Мир после «Шока и трепета»

Мир после «Шока и трепета»

Состоявшиеся в Санкт-Петербурге переговоры лидеров России, Германии и Франции не принесли сенсаций. Судя @ по сделанным по итогам форума заявлениям, @ участникам не удалось продвинуться в решении ключевой проблемы – выработать конкретный механизм возвращения проблемы Ирака в рамки ООН. Единственным достижением трехсторонних консультаций можно считать продемонстрированное В.Путиным, Г.Шредером и Ж.Шираком стремление и впредь совместными усилиями пытаться отстаивать политические и экономические интересы трех стран в ходе решения вопросов послевоенного устройства Ирака. При этом российский, германский и французский президенты вполне внятно обозначили свои позиции в отношении финансово-экономических аспектов урегулирования, в оценках которых их точки зрения в основном совпали. Напротив, по-прежнему не были сформулированы и изложены подходы к политическим проблемам, затрагивающим, в том числе, перспективы реформирования Организации Объединенных Наций.
Активность на направлении обсуждения экономических вопросов была вызвана прозвучавшим накануне заявлением заместителя министра обороны США П.Вулфовица, без излишней дипломатичности посоветовавшего главам РФ, ФРГ и Франции подумать о списании долгов Ирака, составляющих, по оценкам, около 20 миллиардов долларов. В.Путину, Ж.Шираку и Г.Шредеру пришлось разъяснить американскому чиновнику порядок решения подобных международных проблем (через Парижский клуб кредиторов, Международный банк и МВФ) исключительно только по просьбе законного правительства Ирака, а не оккупационных властей. Одновременно в очередной раз было подчеркнуто желание трех стран сохранить свои позиции в иракском бизнесе и продолжить реализацию ранее начатых контрактов.
Однако всем понятно, что обеспечение экономических интересов любых государств в послевоенном Ираке теперь целиком зависит от США, т.е. стало политической проблемой. А на данном направлении «саммита» в Санкт-Петербурге дело не пошло дальше ничем не подкрепленных деклараций о том, что «восстановление Ирака может происходить только под эгидой ООН», как заявил французский президент Ж.Ширак. Или, как заметил В.Путин, что справиться с масштабной проблемой гуманитарной помощи народу этой страны в одиночку союзники не в состоянии. В это время администрация Дж.Буша, выступая с позиции победителя в войне и стремясь удерживать политическую инициативу, показала, что не только готова давать советы по поводу списания долгов захваченной американцами стране, но и жестко отстаивать свое право совместно с британским правительством определять будущие правила игры на оккупированной территории. Уже через несколько часов после петербургской трехсторонней встречи на высшем уровне госсекретарь США К.Пауэлл в интервью телеканалу Би-би-си отверг главную и почти единственную идею лидеров трех европейских государств. Он подчеркнул, что «союзники самостоятельно справятся с задачами по оккупации Ирака», и исключил возможность участия Франции, Германии и России в этом процессе. ООН К.Пауэлл отвел вспомогательную гуманитарную роль в урегулировании и выступил против подключения Совета Безопасности к поискам оружия массового поражения в Ираке. При этом он в очередной раз сделал ряд угрожающих жестов в сторону Сирии.
Следует признать, что позиции США в результате интервенции заметно укрепились, что особенно проявляется на фоне отсутствия единства в Европейском Союзе. Администрация Дж.Буша продемонстрировала в ходе операции и на этапе ее подготовки политическую волю и огромное технологическое превосходство, позволяющие самостоятельно и с легкостью решать сложные, не только военные, но и политические, и экономические проблемы. Создается впечатление, что делиться ни с кем американцы не намерены, а достигнутое подавляющее преимущество в силе создало в Вашингтоне чувство собственной исключительности и непогрешимости.
На этом фоне Европа, уже обладающая серьезной экономической мощью, остается раздробленной и слабой в политическом и, особенно, в военном отношении. Несмотря на активность президента В.Путина, Россия как экономически отсталая страна с увязшей в Чечне армией мало чем может поспособствовать европейцам, т.е. суммарные позиции сторонников многополярного мира выигрышными не становятся даже в случае объединения усилий. Вероятно, поэтому так невнятно прозвучали итоги политических консультаций лидеров России, ФРГ и Франции, которым пока нечем ответить на американские притязания на единоличное руководство в мире.
Указанная ситуация явно провоцирует США на развитие успеха иракской операции и распространение ее опыта на другие страны «оси зла» путем проведения аналогичных по замыслу, способу принятия решений и используемым средствам акций. Таким образом, американо-британский эксперимент по переустройству мира имеет шанс на продление. При этом ООН угрожает незавидное будущее – постепенное оттеснение на политическую обочину, превращение в экологическую и гуманитарную структуру, обслуживающую интересы США, или распад, аналогично Лиге Наций.

Н.Новоселов
Оценить статью
(0)