Лидеры России, Франции и Германии, встретившись в Санкт-Петербурге 11-12 апреля, высказались за то, чтобы ООН играла центральную роль в послевоенном @ восстановлении Ирака. Неделю спустя, 17 апреля, этот призыв поддержали лидеры стран - членов ЕС. Собравшись в Афинах, они подписали заявление, в котором сказано: "ООН должна играть центральную роль, в том числе в процессе, ведущем к установлению для народа Ирака самоуправления, с использованием ее уникальных возможностей и опыта в постконфликтном развитии стран". При этом коалиция стран во главе с США, говорится в заявлении, обязана восстановить стабильность в стране. Страны ЕС, со своей стороны, выразили готовность принимать активное участие в восстановлении Ирака.
Эксперты расценили принятое Евросоюзом заявление как свидетельство победы Франции, изначально настаивающей на ведущей роли в разрешении иракского конфликта ООН. Текст документа был согласован между всеми министрами иностранных дел стран - членов Совета Безопасности ООН, в том числе Великобритании, Франции и России. Однако представители Великобритании уже заявили, что ООН своей ведущей ролью придется поделиться.
Генерального секретаря ООН Кофи Аннана такая перспектива не радует, о чем он заявил в ходе встречи с представителями Великобритании, Франции и России накануне. ООН, по его словам, не может выступать в качестве организации, подчиненной США и Великобритании. Однако победители, «чьими усилиями был свергнут режим Хусейна», - о чем в Афинах было заявлено многократно, уступать не намерены.
Предложение США к ООН известно - отменить экономические санкции, наложенные на Ирак после вторжения в Кувейт в 1990 году. Причину Буш объяснил искренне – «иракский народ свободен». Лидеры стран – членов ЕС отнеслись к данному призыву сдержанно. Решающее слово остается за ООН - представитель президента США Скотт Макклеллан предупредил о подготовке проекта новой резолюции по завершении программы "Нефть в обмен на продовольствие", - «чтобы дать Ираку возможность свободно продавать свою нефть, пополняя за счет этого казну».
Однако эксперты считают, что США заботятся отнюдь не о иракской казне, а о возможности утраты контроля над иракской нефтью. Ведь в настоящий момент - в период действия программы "Нефть в обмен на продовольствие", действие которой было приостановлено за несколько дней до начала военной операции, - иракскую нефть контролирует Совет Безопасности ООН, и, следовательно, ее члены, прежде всего Франция и Россия, имеют решающее слово в принятии решений по восстановлению Ирака, в том числе имеют возможность блокировать планы США в этом вопросе. Отмена санкций автоматически означает утрату контроля над ситуацией, однако решение об этом может принять лишь Совет Безопасности ООН. Для этого США должны убедить его членов в том, что в Ираке установлена стабильная власть. Одних заявлений Буша здесь явно недостаточно.
Существуют и технические сложности – отмена санкций требует выполнения ряда условий, главным из которых является завершение Ираком уничтожения оружия массового поражения. Как известно, этот процесс, проходивший под контролем инспекторов ООН, был прерван военными действиями. Члены Совбеза настаивают на завершении данного процесса, для чего инспектора ООН должны быть допущены обратно для того, чтобы зафиксировать обнаружение оружия массового поражения и процесс его ликвидации. Однако ОМУ в Ираке, как известно, до сих пор не обнаружено. Это признал сам Вашингтон. И как бы президент Дж.Буш и госсекретарь США К.Пауэлл ни обещали добиться результата в этом направлении, черную кошку в темной комнате искать бесполезно. Об этом в последнее время говорят все чаще.
Добиваясь отмены санкций, Вашингтон «забывает» как о причинах развязанной войны, так и о всех резолюциях ООН, вместе взятых. К чему приведет новый раунд борьбы в Совбезе ООН, если предложение США не будет принято, предположить трудно. По некоторым оценкам, американские высокопоставленные политики начнут обрабатывать каждого из членов СБ поодиночке, используя челночную дипломатию и предлагая варианты взаимовыгодного участия в восстановлении Ирака. Ряд экспертов предполагает, что мнение ООН может быть вновь проигнорировано без всяких объяснений и по принципу «цель оправдывает средства». Однако на этом пути есть подводные камни.
"Я не думаю, что у США есть законные основания для того, чтобы продавать иракскую нефть без новой резолюции Совбеза", - считает вашингтонский адвокат Дэвид Голдвин, консультировавший несколько американских правительств в прошлом. Его предупреждение, по мнению британских экономических экспертов, не стоит считать чисто академической придиркой. Ведь любая компания, покупающая нефть из Ирака, может навлечь на себя иски от лиц или компаний, считающих, что у Багдада нет полномочий торговать иракской нефтью. На сделки может быть наложен арест, а владельцы танкеров могут быть привлечены к суду.
Также необходимо учесть, что основные права на разработку нефтяных месторождений в Ираке до начала военных действий принадлежали российским и французским компаниям: в частности, "ЛУКОЙЛ" уже заявил, что ожидает соблюдения условий контракта, заключенного с прежними иракскими властями.
И, наконец, главный вопрос - кто в Ираке вообще сегодня может принимать какие-либо решения? Ведь легитимность нового, пока еще не созданного, иракского правительства должна быть признана ООН, иначе любая экономическая деятельность Ирака, будь то продажа нефти или выплата долгов, будет признана незаконной. Однако в том, что три члена Совбеза ООН – Россия, Франция и Сирия - с готовностью признают сформированное коалицией правительство Ирака, эксперты сомневаются. Получается замкнутый круг. Как будут США из него выпутываться? Скорее всего, путем переговоров с лидерами иракской оппозиции, которую Вашингтон попытается побыстрее привести к власти…
Эксперты расценили принятое Евросоюзом заявление как свидетельство победы Франции, изначально настаивающей на ведущей роли в разрешении иракского конфликта ООН. Текст документа был согласован между всеми министрами иностранных дел стран - членов Совета Безопасности ООН, в том числе Великобритании, Франции и России. Однако представители Великобритании уже заявили, что ООН своей ведущей ролью придется поделиться.
Генерального секретаря ООН Кофи Аннана такая перспектива не радует, о чем он заявил в ходе встречи с представителями Великобритании, Франции и России накануне. ООН, по его словам, не может выступать в качестве организации, подчиненной США и Великобритании. Однако победители, «чьими усилиями был свергнут режим Хусейна», - о чем в Афинах было заявлено многократно, уступать не намерены.
Предложение США к ООН известно - отменить экономические санкции, наложенные на Ирак после вторжения в Кувейт в 1990 году. Причину Буш объяснил искренне – «иракский народ свободен». Лидеры стран – членов ЕС отнеслись к данному призыву сдержанно. Решающее слово остается за ООН - представитель президента США Скотт Макклеллан предупредил о подготовке проекта новой резолюции по завершении программы "Нефть в обмен на продовольствие", - «чтобы дать Ираку возможность свободно продавать свою нефть, пополняя за счет этого казну».
Однако эксперты считают, что США заботятся отнюдь не о иракской казне, а о возможности утраты контроля над иракской нефтью. Ведь в настоящий момент - в период действия программы "Нефть в обмен на продовольствие", действие которой было приостановлено за несколько дней до начала военной операции, - иракскую нефть контролирует Совет Безопасности ООН, и, следовательно, ее члены, прежде всего Франция и Россия, имеют решающее слово в принятии решений по восстановлению Ирака, в том числе имеют возможность блокировать планы США в этом вопросе. Отмена санкций автоматически означает утрату контроля над ситуацией, однако решение об этом может принять лишь Совет Безопасности ООН. Для этого США должны убедить его членов в том, что в Ираке установлена стабильная власть. Одних заявлений Буша здесь явно недостаточно.
Существуют и технические сложности – отмена санкций требует выполнения ряда условий, главным из которых является завершение Ираком уничтожения оружия массового поражения. Как известно, этот процесс, проходивший под контролем инспекторов ООН, был прерван военными действиями. Члены Совбеза настаивают на завершении данного процесса, для чего инспектора ООН должны быть допущены обратно для того, чтобы зафиксировать обнаружение оружия массового поражения и процесс его ликвидации. Однако ОМУ в Ираке, как известно, до сих пор не обнаружено. Это признал сам Вашингтон. И как бы президент Дж.Буш и госсекретарь США К.Пауэлл ни обещали добиться результата в этом направлении, черную кошку в темной комнате искать бесполезно. Об этом в последнее время говорят все чаще.
Добиваясь отмены санкций, Вашингтон «забывает» как о причинах развязанной войны, так и о всех резолюциях ООН, вместе взятых. К чему приведет новый раунд борьбы в Совбезе ООН, если предложение США не будет принято, предположить трудно. По некоторым оценкам, американские высокопоставленные политики начнут обрабатывать каждого из членов СБ поодиночке, используя челночную дипломатию и предлагая варианты взаимовыгодного участия в восстановлении Ирака. Ряд экспертов предполагает, что мнение ООН может быть вновь проигнорировано без всяких объяснений и по принципу «цель оправдывает средства». Однако на этом пути есть подводные камни.
"Я не думаю, что у США есть законные основания для того, чтобы продавать иракскую нефть без новой резолюции Совбеза", - считает вашингтонский адвокат Дэвид Голдвин, консультировавший несколько американских правительств в прошлом. Его предупреждение, по мнению британских экономических экспертов, не стоит считать чисто академической придиркой. Ведь любая компания, покупающая нефть из Ирака, может навлечь на себя иски от лиц или компаний, считающих, что у Багдада нет полномочий торговать иракской нефтью. На сделки может быть наложен арест, а владельцы танкеров могут быть привлечены к суду.
Также необходимо учесть, что основные права на разработку нефтяных месторождений в Ираке до начала военных действий принадлежали российским и французским компаниям: в частности, "ЛУКОЙЛ" уже заявил, что ожидает соблюдения условий контракта, заключенного с прежними иракскими властями.
И, наконец, главный вопрос - кто в Ираке вообще сегодня может принимать какие-либо решения? Ведь легитимность нового, пока еще не созданного, иракского правительства должна быть признана ООН, иначе любая экономическая деятельность Ирака, будь то продажа нефти или выплата долгов, будет признана незаконной. Однако в том, что три члена Совбеза ООН – Россия, Франция и Сирия - с готовностью признают сформированное коалицией правительство Ирака, эксперты сомневаются. Получается замкнутый круг. Как будут США из него выпутываться? Скорее всего, путем переговоров с лидерами иракской оппозиции, которую Вашингтон попытается побыстрее привести к власти…