Состоявшиеся в Санкт-Петербурге переговоры лидеров России, Германии и Франции не принесли сенсаций. Судя @ по сделанным по итогам форума заявлениям, @ участникам не удалось продвинуться в решении ключевой проблемы – выработать конкретный механизм возвращения проблемы Ирака в рамки ООН. Единственным достижением трехсторонних консультаций можно считать продемонстрированное В.Путиным, Г.Шредером и Ж.Шираком стремление и впредь совместными усилиями пытаться отстаивать политические и экономические интересы трех стран в ходе решения вопросов послевоенного устройства Ирака.
При этом российский, германский и французский президенты вполне внятно обозначили свои позиции в отношении финансово-экономических аспектов урегулирования, в оценках которых их точки зрения в основном совпали. Напротив, по-прежнему не были сформулированы и изложены подходы к политическим проблемам, затрагивающим, в том числе, перспективы реформирования Организации Объединенных Наций.
Активность на направлении обсуждения экономических вопросов была вызвана прозвучавшим накануне заявлением заместителя министра обороны США П.Вулфовица, без излишней дипломатичности посоветовавшего главам РФ, ФРГ и Франции подумать о списании долгов Ирака, составляющих, по оценкам, около 20 миллиардов долларов. В.Путину, Ж.Шираку и Г.Шредеру пришлось разъяснить американскому чиновнику порядок решения подобных международных проблем (через Парижский клуб кредиторов, Международный банк и МВФ) исключительно только по просьбе законного правительства Ирака, а не оккупационных властей. Одновременно в очередной раз было подчеркнуто желание трех стран сохранить свои позиции в иракском бизнесе и продолжить реализацию ранее начатых контрактов.
Однако всем понятно, что обеспечение экономических интересов любых государств в послевоенном Ираке теперь целиком зависит от США, т.е. стало политической проблемой. А на данном направлении «саммита» в Санкт-Петербурге дело не пошло дальше ничем не подкрепленных деклараций о том, что «восстановление Ирака может происходить только под эгидой ООН», как заявил французский президент Ж.Ширак. Или, как заметил В.Путин, что справиться с масштабной проблемой гуманитарной помощи народу этой страны в одиночку союзники не в состоянии. В это время администрация Дж.Буша, выступая с позиции победителя в войне и стремясь удерживать политическую инициативу, показала, что не только готова давать советы по поводу списания долгов захваченной американцами стране, но и жестко отстаивать свое право совместно с британским правительством определять будущие правила игры на оккупированной территории. Уже через несколько часов после петербургской трехсторонней встречи на высшем уровне госсекретарь США К.Пауэлл в интервью телеканалу Би-би-си отверг главную и почти единственную идею лидеров трех европейских государств. Он подчеркнул, что «союзники самостоятельно справятся с задачами по оккупации Ирака», и исключил возможность участия Франции, Германии и России в этом процессе. ООН К.Пауэлл отвел вспомогательную гуманитарную роль в урегулировании и выступил против подключения Совета Безопасности к поискам оружия массового поражения в Ираке. При этом он в очередной раз сделал ряд угрожающих жестов в сторону Сирии.
Следует признать, что позиции США в результате интервенции заметно укрепились, что особенно проявляется на фоне отсутствия единства в Европейском Союзе. Администрация Дж.Буша продемонстрировала в ходе операции и на этапе ее подготовки политическую волю и огромное технологическое превосходство, позволяющие самостоятельно и с легкостью решать сложные, не только военные, но и политические, и экономические проблемы. Создается впечатление, что делиться ни с кем американцы не намерены, а достигнутое подавляющее преимущество в силе создало в Вашингтоне чувство собственной исключительности и непогрешимости.
На этом фоне Европа, уже обладающая серьезной экономической мощью, остается раздробленной и слабой в политическом и, особенно, в военном отношении. Несмотря на активность президента В.Путина, Россия как экономически отсталая страна с увязшей в Чечне армией мало чем может поспособствовать европейцам, т.е. суммарные позиции сторонников многополярного мира выигрышными не становятся даже в случае объединения усилий. Вероятно, поэтому так невнятно прозвучали итоги политических консультаций лидеров России, ФРГ и Франции, которым пока нечем ответить на американские притязания на единоличное руководство в мире.
Указанная ситуация явно провоцирует США на развитие успеха иракской операции и распространение ее опыта на другие страны «оси зла» путем проведения аналогичных по замыслу, способу принятия решений и используемым средствам акций. Таким образом, американо-британский эксперимент по переустройству мира имеет шанс на продление. При этом ООН угрожает незавидное будущее – постепенное оттеснение на политическую обочину, превращение в экологическую и гуманитарную структуру, обслуживающую интересы США, или распад, аналогично Лиге Наций.
Н.Новоселов
Активность на направлении обсуждения экономических вопросов была вызвана прозвучавшим накануне заявлением заместителя министра обороны США П.Вулфовица, без излишней дипломатичности посоветовавшего главам РФ, ФРГ и Франции подумать о списании долгов Ирака, составляющих, по оценкам, около 20 миллиардов долларов. В.Путину, Ж.Шираку и Г.Шредеру пришлось разъяснить американскому чиновнику порядок решения подобных международных проблем (через Парижский клуб кредиторов, Международный банк и МВФ) исключительно только по просьбе законного правительства Ирака, а не оккупационных властей. Одновременно в очередной раз было подчеркнуто желание трех стран сохранить свои позиции в иракском бизнесе и продолжить реализацию ранее начатых контрактов.
Однако всем понятно, что обеспечение экономических интересов любых государств в послевоенном Ираке теперь целиком зависит от США, т.е. стало политической проблемой. А на данном направлении «саммита» в Санкт-Петербурге дело не пошло дальше ничем не подкрепленных деклараций о том, что «восстановление Ирака может происходить только под эгидой ООН», как заявил французский президент Ж.Ширак. Или, как заметил В.Путин, что справиться с масштабной проблемой гуманитарной помощи народу этой страны в одиночку союзники не в состоянии. В это время администрация Дж.Буша, выступая с позиции победителя в войне и стремясь удерживать политическую инициативу, показала, что не только готова давать советы по поводу списания долгов захваченной американцами стране, но и жестко отстаивать свое право совместно с британским правительством определять будущие правила игры на оккупированной территории. Уже через несколько часов после петербургской трехсторонней встречи на высшем уровне госсекретарь США К.Пауэлл в интервью телеканалу Би-би-си отверг главную и почти единственную идею лидеров трех европейских государств. Он подчеркнул, что «союзники самостоятельно справятся с задачами по оккупации Ирака», и исключил возможность участия Франции, Германии и России в этом процессе. ООН К.Пауэлл отвел вспомогательную гуманитарную роль в урегулировании и выступил против подключения Совета Безопасности к поискам оружия массового поражения в Ираке. При этом он в очередной раз сделал ряд угрожающих жестов в сторону Сирии.
Следует признать, что позиции США в результате интервенции заметно укрепились, что особенно проявляется на фоне отсутствия единства в Европейском Союзе. Администрация Дж.Буша продемонстрировала в ходе операции и на этапе ее подготовки политическую волю и огромное технологическое превосходство, позволяющие самостоятельно и с легкостью решать сложные, не только военные, но и политические, и экономические проблемы. Создается впечатление, что делиться ни с кем американцы не намерены, а достигнутое подавляющее преимущество в силе создало в Вашингтоне чувство собственной исключительности и непогрешимости.
На этом фоне Европа, уже обладающая серьезной экономической мощью, остается раздробленной и слабой в политическом и, особенно, в военном отношении. Несмотря на активность президента В.Путина, Россия как экономически отсталая страна с увязшей в Чечне армией мало чем может поспособствовать европейцам, т.е. суммарные позиции сторонников многополярного мира выигрышными не становятся даже в случае объединения усилий. Вероятно, поэтому так невнятно прозвучали итоги политических консультаций лидеров России, ФРГ и Франции, которым пока нечем ответить на американские притязания на единоличное руководство в мире.
Указанная ситуация явно провоцирует США на развитие успеха иракской операции и распространение ее опыта на другие страны «оси зла» путем проведения аналогичных по замыслу, способу принятия решений и используемым средствам акций. Таким образом, американо-британский эксперимент по переустройству мира имеет шанс на продление. При этом ООН угрожает незавидное будущее – постепенное оттеснение на политическую обочину, превращение в экологическую и гуманитарную структуру, обслуживающую интересы США, или распад, аналогично Лиге Наций.
Н.Новоселов