Если идти налево

Если идти налево

Около трех месяцев понадобилось левым партиям для того, чтобы принять решение о создании единой коалиции. Напомним, @ что письмо с соответствующим предложением, подписанное председателем Народно-патриотической партии России (НППР), депутатом Госдумы Игорем Родионовым и бывшим губернатором Краснодарского края, сенатором Николаем Кондратенко, предложившим всем оппозиционным силам объединиться и создать единый народный фронт, чтобы «остановить преступные либерально-демократические реформы и распад России», 5 марта с.г. было направлено в адрес ведущих левых партий – лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, председателю совета СКП КПСС Олегу Шенину, первому секретарю РКРП Виктору Тюлькину, лидеру АПР Михаилу Лапшину и лидеру Агропромышленной депутатской группы Николаю Харитонову.
В Воззвании, обращенном к гражданам России, предлагалось сформировать единый избирательный блок: коммунисты - аграрии - патриоты (КПРФ - АПР - НППР) и назвать его КПРФ – НПСР, а на всех предстоящих выборах выступать единым фронтом. Кандидатами от коммунистических сил были названы: Зюганов Г.А., Шенин О.С., Тюлькин В.А. От агропромышленных сил: Лапшин М.И., Харитонов Н.И. От патриотических сил: Кондратенко Н.М., Родионов И.М.
До 30 марта авторы письма предлагали Геннадию Зюганову и Михаилу Лапшину ответить на вопрос о готовности объединить вокруг КПРФ и АПР всех российских коммунистов и аграриев, а также дать свои предложения по единому федеральному списку будущего блока КПРФ-НПСР, места в котором должны были распределиться в следующей пропорции: КПРФ - 50%, AПP - 20%, НППР - 30% (на все патриотические организации). При этом соотношение должно было соблюдаться как в основном списке, так и в региональных группах. Например: КПРФ - 9 мест в основном списке, АПР - 4, НППР - 5. Из 30 первых мест в региональных группах - 15 КПРФ, 6 – АПР, 9 – НППР и т.д. Также предлагалось сформировать единый штаб, начальником которого стал бы представитель от КПРФ, а два заместителя – от АПР и НППР.
Михаил Лапшин на письмо откликнулся сразу же – заявил, что аграрии будут участвовать в выборах самостоятельно и блокироваться ни с кем не намерены, особенно с коммунистами, у которых «защитить интересы российских крестьян не получилось». Сегодня, как известно, его мнение на этот счет еще более укрепилось.
Соответственным образом изменился и состав левой коалиции, которая уже не называется КПРФ-НПСР, а просто коалиция КПРФ. В минувшую пятницу подписи под совместным заявлением о ее создании поставили лидер КПРФ Геннадий Зюганов, глава Агропромышленного союза и Агропромышленной группы в Госдуме Николай Харитонов, лидер движения "Конгресс русских общин" (КРО) Сергей Глазьев, лидер Движения в поддержку армии Виктор Илюхин, глава Народно-патриотической партии Игорь Родионов, лидер Российской коммунистической рабочей партии Виктор Тюлькин, председатель профсоюза работников АПК Александр Давыдов, лидер движения Краснодарского казачества Николай Кондратенко и другие политики, всего 20 человек.
Наиболее заметное изменение в составе коалиции – новая аграрная конфигурация и Сергей Глазьев во главе КРО, ранее он фигурировал в списке как представитель НПСР. Некоторые аналитики поспешили заявить, что Сергей Глазьев является чуть ли не инициатором создания широкой коалиции левых сил, однако, как следует из вышеупомянутого письма, это не так. Учитывая же то, что в минувшую субботу Глазьев стал лидером Партии российских регионов, одним из сопредседателей которой является бывший секретарь Совбеза и коллега Глазьева по предвыборному списку КРО 1995 г. Юрий Скоков, можно говорить о том, что «народный экономист», возможно, захочет модернизировать изначальную идею патриотов, сделав коалицию шире и ближе к центру (а, может быть, и к Кремлю).
Мы бы не исключили, например, что со временем эта коалиция вообще может стать левоцентристской, и туда вольются социал-демократическая мини-коалиция, организованная спикером Госдумы, лидером Партии возрождения России Г.Селезневым, отколовшаяся от «Единой России» «Новая Россия», профсоюзные и общественные движения. При этом радикальным образованиям типа ампиловской партии путь в коалицию будет закрыт. Правда, при этом может быть нивелирована роль самого Г.Зюганова…
Как известно, все точки над «i» по поводу участия в предстоящей избирательной кампании коммунисты намерены поставить на своем осеннем съезде – так предполагалось изначально, когда патриоты выступили с предложением объединиться. Однако не будет ли слишком поздно? Пока же не вызывает сомнения то, что существенным ослаблением левой коалиции являются продолжающиеся распри в аграрном движении – инициированные властью и подогреваемые амбициями лидеров. Политическое соперничество друг с другом министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, лидера АПДГ Николая Харитонова и лидера АПР Михаила Лапшина – не самый лучший фон для начала предвыборной кампании аграриев.
Как известно, в минувшую субботу обвиненный в нарушении партийной дисциплины и в слишком тесных отношениях с главой КПРФ Геннадием Зюгановым лидер агропромышленной депутатской группы Николай Харитонов решением пленума Аграрной партии был исключен из АПР. Как заявил в этой связи М.Лапшин: "Решено вывести Харитонова из руководящих органов и предложено на съезде исключить из партии. Он длительное время занимался деструктивной деятельностью в партии и многократно высказывался со словами неверия в победу". Также пленум подтвердил, что на предстоящие парламентские выборы аграрии пойдут самостоятельно, не блокируясь с какой-либо партией, в том числе с КПРФ. Обвинения в оппортунизме выглядят в наше время все же комично, как бы справедливы по сути они ни были. Утверждения же Лапшина о том, что «в данный момент не просматривается вариантов, способных удовлетворить АПР» в плане объединения, и поэтому партия на ближайшие выборы пойдет самостоятельно, также звучат не слишком убедительно. Во-первых, партий в нашей стране полным-полно, и если бы у АПР было желание, как говорится, вступить в предвыборный брак, то женихов нашлось бы много. Благо, «невеста» завидная. Ведь Аграрная партия, согласно всем социологическим опросам, значительно опережает другие мелкие партии по своим перспективам преодолеть 5%-ый барьер. Так что присоединение двух-трех достойных общественных организаций делу бы не помешали.
Тем не менее, профсоюз работников АПК и депутаты-аграрии предпочли Аграрной партии коалицию с коммунистами, сам же Лапшин от этой коалиции отказался. Почему? Только ли из-за «предательства» Харитонова? Безусловно, сыграла роль и размолвка с Российским аграрным движением, возглавляемым министром Гордеевым, который не раз пытался занять в Аграрной партии пост руководителя, сместив с него Лапшина, а заодно предлагал «омолодить» партию.
Однако дела в сельском хозяйстве сегодня идут из рук вон плохо, сенсационного прошлогоднего урожая России не видать, так что никаких козырей у Гордеева для борьбы с Лапшиным не осталось. Харитонов же, судя по всему, сдаваться не собирается, хотя по голосованию АПДГ порой бывает трудно представить, какую линию проводят думские аграрии – на поддержку коммунистов или центристов.
Очевидно, что сельским избирателям из-за раскола в верхушке Аграрной партии предстоит сделать непростой выбор. С одной стороны, их будет агитировать поддержать левую коалицию во главе с КПРФ авторитетный лидер коммунистов Геннадий Зюганов, партия которого имеет все шансы на победу на выборах.
С другой стороны – их будет звать в свои ряды авторитетный лидер Аграрной партии Михаил Лапшин, приведший аграриев в Думу еще в 1993 году, создавший там аграрную фракцию (тогда партия заняла на парламентских выборах четвертое место) и намеревающийся сегодня повторить этот успех. Заявляя о твердом намерении преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы создать в нижней палате собственную фракцию, и больше не довольствоваться положением сателлита КПРФ, как было в Думе двух последних созывов, Лапшин подчеркивает, что сегодня от имени крестьян в парламенте говорит агропромгруппа, созданная по принципу сельхозотдела компартии. И хотя там, по его мнению, много достойных, уважаемых товарищей, АДПГ в политическом плане не является самостоятельной силой, а многие идеологические установки КПРФ сегодня не соответствуют интересам людей, живущих и работающих на земле. Интересы же эти Лапшин знает на собственном опыте – он сам руководит регионом, что является в данном случае несомненным плюсом (партийный губернатор – не чета партийному министру).
В одном из последних интервью Лапшин признался, что ему удалось привлечь внимание к региону, который из хвоста рейтинга инвестиционной привлекательности всего за год шагнул на 23-е место. И он по праву гордится тем, что является «единственным среди руководителей крупных политических движений, кто не в столице тусуется и в Думе штаны протирает, а живет и работает в глубинке, если можно так сказать, на передовой».
Очевидно, что думские аграрии во главе с Харитоновым этим похвастаться не могут, как и министр Гордеев, рейтинг оценки деятельности которого как министра, да и самого Минсельхоза, согласно проведенным социологическим исследованиям, находится на нижних ступенях списка по сравнению с остальными ведомствами. И это несомненный плюс Лапшина. Однако соперничать с созданной в минувшие выходные КПРФ коалицией ему все равно будет трудно – так как сражение вести придется на одном и том же электоральном поле. С другой стороны, неизвестно, какой подойдет эта коалиция к выборам – может быть, совсем не левой. Тогда сельские избиратели придут к Лапшину сами…
Оценить статью
(0)