ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
В плену у экрана

В плену у экрана

Самое популярное препровождение свободного времени у людей во всем мире - телевизор. Для большинства - это любовь и ненависть, сплавленные воедино. Люди жалуются на этот "ящик", "промыватель мозгов" и... заваливаются на диван с пультом дистанционного управления. Ученые десятилетиями изучают воздействие телевидения на человеческую жизнь. Оно может учить и развлекать, даровать эстетическое наслаждение, отвлекать от неприятных мыслей. Проблемы начинаются, когда люди убеждены, что не должны так много смотреть телевизор, но не могут от этого избавиться, считает красноярский «КоМоК»...
В среднем жители промышленно развитых стран посвящают этому занятию три часа в день - добрую половину своего свободного времени. При таком раскладе человек, достигший 75 лет, может сказать, что девять лет был привязан к телевизору. Согласно опросам, проведенным в 1992 и 1995 годах компанией Gallup, двое из пяти взрослых респондентов и семь из десяти подростков жалеют время, потраченное на просмотр ТВ. 10 процентов взрослых называют себя "ТВ-зависимыми".
Американские ученые выяснили, что мозг телезрителей, если судить по электроэнцефалограммам, ведет себя пассивнее, чем, допустим, читателей. Все утверждают, что телевизор каким-то образом высасывает их энергию. После просмотра телепередач трудно сосредоточиться. После чтения таких жалоб нет. Другой пример: после занятий спортом или любимым делом у людей улучшается настроение. Телевизор такого эффекта не дает.
Коварный "ящик" подобен наркотикам - он вызывает привыкание. Хотя (жизнь полна парадоксов) чем больше вы смотрите на экран, тем меньше испытываете удовлетворения. Почему же телевизор манит нас снова и снова? Отчасти влечение происходит из-за нашего биологического "ориентировочного рефлекса", который впервые описал Иван Павлов в 1927 году. Организм комплексно реагирует на новизну раздражителя: движением головы и глаз, расширением сосудов мозга, изменением дыхания, возрастанием тонуса мышц, повышением чувствительности анализаторов... В 1986 году ученые Байрон Ривз из Стэнфордского университета и Эстер Торсон из университета Миссури установили, что формальные приемы телевидения (склейки кадров, резкие шумы, изменение ракурса съемки и прочее) активируют ориентировочный рефлекс у человека, удерживая его внимание на экране.
Особенно в этом преуспевают рекламные ролики, экшн-сцены в фильмах и музыкальные видеоклипы. Причем, как установила Дафна Лемиш из университета Тель-Авива, естественное влечение к телевизору начинается у младенцев уже с шестой-восьмой недели жизни.
Последние исследования показали, что ТВ-зависимые люди беспокойны и попросту несчастны. Они рассеянны, меньше занимаются общественной деятельностью, спортом, больше склонны к полноте. Над зависимыми семьями проводился "жестокий" эксперимент - им предлагались деньги взамен на отказ от просмотра телевизора в течение недели или месяца. Многие не выдерживали такого воздержания. В более чем половине семей в первые дни после отказа от ТВ домашние дела расстраиваются, люди не знают, что делать со свалившимся на них свободным временем, заметны тревога и агрессия... Ко второй неделе начинается адаптация.

Все зрители - телепузики!
Через пять лет после появления детской передачи "Телепузики" установлено: сладкие толстячки действительно существуют - правда, по эту сторону экрана. Поразительно много детей, в комнате которых стоит телевизор, заболевают ожирением. К этому выводу пришли ученые Колумбийского университета. Они исследовали 2800 очень толстых детей до пяти лет, разного пола, этнических особенностей и родительских доходов. У 40 процентов в детской есть телевизор - наиболее отчетливый индикатор повышенного риска приобрести излишний вес. Так как многие начинают подвергаться такому риску уже с двух лет, педагогические меры против грозящей зависимости от телепузиков должны начинаться уже с этого возраста.

Стань свободным
Осознайте, как глубоко укоренилась в вас привычка смотреть телевизор, сколько времени она отнимает и как мало вы получаете взамен. Ведите в течение нескольких дней дневник, куда записывайте все просмотренные телепередачи. Можете давать оценки каждой: насколько она вам понравилась, что нового и полезного вы из нее узнали.
Переключитесь на другое. Сразу после ужина многие семьи перемещаются в комнату к телевизору. Замените просмотр ТВ другими делами. Можете даже составить список этих дел и повесить на дверцу холодильника.
Тренируйте силу воли. После первых минут просмотра разрекламированной передачи или фильма зрители часто понимают, что дальше не стоит ждать ничего хорошего. Но так и смотрят фильм целых два часа. Зачем?
Ограничивайте время просмотра. Для этого можно заводить таймер, особенно при видеоиграх. Звонок дети воспринимают серьезнее, чем устные наставления родителей
Блокируйте каналы/используйте v-чип. Новые телевизоры теперь оснащаются микрочипами, которые могут использоваться для того, чтобы предотвратить просмотр сцен насилия на экране. Кроме того, есть специальное устройство (V-чип), которое отслеживает, сколько времени смотрит телевизор каждый член семьи, и блокирует доступ при превышении лимита.
Не смотрите все подряд. Вместо того чтобы переключать каналы, загляните в телепрограмму и выберите нужную передачу.
Используйте видеомагнитофон. Запишите передачу, чтобы посмотреть позднее. Практика показывает, что люди мало смотрят то, что записали на пленку.
Ограничьте соблазн. Многие семьи успешно справляются с проблемой телезависимости, ограничивая количество телевизоров в доме до одного. И, разумеется, прекращая все подписки на кабельные и спутниковые каналы.
Получите медиа-образование. Многие школы в США, Канаде и Австралии вводят для своих учащихся медиа-образование. У детей оттачивается способность анализировать просмотренное и прослушанное, телевидение и другие средства массовой информации используются целенаправленно.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту