Проблема российской науки

Проблема российской науки

17 апреля в Государственной Думе прошла презентация журнала «В мире науки», в которой приняли участие @ главный редактор издания, популярный телеведущий и всемирно известный ученый С.П.Капица, спикер ГД Г.Селезнев и заместитель руководителя Комитета по науке и образованию ГД О.Смолин.
По словам Г.Селезнева, Россия – великая научная держава, и она не может быть в стороне от современной научной информации. Вместе с тем количество публикаций сократилось на 60%, разрушена система распространения научной литературы обзорного и информационного характера. «Значительная часть периодической и научной литературы малодоступна, - отметил спикер, - недостаточность научной продукции составляет 25%, в то время как по нормам ЮНЕСКО критической считается отметка 23%». Вместе с тем Г.Селезнев обратил особое внимание на то, что «это совершенно новое явление: негосударственный ВУЗ и видный ученый взяли на себя решение государственной проблемы – издание научно-информационного журнала, который призван внести свой вклад в преодоление информационной изоляции российской науки и образования». С.Капица сказал, что журнал «В мире науки» – это не новое явление для России. Ранее он уже издавался в нашей стране до 1994 года. В настоящее время журнал издается на 17 языках и дает полноценный взгляд на науку в мире в целом.
«Проблема российской науки, - сказал С.Капица, – это то место, которое она занимает в общественном сознании. В настоящий момент перед миром стоит не проблема увеличения количества населения, а проблема повышения качества населения, а это невозможно сделать без распространения образования и развития науки». В России же, по словам С.Капицы, ни то, ни другое не востребовано, что может привести к серьезным политическим проблемам.
«Наша наука за двадцатый век стала жертвой двух революций, причем вторую она устроила себе сама», - заявил О.Смолин.
Данные о финансировании, приведенные депутатом, говорят о безразличии государства к своему будущему.
«Экономить на науке хуже, чем топить ассигнациями», - перефразировав фразу Д.Менделеева, закончил свое выступление О.Смолин.
Также были подняты вопросы миграции российских ученых, плохая оснащенность учебных заведений и суммы государственных затрат на образование одного студента.

По окончании мероприятия С.Капица ответил на вопрос нашего корреспондента.
Сергей Петрович, сегодня было сказано, что российское образование находится на уровне гвинейского. Вместе с тем спрос на выпускников российских ВУЗов в мире не падает. Как Вы объясните этот парадокс?

- С моей точки зрения, российское образование находится на высоком уровне, что доказывает спрос на него. Ведь если бы не было результата, то не было бы такой популярности. Вместе с тем у российского образования нет денег, и оно находится в бедственном положении. Сейчас надо сделать все, чтобы изменить отношение россиян к науке, привлечь к ней внимание «нового русского капитала», потому что тот минимум, который сегодня вкладывается в образование, завтра целиком и полностью определяет рынок.
Оценить статью
(0)