Россия станет честной в июне

Россия станет честной в июне

Международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов /FATF/ может принять в свои ряды Россию летом этого года. @ С таким заявлением выступил глава Комитета по финансовому мониторингу /КФМ/ Виктор Зубков в понедельник на презентации проекта Совета Европы по борьбе с отмыванием денег в России. Судьбоносное событие может произойти на очередном пленарном заседании организации, которое состоится 16-18 июня 2003 года в Берлине.
Членство в FATF, считает Зубков, позволит России более активно работать над вступлением в ВТО и совершенно на другом уровне взаимодействовать с зарубежными банками. Кроме того, возрастет инвестиционная привлекательность страны.
Путь к чистой репутации был долог – Россия была исключена из черного списка FATF в октябре 2002 года, однако миссия ФАТФ прибудет в Россию с проверкой прогресса в области противодействия отмыванию преступных доходов только в конце апреля. Свои выводы эксперты миссии должны будут сделать, ознакомившись с работой межрегионального управления КФМ России по Сибирскому федеральному округу в Новосибирске. В конце марта в этом городе состоялось совещание с участием представителей КФМ, аппарата полпреда в СФО, региональных правоохранительных органов и финансовых структур по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. На нем Зубков заявил, что именно на основе анализа работы местного отделения КФМ FATF будет принимать решение о принятии в свои ряды России. По потоку предоставляемой информации в КФМ Сибирский федеральный округ занимает 5-е место среди семи округов, при этом наибольшую активность проявляют Новосибирская, Омская, Кемеровская области и Красноярский край.
Сам Зубков работой своего ведомства доволен. По его словам, в 2002 году в комитет поступило 350 тыс. сообщений о подозрительных сделках, из них около 10% требуют самой тщательной проверки правоохранительными органами. И если в прошлом году ни одного уголовного дела по фактам отмывания денег по линии Комитета возбуждено не было, несмотря на то, что КФМ передал в правоохранительные органы около 60 материалов по компаниям и лицам, в отношении которых поступила информация о возможной легализации преступных доходов, то в этом году предстоит сразу несколько судебных разбирательств. В ближайшее время КФМ направит в суды 6-7 уголовных дел, связанных с отмыванием "грязных" денег.
Подчеркивая, что задача КФМ – «не посадить, а предупредить отмывание "грязных" денег», то есть создать систему, в которой бы это делать было невозможно, Зубков отметил, что информацию от кредитных организаций о подозрительных клиентах и операциях Комитет получает каждый день, и ее поток постоянно растет. Вся эта информация передается в правоохранительные органы и проверяется. Для повышения эффективности работы Зубков предлагает создать в МВД и прокуратуре специальные подразделения по расследованию дел, связанных с легализацией преступных доходов.
Результатом работы своего ведомства Зубков называет сокращение оборота "грязных" денег в стране. Год назад их объем оценивался в 40-50% от общего количества, сейчас этот процент значительно меньше. Кроме того, из 1322 российских банков КФМ выделил несколько "банков-прачечных", которые были пойманы за отмыванием доходов, полученных преступным путем. Их деятельность находится под особым контролем Комитета.
Отдельное направление деятельности КФМ - составление списка компаний и лиц, в отношении которых есть подозрения о причастности к финансированию террористической деятельности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" правительство РФ постановило КФМ по согласованию с МИД, МВД, ФСБ и СВР РФ определить перечень государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на основе перечней, составленных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также иными международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в работе которых принимает участие Российская Федерация. При формировании перечня, который будет опубликован, КФМ будет исходить из интересов национальной безопасности РФ и принятых международных обязательств.
Что же касается российских граждан, то контроль за их крупными расходами со следующего года станет меньше. 10 апреля правительство РФ одобрило и решило внести в Госдуму законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса", предусматривающий полную отмену налогового контроля за крупными расходами физлиц. В соответствии с действующими нормами, к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты: недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений; механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу; акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности и золото в слитках. Кабинет министров считает, что в настоящее время механизм государственного налогового контроля за расходами физлиц фактически не работает, что обусловлено рядом причин (например, использование инвентаризационной стоимости имущества при регистрации сделок купли-продажи недвижимости). Отмена же контроля за расходами должна оказать стимулирующее воздействие на жилищное строительство и ипотечное кредитование в России, отмечается в сообщении ДПИ.
Вместе с тем отмена контроля за расходами граждан не лишает налоговые органы возможности получать информацию о совершении сделок с недвижимостью и транспортными средствами - в соответствии с НК налоговики получают ее от органов, осуществляющих учет и регистрацию недвижимости и транспортных средств. Также надо учесть, что в 2002 году был принят закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в рамках которого предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом как юридических, так и физических лиц. В условиях действия данного закона отмена налогового контроля не снижает эффективность госконтроля за расходами физлиц, но устраняет ненужное дублирование функций госорганов, считают в правительстве.
Оценить статью
(0)