Саммит примирения

Саммит примирения

С 1 по 3 июня с.г. во французском Эвиане проходит саммит «большой восьмерки», основными вопросами которого являются @ экономическое развитие в странах элитного клуба, международные отношения и борьба с терроризмом, а также устойчивое развитие в развивающихся странах. Еще один спектр рассматриваемых проблем: торговля, снижение долгового бремени, обеспечение населения чистой питьевой водой, а также вопросы здоровья, науки, нераспространения оружия массового поражения, борьбы с голодом и другие.
История создания группы элитных стран относится к ноябрю 1975 года, когда президент Франции Жискар дўЭстен пригласил на встречу глав государств и правительств США, Великобритании, ФРГ и Японии. Годом позже к ним присоединились Италия, а затем и Канада, образовав вместо «пятерки» «семерку». Присоединение к ним в 1997 году России открыло эру «восьмерки», хотя полноправным ее членом она станет только в 2006 году.
Относительно целей создания элитного клуба в принятой 17 ноября 1975 года Декларации Рамбуйе говорится: «Мы собрались потому, что разделяем одни и те же убеждения и несем груз одной и той же ответственности. Рост и стабильность наших экономик будут способствовать процветанию всего промышленного мира и развивающихся стран. Мы решительно настроены усилить наше сотрудничество во всех международных организациях». Это решение о сотрудничестве представляло собой ответ на нефтяной шок и конфликты между США и Францией по поводу роли доллара в международной валютной системе, а также с Германией относительно мер борьбы с экономическим спадом середины 70-х годов.
Исходя из Декларации, первоначально «пятерка» – «семерка» ставит перед собой задачу проведения жесткой оценки достижений и мероприятий в каждой из стран и создания общей стратегии сотрудничества, позволяющей добиться результатов, которые члены клуба не смогли бы показать, действуя в одиночку.
Однако члены «большой восьмерки» отошли от поставленных ранее целей, сознательно отказавшись от взаимных критических замечаний. В результате «восьмерка» утратила способность к оценке и выработке необходимых изменений в экономической политике своих членов. В то же время участники саммитов все чаще стали давать рекомендации относительно того, как следует действовать, не участвующим в работе клуба странам третьего мира.
Не касаясь своих внутренних проблем, «большая восьмерка» стала уделять больше внимания вопросам улучшения мироустройства, списания долгов беднейшим странам, борьбе с эпидемиями и голодом. Однако времена изменились. С учетом плохой экономической ситуации Эвиан 2003 обещает стать поворотным пунктом в истории саммитов «восьмерки», которая предлагает наиболее важную дискуссию посвятить проблемам экономического роста в странах клуба. Тем более что таких дискуссий не было уже 10 лет. К тому же в докладе ведущих мировых экспертов, подготовленному к саммиту «восьмерки» в Эвиане, отмечается, что военные действия на Ближнем Востоке и их последствия могут негативно сказаться на мировой экономике ввиду неустойчивых цен на нефть и прочих потрясений.
Положение дел в американской экономике далеко от идеала: дефицит международных инвестиций США достиг уровня трех триллионов, а дефицит торгового баланса составил полтриллиона долларов. В период президентства Р.Рейгана подобная ситуация закончилась в октябре 1987 года обвалом курса доллара и крахом фондового рынка. Похожая угроза существует и сегодня.
С учетом того, что показатели роста других основных слагаемых мировой экономики – Европы и Японии – находятся близко к нулю (японская экономика вообще стагнирует), это грозит глобальными осложнениями. Перспективы экономического роста этих стран в значительной степени зависят от того, как будет развиваться экономика США. Однако прогнозы экспертов относительно будущего США весьма осторожны и исходят из того, что рост там будет скромным – около 2%. Повторение бума 90-х годов считается маловероятным.
Перспективы развивающихся стран полностью определяются макроэкономическими показателями развитого мира.
Что касается России, то в докладе упоминается «замедление экономических реформ», которое тормозит экономическое развитие страны и способствует сохранению и закреплению ее национальной экономики от нефтяной зависимости.
По мнению президента французского Центра исследований и информации по вопросам развития Густава Массиа, в период с 1975 по 1980 год неолиберализм постепенно вытесняет кейнсианскую модель и открывает фазу глобализации. С этих пор «семерка» начинает играть активную роль в утверждении своего кредо и руководстве фазой глобализации.
Начиная с 1984 года появляются неправительственные организации, которые атакуют «семерку», чтобы оказать на нее давление и воспрепятствовать ее политике. К таким организациям относятся, прежде всего, «Другой экономический саммит», превратившийся позднее в «Нью экономик фаундэйшн». Впоследствии движение протеста все больше выражает обеспокоенность негативным влиянием либеральной глобализации на общество, окружающую среду и демократизацию.
В центре внимания «большой восьмерки» в Эвиане оказались также проблемы экологии, устойчивого развития, мирового производства и потребления, международного сотрудничества в области окружающей среды. Особое внимание эксперты рекомендуют уделить на саммите вопросам внедрения в жизнь плана реализации решений йоханнесбургского Всемирного форума по устойчивому развитию, в котором намечены конкретные пути осуществления программы «Новое партнерство для развития Америки». Министры по вопросам окружающей среды стран - членов «большой восьмерки» в своем заключительном коммюнике заявили: «Мы считаем, что доступ к питьевой воде и источникам энергии, сокращение объемов загрязнения водных и воздушных ресурсов, борьба с изменениями климата, распространением пустынь и вырубкой лесов, а также сохранение биологического разнообразия представляет собой приоритетные направления нашей деятельности».
Проблемы экологии и устойчивого развития не менее важны для обсуждения в Эвиане, чем проблемы большой политики и экономики, считают министры. Одним из наиболее деликатных является вопрос о предусмотренных Киотским протоколом ограничениях выброса в атмосферу газов, ведущих к возникновению так называемого парникового эффекта. После отказа США подписать этот документ его судьба теперь в значительной степени зависит от позиции России.
В условиях раскола между антииракской и антивоенной коалициями обсуждение проблем глобальной безопасности и противодействие терроризму является наиболее острым пунктом повестки дня саммита в Эвиане. Тем более что международная система сталкивается с проблемой американской гегемонии. Некоторые эксперты увязывают это с тем, что США потеряли экономическую и идеологическую гегемонию, и теперь у них не остается ничего другого, кроме военной гегемонии, присущей всем клонящимся к закату державам. Этот закат может продолжаться долго и чреват усилением всех существующих опасностей.
Уже сейчас США ставит новые амбициозные задачи:
- установить контроль над процессом глобализации, который до настоящего времени развивался хаотически;
- добиться признания особой миссии США в распространении демократических ценностей и признания их превосходства;
- провести реформу международной системы безопасности, которая даст Вашингтону свободу действий при любых обстоятельствах, сохраняя международную законность.
Накануне заседания элитного клуба вновь появились сообщения о подготовке Соединенных Штатов к вторжению в Сирию и Иран, с использованием в качестве плацдарма территории Грузии и Азербайджана. По данным Вашингтонского института углубленных стратегических и политических исследований, «нарождающиеся тенденции, частью которых является война в Ираке, диктуют новые цели для американской политики». Все эти тенденции, главная из которых – необходимость перестройки Ближнего Востока, усиливают безотлагательность поставок Западу нефти и газа Каспия.
Комментируя эту информацию, президент фонда «Мировая политика и ресурсы», бывший министр топлива и энергетики РФ Юрий Шафраник заявил: «Уже много лет Каспий называют зоной стратегических интересов Америки. Это провозглашено в соответствующих документах, в частности, в энергетической доктрине. Не берусь судить о военных аспектах, но то, что в политике США взяла верх «ресурсная доминанта, это факт. Военным способом в Ираке, а в Иране, может быть, невоенным, но необходимо взять под контроль… Так что это не просто сегодняшняя придумка, а достаточно целенаправленная политика».
Переключение внимания США на Иран, обвинение России в ядерном сотрудничестве с этой страной и использование в военных целях территорий Грузии и Азербайджана может обострить напряженность в мире и привести к ухудшению российско-американских отношений. Тем более что в настоящее время у стран - членов «большой восьмерки» нет единых подходов и объективных приоритетов, которые позволяли бы говорить о легитимности превентивных силовых действий, в том числе для нейтрализации угроз терроризма и распространения ОМУ.
В этих условиях ответы на самые злободневные вопросы можно найти во время обсуждения проблем стран «большой восьмерки».
Как очень точно подметил погибший в Ираке американский журналист Майкл Келли, самый острый вопрос состоит в том, будет ли применение Соединенными Штатами своей беспредельной военной мощи «направлено в основе своей на доброе дело, поспособствует освобождению запуганного народа и распространению свободы, или же будет во зло, приведет к империализму и колонизации и последующему разложению ценностей и свобод самой Америки. Вопрос этот достаточно конкретен; более того, возможно, от ответа на этот вопрос зависят судьбы следующего столетия».

Д.Рудян
Оценить статью
(0)