В то время как судьба иракского президента Саддама Хусейна начинает все более походить на судьбу Усамы бен Ладена - очевидцы утверждают, что он жив, хотя @ его не могут найти, и он посылает письма @ с угрозами в адрес Америки, которые публикует арабская пресса, - временная администрация Ирака приступила к самому щепетильному вопросу: разбирательству с финансовыми обязательствами Ирака. Итогом совещания, которое 29 апреля провел глава временной администрации Джей Гарнер с лидерами иракских оппозиционных партий, стало решение об отказе Ирака выплачивать долги режима Саддама Хусейна и призыв к их аннулированию. Обоснование – «народ не несет ответственности за действия прежнего режима».
Российское руководство, как известно, такую позицию не приемлет. «Контракты должны уважаться, долги должны признаваться», - считает российский премьер М.Касьянов. При этом он, а также президент В.Путин и вице-премьер А.Кудрин выразили готовность обсудить вопрос о реструктуризации иракского долга, но в рамках Парижского клуба. Ответной реакции из Вашингтона на российские предложения пока не последовало, зато президент США Джордж Буш, выступая в городе Дирборн в районе Большого Детройта (штат Мичиган), где проживает много выходцев из Ирака, заверил их в том, что Америка не бросит Ирак на произвол судьбы и будет содействовать установлению мира и благосостояния в стране.
Напоминая, что режим Саддама Хусейна во многих отношениях довел Ирак до нищенского состояния, Буш заявил: «Предстоит проделать трудный путь. Но на каждом этапе у Ирака будет надежный друг - американский народ». При этом Буш вновь призвал ООН отменить введенные против Ирака санкции и подтвердил готовность Америки добиться того, чтобы демократия в Ираке пустила глубокие корни. «Жажда свободы присуща не только одной отдельно взятой культуре. Свободы жаждут все люди, к какой бы культуре они ни принадлежали», - заявил Буш. О каких долгах после этого можно вести речь?
ООН как известно, другом Ирака в понимании Буша не является. А поэтому к мнению президента России В.Путина, высказанному им в ходе московской встречи с британским премьером Т.Блэром о том, что прежде чем отменять санкции в отношении Ирака, инспекторы ООН должны проверить, уничтожено ли в этой стране оружие массового поражения, президент США вряд ли прислушается.
И уже тем более Буша не волнует, что поддержанное Вашингтоном намерение временной администрации Ирака отказаться от выплаты долгов еще более осложнит отношения США с европейскими странами. Тем более, что подобный прецедент не является общепринятой практикой: гитлеровскому режиму и Германии никто никаких долгов не прощал. Поэтому «надежный друг иракского народа», призывая Европу простить долги, заботится, прежде всего, о своих собственных интересах.
Да и урон, нанесенный иракской экономике за 21 день военных действий, исчисляется десятками миллионов долларов. Восстанавливать разрушенные собственными бомбами иракские предприятия американцам придется, однако перспектива выплаты иракских долгов их не привлекает. В этой связи стоит обратить внимание на заявление президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона о том, что финансирование программ восстановления Ирака само по себе не является трудной проблемой, и пройдет достаточно легко, если часть нефтяных доходов Ирака будет направлена на реализацию этой цели. В интервью "La Tribune" Вулфенсон заявил: «Если не поднимать проблему выплаты иракских долгов, восстановление Ирака будет нетрудным делом, которое обойдется ежегодно в $15 млрд.». Для того, чтобы Ирак быстро достиг уровня развития здравоохранения и образования периода начала 90-х годов, международное сообщество должно выделять ему $2-3 млрд., полагает Вулфенсон. К этой сумме необходимо добавить еще $5-6 млрд., которые потрачены на иракские военные расходы до падения режима Саддама Хусейна.
Каковы могут быть нефтяные доходы Ирака, о которых говорит глава Всемирного банка?
Как известно, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире - на его территории разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млрд. баррелей нефти. На первом месте - Саудовская Аравия (261.8 млрд. баррелей). Запасы Кувейта оцениваются в 98.6 млрд. баррелей, Ирана - 89.7, России - 48.6. При этом себестоимость иракской и саудовской нефти самая низкая в мире!
В какой степени американцы могут распоряжаться иракской нефтью? Этот вопрос регламентирует подписанная еще в 1907 году Гаагская Конвенция о правилах и обычаях ведения боевых действий, которая установила, что леса, залежи полезных ископаемых, промышленные предприятия и т.д., которые во время войны оказались в зоне, оккупированной неприятелем, принадлежат местным жителям. Они не могут быть повреждены или уничтожены. Если они используются, то все доходы от этого должно получать местное население.
В истории существуют прецеденты, когда нарушение этих постулатов Гаагской конвенции трактовалось, как военное преступление. По данным Washington ProFile, во время Второй Мировой войны японские войска использовали нефтяные поля и нефтеперерабатывающие мощности Голландской Восточной Индии (ныне Индонезия) для заправки своих боевых кораблей. На Токийском трибунале над японскими военными преступниками, этот факт был одним из пунктов обвинения.
В 1956 году Министерство Армии США (ныне Министерство Обороны США) издало специальный сборник нормативных актов для военных юристов, в который были внесены положения Гаагской конвенции. В 1967 году, после того как израильские войска в ходе Шестидневной войны захватили Синайский полуостров и начали эксплуатацию имевшихся там нефтяных месторождений, Госдепартамент США заявил, что "право занимать захваченную территорию не включает права разработки новых нефтяных месторождений".
Однако сегодня ситуация изменилась. Завершившаяся военная операция в Ираке убедительно доказала, что, обеспечивая свои национальные интересы, США могут легко пренебречь нормами международного права. В этой связи рассчитывать на то, что Америка, устанавливая контроль над экономикой Ирака, будет думать о выплате иракских долгов, было бы наивно.
Российское руководство, как известно, такую позицию не приемлет. «Контракты должны уважаться, долги должны признаваться», - считает российский премьер М.Касьянов. При этом он, а также президент В.Путин и вице-премьер А.Кудрин выразили готовность обсудить вопрос о реструктуризации иракского долга, но в рамках Парижского клуба. Ответной реакции из Вашингтона на российские предложения пока не последовало, зато президент США Джордж Буш, выступая в городе Дирборн в районе Большого Детройта (штат Мичиган), где проживает много выходцев из Ирака, заверил их в том, что Америка не бросит Ирак на произвол судьбы и будет содействовать установлению мира и благосостояния в стране.
Напоминая, что режим Саддама Хусейна во многих отношениях довел Ирак до нищенского состояния, Буш заявил: «Предстоит проделать трудный путь. Но на каждом этапе у Ирака будет надежный друг - американский народ». При этом Буш вновь призвал ООН отменить введенные против Ирака санкции и подтвердил готовность Америки добиться того, чтобы демократия в Ираке пустила глубокие корни. «Жажда свободы присуща не только одной отдельно взятой культуре. Свободы жаждут все люди, к какой бы культуре они ни принадлежали», - заявил Буш. О каких долгах после этого можно вести речь?
ООН как известно, другом Ирака в понимании Буша не является. А поэтому к мнению президента России В.Путина, высказанному им в ходе московской встречи с британским премьером Т.Блэром о том, что прежде чем отменять санкции в отношении Ирака, инспекторы ООН должны проверить, уничтожено ли в этой стране оружие массового поражения, президент США вряд ли прислушается.
И уже тем более Буша не волнует, что поддержанное Вашингтоном намерение временной администрации Ирака отказаться от выплаты долгов еще более осложнит отношения США с европейскими странами. Тем более, что подобный прецедент не является общепринятой практикой: гитлеровскому режиму и Германии никто никаких долгов не прощал. Поэтому «надежный друг иракского народа», призывая Европу простить долги, заботится, прежде всего, о своих собственных интересах.
Да и урон, нанесенный иракской экономике за 21 день военных действий, исчисляется десятками миллионов долларов. Восстанавливать разрушенные собственными бомбами иракские предприятия американцам придется, однако перспектива выплаты иракских долгов их не привлекает. В этой связи стоит обратить внимание на заявление президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона о том, что финансирование программ восстановления Ирака само по себе не является трудной проблемой, и пройдет достаточно легко, если часть нефтяных доходов Ирака будет направлена на реализацию этой цели. В интервью "La Tribune" Вулфенсон заявил: «Если не поднимать проблему выплаты иракских долгов, восстановление Ирака будет нетрудным делом, которое обойдется ежегодно в $15 млрд.». Для того, чтобы Ирак быстро достиг уровня развития здравоохранения и образования периода начала 90-х годов, международное сообщество должно выделять ему $2-3 млрд., полагает Вулфенсон. К этой сумме необходимо добавить еще $5-6 млрд., которые потрачены на иракские военные расходы до падения режима Саддама Хусейна.
Каковы могут быть нефтяные доходы Ирака, о которых говорит глава Всемирного банка?
Как известно, Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире - на его территории разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млрд. баррелей нефти. На первом месте - Саудовская Аравия (261.8 млрд. баррелей). Запасы Кувейта оцениваются в 98.6 млрд. баррелей, Ирана - 89.7, России - 48.6. При этом себестоимость иракской и саудовской нефти самая низкая в мире!
В какой степени американцы могут распоряжаться иракской нефтью? Этот вопрос регламентирует подписанная еще в 1907 году Гаагская Конвенция о правилах и обычаях ведения боевых действий, которая установила, что леса, залежи полезных ископаемых, промышленные предприятия и т.д., которые во время войны оказались в зоне, оккупированной неприятелем, принадлежат местным жителям. Они не могут быть повреждены или уничтожены. Если они используются, то все доходы от этого должно получать местное население.
В истории существуют прецеденты, когда нарушение этих постулатов Гаагской конвенции трактовалось, как военное преступление. По данным Washington ProFile, во время Второй Мировой войны японские войска использовали нефтяные поля и нефтеперерабатывающие мощности Голландской Восточной Индии (ныне Индонезия) для заправки своих боевых кораблей. На Токийском трибунале над японскими военными преступниками, этот факт был одним из пунктов обвинения.
В 1956 году Министерство Армии США (ныне Министерство Обороны США) издало специальный сборник нормативных актов для военных юристов, в который были внесены положения Гаагской конвенции. В 1967 году, после того как израильские войска в ходе Шестидневной войны захватили Синайский полуостров и начали эксплуатацию имевшихся там нефтяных месторождений, Госдепартамент США заявил, что "право занимать захваченную территорию не включает права разработки новых нефтяных месторождений".
Однако сегодня ситуация изменилась. Завершившаяся военная операция в Ираке убедительно доказала, что, обеспечивая свои национальные интересы, США могут легко пренебречь нормами международного права. В этой связи рассчитывать на то, что Америка, устанавливая контроль над экономикой Ирака, будет думать о выплате иракских долгов, было бы наивно.