Развитие политических событий в России в последнее время принимает парадоксальный характер, свидетельствующий о серьезных @ проблемах @ в высших эшелонах власти, в рамках подготовки к выборам Думы и президента в жестких публичных и «подковерных» схватках выясняющих отношения. Если эта тенденция сохранится, то парламентская избирательная кампания, до официального начала которой осталось четыре месяца, способна превратиться в борьбу «всех против всех» и еще больше углубить пропасть между правящими кругами и обществом.
На фоне дискуссий о повышении эффективности системы госуправления и административной реформе особенно вопиющими выглядят многочисленные нарушения высшими чиновниками элементарных требований субординации и вольной трактовки своих служебных обязанностей. Например, министр внутренних дел, выступая в качестве лидера «Единой России», обвиняет главу правительства в несоответствии занимаемой должности и организует массовые акции протеста, дестабилизирующие общественный порядок, защищать который он должен.
Одновременно Генеральная прокуратура публично угрожает премьеру М.Касьянову допросом и намекает на коррумпированность всего кабинета министров в связи с расследованием дела о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве. Президент В.Путин в присущей ему форме демонстрирует свое отношение к конфликту между главой правительства и отстраненным им от должности председателем Госкомрыболовства Е.Наздратенко. Глава государства как бы не заметил произошедшего, уклонился от вмешательства. При этом он не утвердил постановление премьера и не ликвидировал, как предполагалось, само ведомство, чем фактически «щелкнул по носу» М.Касьянова.
Лидеры политических партий и парламентских фракций, левых, правых и пропрезидентских, называя членов правительства «не понимающими политического момента», а весь кабинет – недееспособным и безответственным, хором выступили за его формирование победившей на выборах партией, однако сами не решаются внести необходимые изменения в соответствующий закон. Вероятно, нет команды из Кремля? Совет Федерации не желает отставать от критиков правительства и даже планирует подать на него жалобу в Конституционный суд за игнорирование запросов «сенаторов».
Еще один весьма серьезный повод для своих акций противники М.Касьянова получили, когда на прошлой неделе встал вопрос о переносе по вине правительства на июль второго чтения в Думе законопроектов по разграничению полномочий между уровнями власти. Премьер был вынужден признать, что кабинет министров не сумел вовремя подготовить необходимые поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Тем самым создалась угроза того, что президентские законы о реформе властной вертикали вступят в силу на год позже намеченного. Думские центристы не преминули воспользоваться этим фактом, чтобы вновь повторить тезисы о недееспособности и неоперативности правительства. Фракция «Единство» обвинила его в торможении «принципиальных реформ, инициированных президентом». Ее поддержали депутаты ОВР и «Регионов России». При этом, стремясь обострить ситуацию, они подчеркивали, что, так как В.Путин не принял жестких мер против кабинета министров, то «эту позицию некоторые члены правительства, видимо, восприняли как слабость президента».
В это время между аппаратом Белого дома, министерствами и ведомствами не прекращаются собственные внутренние «разборки». Каждая из сторон пытается «подставить» другую, дело доходит до публичного объявления премьером наказаний подчиненным. Например, на прошлой неделе М.Касьянов в очередной раз поставил в трудное положение своего заместителя, министра финансов А.Кудрина, объявив, что Минфин и Минэкономразвития практически согласовали меры, обеспечивающие снижение налоговой нагрузки «почти на 2 процента от ВВП». Однако на самом деле Министерство финансов даже не приблизилось к этой цифре (в реальных деньгах это около 300 млрд. рублей). Более того, попытка «обрезать» некоторые госрасходы вызвала дополнительную напряженность в кабинете. Руководители Министерства по антимонопольной политике И.Южанов, Минсельхоза А.Гордеев, Минкульта М.Швыдкой и др. резко выступили против планов сокращения контролируемых ими финансовых потоков.
Не желает оставаться в стороне от развернувшейся борьбы за власть и крупный бизнес. Активная «приватизация» «Единой Россией» президентского рейтинга и административного ресурса обеспокоила, вероятно, олигархические круги, не заинтересованные в разрушении хрупкого баланса сил в верхах. В этих условиях крупный бизнес предпочел предпринять некоторые меры, демонстрирующие готовность к противодействию. В этом плане, в частности, нельзя не обратить внимания на заявление «ударника капиталистического труда» – председателя правления «ЮКОСа» М.Ходорковского о его готовности в рамках подготовки к выборам продолжать финансирование «Яблока» и Союза правых сил, а также о намерении одного из акционеров компании оказывать поддержку КПРФ.
Известный политтехнолог Г.Павловский, являющийся одним из сторонников идеи партийности власти как средства преодоления ее импотенции, в качестве доказательства необходимости формирования правительства победившей на выборах партией, недавно привел неутешительные итоги трехлетней деятельности В.Путина по укреплению властной вертикали. Он, в частности, подчеркнул: «Сегодня мы имеем президента с определенным курсом, правительство, которое имитирует согласие с курсом президента, и вертикаль власти, которая вообще игнорирует президентский курс». Нынешнюю систему управления страной, над совершенствованием которой три года напряженно трудился глава государства, близкий Кремлю эксперт называет «монархической “ельцинской” моделью». Как говорится, комментарии излишни.
Н.Новоселов
На фоне дискуссий о повышении эффективности системы госуправления и административной реформе особенно вопиющими выглядят многочисленные нарушения высшими чиновниками элементарных требований субординации и вольной трактовки своих служебных обязанностей. Например, министр внутренних дел, выступая в качестве лидера «Единой России», обвиняет главу правительства в несоответствии занимаемой должности и организует массовые акции протеста, дестабилизирующие общественный порядок, защищать который он должен.
Одновременно Генеральная прокуратура публично угрожает премьеру М.Касьянову допросом и намекает на коррумпированность всего кабинета министров в связи с расследованием дела о злоупотреблениях в Госкомрыболовстве. Президент В.Путин в присущей ему форме демонстрирует свое отношение к конфликту между главой правительства и отстраненным им от должности председателем Госкомрыболовства Е.Наздратенко. Глава государства как бы не заметил произошедшего, уклонился от вмешательства. При этом он не утвердил постановление премьера и не ликвидировал, как предполагалось, само ведомство, чем фактически «щелкнул по носу» М.Касьянова.
Лидеры политических партий и парламентских фракций, левых, правых и пропрезидентских, называя членов правительства «не понимающими политического момента», а весь кабинет – недееспособным и безответственным, хором выступили за его формирование победившей на выборах партией, однако сами не решаются внести необходимые изменения в соответствующий закон. Вероятно, нет команды из Кремля? Совет Федерации не желает отставать от критиков правительства и даже планирует подать на него жалобу в Конституционный суд за игнорирование запросов «сенаторов».
Еще один весьма серьезный повод для своих акций противники М.Касьянова получили, когда на прошлой неделе встал вопрос о переносе по вине правительства на июль второго чтения в Думе законопроектов по разграничению полномочий между уровнями власти. Премьер был вынужден признать, что кабинет министров не сумел вовремя подготовить необходимые поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Тем самым создалась угроза того, что президентские законы о реформе властной вертикали вступят в силу на год позже намеченного. Думские центристы не преминули воспользоваться этим фактом, чтобы вновь повторить тезисы о недееспособности и неоперативности правительства. Фракция «Единство» обвинила его в торможении «принципиальных реформ, инициированных президентом». Ее поддержали депутаты ОВР и «Регионов России». При этом, стремясь обострить ситуацию, они подчеркивали, что, так как В.Путин не принял жестких мер против кабинета министров, то «эту позицию некоторые члены правительства, видимо, восприняли как слабость президента».
В это время между аппаратом Белого дома, министерствами и ведомствами не прекращаются собственные внутренние «разборки». Каждая из сторон пытается «подставить» другую, дело доходит до публичного объявления премьером наказаний подчиненным. Например, на прошлой неделе М.Касьянов в очередной раз поставил в трудное положение своего заместителя, министра финансов А.Кудрина, объявив, что Минфин и Минэкономразвития практически согласовали меры, обеспечивающие снижение налоговой нагрузки «почти на 2 процента от ВВП». Однако на самом деле Министерство финансов даже не приблизилось к этой цифре (в реальных деньгах это около 300 млрд. рублей). Более того, попытка «обрезать» некоторые госрасходы вызвала дополнительную напряженность в кабинете. Руководители Министерства по антимонопольной политике И.Южанов, Минсельхоза А.Гордеев, Минкульта М.Швыдкой и др. резко выступили против планов сокращения контролируемых ими финансовых потоков.
Не желает оставаться в стороне от развернувшейся борьбы за власть и крупный бизнес. Активная «приватизация» «Единой Россией» президентского рейтинга и административного ресурса обеспокоила, вероятно, олигархические круги, не заинтересованные в разрушении хрупкого баланса сил в верхах. В этих условиях крупный бизнес предпочел предпринять некоторые меры, демонстрирующие готовность к противодействию. В этом плане, в частности, нельзя не обратить внимания на заявление «ударника капиталистического труда» – председателя правления «ЮКОСа» М.Ходорковского о его готовности в рамках подготовки к выборам продолжать финансирование «Яблока» и Союза правых сил, а также о намерении одного из акционеров компании оказывать поддержку КПРФ.
Известный политтехнолог Г.Павловский, являющийся одним из сторонников идеи партийности власти как средства преодоления ее импотенции, в качестве доказательства необходимости формирования правительства победившей на выборах партией, недавно привел неутешительные итоги трехлетней деятельности В.Путина по укреплению властной вертикали. Он, в частности, подчеркнул: «Сегодня мы имеем президента с определенным курсом, правительство, которое имитирует согласие с курсом президента, и вертикаль власти, которая вообще игнорирует президентский курс». Нынешнюю систему управления страной, над совершенствованием которой три года напряженно трудился глава государства, близкий Кремлю эксперт называет «монархической “ельцинской” моделью». Как говорится, комментарии излишни.
Н.Новоселов