Почему Россия очень хочет, но никак не может?

Почему Россия очень хочет, но никак не может?

Выступая на заседании XII Международного банковского конгресса, который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге, председатель комитета по экономической @ политике и предпринимательству Госдумы РФ Григорий Томчин заявил, что Россия должна предпринять все усилия, чтобы вступить в ВТО уже в 2004 году, а не ждать 2005 года. Единственной сдерживающей проблемой на этом пути Томчин назвал газовую - Россия настаивает на ступенчатой либерализация цен на газ или сохранении на первом этапе существующих внутренних цен на газ, которые значительно ниже европейских и мировых. Однако такую постановку вопроса председатель думского комитета считает «преимуществом», с которым западные страны практически согласны. Так в чем же дело?
Прибывший в Москву известный американский финансист и общественный деятель Джордж Сорос заявил по этому поводу: «Россия подала заявку на присоединение к ВТО, но, похоже, Россия не спешит добиваться удовлетворения этой заявки». О том, насколько не спешит, пояснил замглавы Минэкономразвития, главный переговорщик по ВТО Максим Медведков: "В этом году Россия не присоединится к ВТО, однако возможность вступления в следующем году не исключается».
На сегодняшний момент, по словам Медведкова, Россия согласовала с представителями ВТО примерно восемь из десяти тысяч тарифных позиций. С 20-ю из 65-ти стран - членов ВТО переговоры близки к завершению. На 95% в соответствие с требованиями, которые России предъявляет ВТО, приведена законодательная база. Оставшиеся 5% законопроектов будут рассмотрены до конца весенней сессии. Но если процесс согласования затянется на следующий год, то вступление России в ВТО будет отложено сразу на 3-4 года. Такова процедура. А между тем еще в феврале 2001 года генеральный директор ВТО Майкл Мур заявил, что уже в 2003 году Россия сможет стать полноправным членом этой организации…
Проблем, по которым России необходимо найти компромисс с ВТО, несколько – от неприемлемых требований выровнять экспортные и внутренние цены на энергоносители и отказаться от регулирования рынка энергоносителей до вопроса регулирования импорта мебели, радиотехники и лекарственных средств, доступа на российский рынок финансовых услуг и телекоммуникаций, а также максимального уровня субсидирования сельского хозяйства РФ.
Вопрос о том, почему Россия более десяти лет добивается вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), но до сих пор там не оказалась, хотя еще в 2000 году избранный президентом Владимир Путин обозначил вступление России в ВТО одной из своих приоритетных задач, обсуждался на брифинге в вашингтонском Фонде Карнеги за международный мир. С докладом по этому вопросу выступила экономист Ксения Юдаева, сотрудник московского Центра Карнеги. Тема доклада – представление результатов исследования, целью которого было определить, насколько оправданы опасения, что вступление в ВТО повлечет за собой большие отрицательные последствия для России и отдельных регионов.
Исследование показало, что в краткосрочном плане отрицательный эффект на общую занятость будет весьма незначительным, а может быть, даже нулевым. Что же касается потребителя, то от вступления России в ВТО он только выиграет, поскольку от снижения тарифов на 5% расходы на основные товары длительного пользования (а, соответственно, и цены) должны снизиться на 15%.
Как отмечает VOA, эксперты Центра Карнеги пытались проверить гипотезу о том, что при повышении конкуренции с импортом российские фирмы получат больший импульс к реструктуризации и к совершенствованию своей деятельности. В ходе исследования это было подтверждено: возросшая конкуренция в большинстве отраслей, особенно в тех, где существует весьма сложный производственный процесс, приведет к улучшению производительности российских предприятий.
Как вступление России в ВТО может повлиять на иностранные инвестиции? Многие российские экономисты и политики считают, что снижение тарифов, которое должно последовать за вступлением в ВТО, приведет к снижению прямых иностранных инвестиций. Однако эксперты Центра Карнеги пришли к выводу, что мировой опыт не подтверждает эту гипотезу. В среднем прямые иностранные инвестиции после вступления страны в ВТО возрастают на 4 миллиарда долларов.
После завершения выступления К.Юдаева заявила в интервью VOA, что с экономической точки зрения существует достаточно мало преград к тому, чтобы Россия стала членом ВТО. Текущая задержка со вступлением, по ее мнению, «имеет скорее всего политические корни. Нет хорошо определенных сил, которые бы лоббировали за вступление России в ВТО. Поэтому процесс затормозился, а совсем не потому, что действительно существуют какие-то серьезные экономические преграды».
Высказали свое мнение по данному вопросу и немецкие эксперты. Экономический эксперт Мориц Шуларик и его коллеги из Аналитического центра Deutsche Bank расценивают стремление России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) таким образом: "Мы говорим, что членство в ВТО бывает разным. Существует масса легальных способов превратить это членство в пустую формальность. Мы не исключаем, что в ближайшие год-два Россия, действительно, вступит в ВТО, но при этом у неё будет возможность так претворять в жизнь требования этой организации, что на практике почти ничего не изменится. Если же Россия захочет всерьёз придерживаться правил ВТО, то это будет иметь нешуточные последствия для её экономики. В долгосрочной перспективе Россия, скорее всего, от этого выиграет, однако в краткосрочной многие российские предприятия столкнутся с острейшей конкуренцией". Впрочем, в своём базовом сценарии развития России до 2010 года аналитики Deutsche Bank подчёркивают: от членства в ВТО не следует ждать большого экономического эффекта – ни положительного, ни отрицательного.
Как отмечает в этой связи DW-World.de, нынешнее стремление России вступить в ВТО имеет скорее политическую подоплёку, поскольку Россия хочет получить право голоса в международной организации, значение которой неуклонно растёт. Видимо, в ходе переговоров о приёме России в эту организацию будут согласованы многочисленные исключения из правил и длительные переходные периоды. Однако такое "половинчатое" вступление в ВТО, в свою очередь, вряд ли приведёт к инвестиционному буму. А без крупномасштабных инвестиций – и это один из главный тезисов доклада! – ускорить темпы экономического роста не удастся.
Очередное заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, на котором будет рассмотрен очередной (третий) вариант итогового российского доклада по условиям вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, состоится в начале июля в Женеве. Хотелось бы к этому сроку узнать, успеет ли президент В.Путин реализовать одну из поставленных им приоритетных задач в ходе своего первого президентского срока или придется откладывать на второй?
Оценить статью
(0)