Председатель Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации Элла Памфилова обратилась к главе государства @ с просьбой поддержать проект Федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
В обращении, в частности, говорится следующее. На протяжении нескольких лет в Государственной Думе ведется работа над проектом федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений в их деятельности", внесенным в 2000 году группой депутатов Государственной Думы. Законопроект имеет большое общественное значение, направлен на защиту прав личности от беззакония и произвола, внедрение эффективных механизмов взаимодействия гражданских организаций и правоохранительных органов.
Известно, насколько тяжелые условия сложились в российских следственных изоляторах. Также известно, сколь широко распространены и как сложно выявляются грубые нарушения прав задержанных в органах внутренних дел. Находящаяся в сложном материальном положении уголовно-исполнительная система крайне заинтересована в основанном на законе взаимодействии с общественными организациями.
Очевидно, что сложнейшие проблемы, связанные с соблюдением прав человека в местах изоляции, не могут быть решены самостоятельно государственными ведомствами, они должны решаться всем обществом. Еще Государственной Думой второго созыва Федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, был принят в трех чтениях, однако отклонен затем Советом Федерации. В 2000 году, в редакции согласительной комиссии, закон не был поддержан Государственной Думой, в связи с чем снят с рассмотрения, а вместо него внесен существенно измененный новый вариант. В его разработке принимали участие ведущие специалисты в области уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права (проф. С.Е.Вицин, проф. А.С.Михлин, проф. В.И.Селиверстов), официальные представители МВД России, Минюста России, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ведущие эксперты неправительственных организаций. Законопроект заинтересованно обсуждался на состоявшемся 21-22 ноября 2001 года Гражданском форуме. Участники профильных дискуссий Форума призвали к скорейшему принятию закона об общественном контроле. Отмечалась его решающая роль в деле становления в России гражданского общества, первостепенное значение для развития сотрудничества общественных и государственных структур.
Трудности, с которыми столкнулись авторы законопроекта в процессе его обсуждения в федеральных инстанциях, рассматривались 13-16 мая 2002 года в Женеве при обсуждении Комитетом ООН против пыток третьего периодического доклада Российской Федерации. Комитет рекомендовал России создать программу внезапных проверок мест предварительного содержания и иных мест заключения независимыми инспекторами, рассмотреть возможность создания независимого органа для инспектирования тюрем (п. 8 d, е Заключений и рекомендаций).
Официальная российская делегация заверила Комитет против пыток в том, что закон об общественном контроле будет поддержан. В согласованной редакции, представленной в настоящее время к первому чтению, учтены все основные замечания заинтересованных ведомств. Субъектами осуществления общественного контроля в проекте определены только общественные наблюдательные комиссии, образуемые в установленном законом порядке в субъектах Российской Федерации. Содержавшаяся в первоначальном тексте модель индивидуального контроля со стороны общественных инспекторов исключена. Тем самым были сняты возражения о недопустимости неорганизованной деятельности инспекторов. Уточнено, что мероприятия общественного контроля осуществляются не менее чем двумя членами наблюдательной комиссии согласно ранее утвержденному плану. Введено требование предварительного согласования плана мероприятий с органами прокуратуры. Контрольная деятельность дифференцирована в зависимости от вида посещаемых учреждений. Полномочия членов наблюдательных комиссий при осуществлении ими контрольных мероприятий приведены в соответствие с требованиями процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Внесенные изменения сделали законопроект реалистичным и исполнимым. Правительством Российской Федерации на законопроект представлен положительный официальный отзыв. Однако включенный в повестку дня пленарного заседания 14 февраля с.г. законопроект был из порядка работы исключен. В связи с этим председатель Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации Элла Памфилова обратилась к главе государства с просьбой сделать решающий шаг в деле совершенствования правовой защиты прав граждан и поддержать названный проект федерального закона.
В обращении, в частности, говорится следующее. На протяжении нескольких лет в Государственной Думе ведется работа над проектом федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений в их деятельности", внесенным в 2000 году группой депутатов Государственной Думы. Законопроект имеет большое общественное значение, направлен на защиту прав личности от беззакония и произвола, внедрение эффективных механизмов взаимодействия гражданских организаций и правоохранительных органов.
Известно, насколько тяжелые условия сложились в российских следственных изоляторах. Также известно, сколь широко распространены и как сложно выявляются грубые нарушения прав задержанных в органах внутренних дел. Находящаяся в сложном материальном положении уголовно-исполнительная система крайне заинтересована в основанном на законе взаимодействии с общественными организациями.
Очевидно, что сложнейшие проблемы, связанные с соблюдением прав человека в местах изоляции, не могут быть решены самостоятельно государственными ведомствами, они должны решаться всем обществом. Еще Государственной Думой второго созыва Федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с осуществлением общественного контроля, был принят в трех чтениях, однако отклонен затем Советом Федерации. В 2000 году, в редакции согласительной комиссии, закон не был поддержан Государственной Думой, в связи с чем снят с рассмотрения, а вместо него внесен существенно измененный новый вариант. В его разработке принимали участие ведущие специалисты в области уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права (проф. С.Е.Вицин, проф. А.С.Михлин, проф. В.И.Селиверстов), официальные представители МВД России, Минюста России, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ведущие эксперты неправительственных организаций. Законопроект заинтересованно обсуждался на состоявшемся 21-22 ноября 2001 года Гражданском форуме. Участники профильных дискуссий Форума призвали к скорейшему принятию закона об общественном контроле. Отмечалась его решающая роль в деле становления в России гражданского общества, первостепенное значение для развития сотрудничества общественных и государственных структур.
Трудности, с которыми столкнулись авторы законопроекта в процессе его обсуждения в федеральных инстанциях, рассматривались 13-16 мая 2002 года в Женеве при обсуждении Комитетом ООН против пыток третьего периодического доклада Российской Федерации. Комитет рекомендовал России создать программу внезапных проверок мест предварительного содержания и иных мест заключения независимыми инспекторами, рассмотреть возможность создания независимого органа для инспектирования тюрем (п. 8 d, е Заключений и рекомендаций).
Официальная российская делегация заверила Комитет против пыток в том, что закон об общественном контроле будет поддержан. В согласованной редакции, представленной в настоящее время к первому чтению, учтены все основные замечания заинтересованных ведомств. Субъектами осуществления общественного контроля в проекте определены только общественные наблюдательные комиссии, образуемые в установленном законом порядке в субъектах Российской Федерации. Содержавшаяся в первоначальном тексте модель индивидуального контроля со стороны общественных инспекторов исключена. Тем самым были сняты возражения о недопустимости неорганизованной деятельности инспекторов. Уточнено, что мероприятия общественного контроля осуществляются не менее чем двумя членами наблюдательной комиссии согласно ранее утвержденному плану. Введено требование предварительного согласования плана мероприятий с органами прокуратуры. Контрольная деятельность дифференцирована в зависимости от вида посещаемых учреждений. Полномочия членов наблюдательных комиссий при осуществлении ими контрольных мероприятий приведены в соответствие с требованиями процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Внесенные изменения сделали законопроект реалистичным и исполнимым. Правительством Российской Федерации на законопроект представлен положительный официальный отзыв. Однако включенный в повестку дня пленарного заседания 14 февраля с.г. законопроект был из порядка работы исключен. В связи с этим председатель Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации Элла Памфилова обратилась к главе государства с просьбой сделать решающий шаг в деле совершенствования правовой защиты прав граждан и поддержать названный проект федерального закона.