Согласно новой редакции устава, расширяются полномочия Генерального совета, который путем открытого голосования будет избирать президиум, а тот, в свою очередь, - секретаря Генсовета и его заместителя. Роль Высшего совета и бюро Высшего совета теперь несколько снизится. Предполагаемые изменения устава означают, что власть исполкома теперь уменьшается. Он превращается в наёмный аппарат партии с организационно–техническими функциями. Ослабевает влияние на партийные процессы отцов - основателей партии Ю.Лужкова, С.Шойгу, М.Шаймиева, Б.Грызлова. Вся полнота власти сосредотачивается в Генсовете. Но встаёт вопрос о лидере, или точнее, о председателе партии, способном объединить различные группы и объединения внутри партии и направить их усилия на упрочение позиций партии в электоральном поле. Практика существования политических общественных объединений в постсоветской России говорит о том, что коллегиальное управление ещё не приносило успеха политической структуре. Поэтому можно предположить, что новая редакция устава не принесёт желаемых позитивных сдвигов для «Единой России».
Другим ноу–хау, предлагаемым «единороссами», является партийный призыв министров правительства. Не секрет, что нынешние министры в большинстве своём симпатизируют Союзу правых сил. И желание «Единой России» получить министерское большинство в правительстве вполне понятно. По мнению одного из партийных руководителей «единороссов» В.Володина, партия должна отвечать за министра. Да и сами партийцы уверены, что министры–«единороссы» должны стать тем «тараном», который позволит преодолеть равнодушие избирателей и поднять рейтинг «Единой России». Вот только министров надо выдвигать из своих рядов, а не призывать на службу как солдат–первогодков. Партии, стремящейся к власти в стране, надо иметь кадровый резерв, готовый принять бремя ответственности за экономику страны. Другое дело в том, что такого резерва у «единороссов» не просматривается или он так законспирирован, что не может быть обнародован. И это ещё одна проблема партии. Впрочем, не только одной «Единой России». По мнению экспертов, ни одна из существующих сегодня российских политических партий не имеет так называемого «теневого правительства». Предстоящий 29 марта съезд «Единой России» вряд ли примет какие–то сенсационные и судьбоносные решения. Задуманный политтехнологами Кремля как акт торжественного свержения с пьедестала руководителя Генсовета и исполкома А.Беспалова, с его добровольным уходом он просто теряет смысл. А вот перед кураторами «Единой России» в полный рост возникла проблема: какие неотложные меры нужно принимать, чтобы партия осталась на плаву и оправдала финансовые вливания в неё. Ведь искусственные конструкции чаще всего разваливаются.
А.Солодов