ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
ЕБРР: экология, права человека и финансы

ЕБРР: экология, права человека и финансы

12-я ежегодная встреча Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) состоялась в Ташкенте 4-5 мая. @ На ней были представлены 27 стран-участниц, главы государств, делегации международных финансовых организаций, инвесторы, представители банковской системы и делового мира.
Одной из центральных тем обсуждения стали проблемы ядерной безопасности. В 2003 году исполняется 10 лет с того момента, как страны «большой семерки» предложили учредить Счет Ядерной Безопасности (NSA) в рамках ЕБРР. Банк должен был собирать пожертвования из разных стран на программы по кратковременному повышению безопасности атомных реакторов типа РБМК и ВВЭР-440/230 с последующим закрытием этих блоков. К 1999 году в рамках NSA было собрано и потрачено около 260 млн. экю, однако это привело к закрытию лишь одной АЭС с такими реакторами - в Чернобыле. В то же время продолжают работать 13 реакторов чернобыльского типа в России и Литве, а также 12 реакторов типа ВВЭР-440/230 в России, Армении, Болгарии и Словакии. В ряде случаев, вместо закрытия опасных реакторов, страны использовали средства из NSA на продление сроков эксплуатации старых АЭС. Среди таких стран - Россия и Армения, где в настоящий момент работают 17 блоков повышенного риска.
Принимавшие участие во встрече ЕБРР члены международной группы «Экозащита!» заявили, что Россия, несмотря на обещание, закрепленное в договоре с ЕБРР, ввела в строй первый блок Курской АЭС, который был признан специалистами неподдающимся доведению до современных международных стандартов безопасности. Всего в России работает 30 атомных энергоблоков на 10 АЭС. Из них 15 блоков повышенного риска - 11 реакторов чернобыльского типа (Курская, Смоленская, Ленинградская станции) и 4 блока типа ВВЭР-440/230 (Кольская и Нововоронежская станции). Экологи считают, что ЕБРР не приложил всех возможных усилий для того, чтобы добиться закрытия 15 российских энергоблоков и компенсировать производимую на них электроэнергию за счет экологически чистых источников.
«За десять лет с момента образования NSA международное сообщество так и не избавилось от угрозы повторения Чернобыльской аварии. Работу ЕБРР по ядерной безопасности нельзя назвать успешной, ведь задача вывода из строя наиболее опасных атомных реакторов так и не выполнена, - заявил в Ташкенте Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!». - У ЕБРР нет эффективного механизма, который заставил бы страны, пообещавшие закрыть реакторы, следовать договоренностям. Сегодня Банк через NSA выбрасывает деньги на ветер: например Россия получила деньги из этого фонда, однако отказывается следовать договоренностям и закрывать наиболее старые и опасные АЭС».
После очевидной неудачи в рамках NSA Европейская комиссия попросила Европейский банк реконструкции и развития принять руководство новым фондом (Международный фонд поддержки снятия АЭС с эксплуатации). В рамках этого фронда финансируются только работы по закрытию АЭС в трех странах - Литве (2 блока на Игналинской АЭС), Словакии (1-й и 2-й блоки АЭС Богунице), Болгарии (блоки 1-4 АЭС Козлодуй). Однако Россия и Армения находятся за пределами интересов этого фонда, хотя очевидно, что именно в этих странах сосредоточена основная ядерная опасность, исходящая от реакторов советского дизайна первого поколения.
Президент ЕБРР Жан Лемьер прокомментировал в интервью ВВС вопрос о том, что после закрытия Чернобыльской атомной станции Банк обещал помочь Украине в реконструкции Хмельницкой и Ровенской АЭС, но ничего так и не было сделано: «Мы были готовы вложить средства в завершение этих станций в конце 2001 года, однако правительство Украины в последнюю минуту попросило остановить кредит. Дискуссии по этому вопросу продолжаются. А пока мы, конечно, помогаем Украине через другие каналы. Мы вложили в эту страну 1,3 миллиардов евро, в том числе 171 миллион евро лишь в прошлом году в проекты от карамельной фабрики в Гостомеле до предприятия по закупке зерна в Топефере. Мы также помогаем реконструкции банковского сектора. В прошлом году мы предоставили 14 млн. евро для кредитования малого бизнеса через кредитную линию ЕБРР в украинских банках. Все наши отношения с Украиной характеризуются открытостью и прозрачностью».
В ходе ташкентской встречи "Экозащита!" выступила с еще одним громким заявлением – призвала ЕБРР приостановить финансирование компании ЛУКОЙЛ. «Деятельность российской компании угрожает существованию объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО - Национального парка «Куршская Коса». ЛУКОЙЛ игнорирует общественное мнение, нарушает законы, пренебрегает демократическими нормами, говорится в докладе экологов, обнародованном на встрече ЕБРР.
Крупнейшая нефтяная компания России ЛУКОЙЛ планирует разработку нефтяного месторождения Д6 (Кравцовское), расположенного в 22 км от побережья в Калининградской области, рядом с границей России и Литвы на шельфе Балтийского моря. До 2000 г. у компании не было средств для разработки проекта, однако в мае 2000 г. ЕБРР предоставил российскому нефтяному гиганту (который имел сложности в получении международного финансирования) среднесрочный оборотный кредит на сумму 150 млн. долл. США (165 млн. евро), говорится в докладе экологов. В августе того же года президент ЛУКОЙЛа В.Алекперов заявил о начале работ на Д6.
На встрече с представителями ЕБРР активисты группы «Экозащита!» призвали Банк «заморозить» финансирование займа компании ЛУКОЙЛ до тех пор, пока опасный проект Д6 не будет остановлен, а сама компания не проведет внутреннее расследование по фактам нарушений закона и ограничению доступа общественности к информации по Д6.
Месторождение Д6 было открыто в 1983 г. и, по оценкам экспертов, имеет запасы 24 млн. тонн нефти. В 1985 г. начались работы по сооружению платформы, однако в 1987 г. они были прекращены из-за протестов общественности. К тому моменту уже произошел первый разлив нефти в результате проверочного бурения на Д6 - около 70 тонн нефти попало в Балтийское море и достигло берегов Куршской Косы, почти 20 км прибрежной полосы было загрязнено нефтью, как на российском, так и на литовском участке.
В докладе группы «Экозащита!» отмечается, что осуществление проекта Д6 грозит обширным загрязнением окружающей среды, случайными разливами нефти и общим негативным воздействием на окружающую среду в регионе Балтийского моря. Куршская Коса - исключительно чувствительная экосистема, результаты длительного экологического мониторинга показывают, что в рассматриваемом регионе Балтийское море является очень чистым и имеет высокий уровень биоразнообразия. Литовская и российская части Куршской Косы, включенной в 2000 г. в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, являются важными и ценными рекреационными регионами с высоким потенциалом для туризма. Национальные правительства, муниципалитеты, двусторонние и международные доноры (ЕБРР, Всемирный Банк, Европейское сообщество, Швеция, Дания, др.) уже инвестировали миллионы долларов в развитие устойчивого туризма, охрану окружающей среды и экологические проекты в этом регионе. Однако, вследствие действий ЛУКОЙЛа, эти инвестиции могут оказаться абсолютно бесполезными.
«Экозащита!» обратилась в суд в связи с тем, что во время Оценки Воздействия на Окружающую Среду (ОВОС) ЛУКОЙЛ незаконно ограничил доступ граждан к информации о проекте и препятствовал участию общественности в оценке проекта. В настоящий момент судебное разбирательство продолжается.
Реагируя на доклад экологов, президент Банка Жан Лемьер встретился с представителями группы "Экозащита!". Он заявил, что поднятые вопросы весьма серьезны и заверил, что разделяет озабоченность экологов. Также президент ЕБРР пообещал, что представители Банка "поставят указанные вопросы перед менеджментом компании ЛУКОЙЛ так скоро, как возможно". Получив доклад группы "Экозащита!" о проекте Д6, Лемьер подчеркнул, что эта информация поможет более четко ставить вопросы перед компанией.
Еще одна тема ташкентской встречи – неблагоприятная ситуация с правами человека в некоторых странах СНГ. ЕБРР, созданный для помощи бывшему социалистическому лагерю, имеет специальный мандат, согласно которому предоставляемые им кредиты напрямую связаны с тем, как проводятся в жизнь демократические реформы. Нарушение прав человека Банк рассматривает как препятствие к осуществлению финансовой помощи этим странам.
В первую очередь, речь идет об Узбекистане. Как заявил президент ЕБРР Жан Лемьер, условием продолжения помощи ЕБРР Узбекистану является проведение целого ряда кардинальных реформ: улучшение ситуации с правами человека, создание условий для конвертации национальной валюты и устранение барьеров, препятствующих свободной торговле. В качестве негативного примера президент ЕБРР назвал Туркмению, в которой, по его словам, "мы практически ничего не делаем по политическим причинам".
Ситуацию в Узбекистане Лемьер обсуждал в ходе личной встречи с президентом этой страны Исламом Каримовым, который выразил желание встретиться с уполномоченным ООН по вопросам применения пыток Тео ван Бовеном для обсуждения его доклада, составленного после посещения узбекских тюрем. Именно после обнародования этого документа возник вопрос о возможности приостановки финансовой помощи Узбекистану. Однако в своем официальном выступлении на встрече ЕБРР Каримов не осудил практику применения пыток в своей стране. Вместо этого он заявил о разнице во взглядах на права человека на Западе и в Центральной Азии. После этого британский министр по делам развития Клэр Шорт заявила, что существуют "серьезные опасения относительно ограничений свободы вероисповедания в Узбекистане, применения пыток и неспособности судебных властей защитить интересы и права граждан".
По данным правозащитников, в тюрьмах Узбекистана находится более 6500 политических заключенных. Большинство из них обвиняется в распространении исламского экстремизма. По данным "Хьман райтс вотч", лишь в прошлом году восемь человек погибли под пытками, а еще 13 скончались в заключении при невыясненных обстоятельствах. ЕБРР - крупнейший инвестор в экономику Узбекистана, где на каждого жителя приходится чуть более 300 долларов ВВП в год. По оценкам экспертов, отказ Каримова осудить пытки и отказаться от них может крайне негативно отразиться на объемах западных инвестиций, как в Узбекистан, так и в соседние страны.
Наиболее успешный партнер ЕБРР – Казахстан. С этой страной, как заявил Жан Лемьер, "мы ведем плодотворный диалог, в том числе, по вопросам диверсификации экономики, чтобы выйти из зависимости от экспорта нефти". По словам главного экономиста ЕБРР Уильяма Байтера, из 2,4 миллиарда долларов, вложенных ЕБРР в Центральную Азию, 2,1 миллиарда инвестированы именно в Казахстан. Экономику Узбекистана он охарактеризовал как "испорченный капитализм вкупе с плановой экономикой" и заверил, что если ситуация не изменится, то "вы станете нищими".
Как отмечают наблюдатели, добиться от Каримова удалось немного – он согласился принять в стране делегацию Комиссии по правам человека ООН, чего еще год назад он делать отказывался. Также в Узбекистане были приняты на днях несколько законов, направленных на защиту прав инвесторов, чего долго добивался ЕБРР.
В России у ЕБРР также есть крупные проекты. Например, крупнейшему производителю аммиака предприятию "Тольяттинский азот" ЕБРР выделил кредит в 40 млн. долларов для усовершенствования природоохранных сооружений и внедрения международных бухгалтерских стандартов. Другой пример - Челябинский трубопрокатный завод, крупнейший производитель стальных труб в бывшем Советском Союзе. Банк выделил заводу 50 млн. долларов кредита, причем это был первый долгосрочный заем компании.
Как заявил Жан Лемьер в интервью ВВС, «в любой стране, где работает ЕБРР, мы основываемся на разных статистических данных, подготовленных различными структурами, включая другие международные финансовые организации. Мы прислушиваемся к разным голосам, включая ОБСЕ, Международный валютный фонд, а также неправительственные организации».
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту