ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Минприроды не согласно с Тулеевым

Минприроды не согласно с Тулеевым

В конце мая в Новосибирске с участием федеральных чиновников, региональных лидеров, сенаторов @ и депутатов, а также нескольких известных олигархов Совет безопасности России провел совещание,@ на котором рассматривались проблемы экономической безопасности России. Основным мотивом всех выступлений была критика действий правительства, расточаемая, в основном, со стороны губернаторов. Наиболее резким оказался кемеровский глава Аман Тулеев, назвавший в своем выступлении сразу трех «врагов России»: министра топлива и энергетики, главу Минприроды и министра экономразвития, «деструктивные действия которых и ведут Сибирь к экономическому коллапсу». Первый заместитель полпреда президента в СФО Игорь Простяков главу Кузбасса поддержал, заявив, что в Москве существует вполне определенная позиция по поводу Сибири: это регион «вахтового» метода работы, который должен кормить всю страну и ходить с протянутой рукой. К тому же, по его словам, разрабатываемая Минэкономразвития среднесрочная программа развития экономики на 2003-2005 годы никак не согласуется с утвержденной «Стратегией развития Сибири».
Некоторые названные Тулеевым «врагами России» министерства с критикой в свой адрес не согласились. Минприроды, например, прислало в адрес нашего агентства информационную записку, в которой говорится о мерах по развитию минерально-сырьевой базы Сибирского федерального округа:
Сибирский федеральный округ - одна из основных сырьевых баз цветных, редких и благородных металлов. Здесь расположены уникальные месторождения, обеспечивающие большую часть производства никеля, меди, кобальта, платиноидов в Российской Федерации. Имеются крупные запасы нефелиновых руд (алюминиевое сырье), используемые в данное время в незначительном количестве, вследствие трудностей сбыта. Из неметаллических полезных ископаемых округ обеспечивает значительную часть добычи в России плавикового шпата, слюды-мусковита, хризотил-асбеста, аморфного графита, талька.
Однако в целом минерально-сырьевые ресурсы Сибирского федерального округа характеризуются низкой степенью геологической изученности по многим важным видам полезных ископаемых, прежде всего в сфере топливно-энергетического комплекса (нефть, газ, уран), а также по ряду высоколиквидных и остродефицитных полезных ископаемых.
Это проявляется, в первую очередь, в значительном превышении доли прогнозных и перспективных ресурсов над разведанными запасами. Так, если по потенциальным ресурсам нефти и газа территория Сибирского округа занимает второе место в России, то разведанные запасы углеводородного сырья в округе составляют лишь 4-5%, а уровень добычи нефти около 2,5% от общероссийских. В целом по округу 90% запасов нефти и 95% запасов газа находятся в распределенном фонде недр.
В округе отмечается устойчивая тенденция увеличения добычи золота, однако обеспеченность запасами золотодобывающих предприятий округа невелика и составляет от 5 до 17 лет по рудному золоту и от 1 до 7 лет по россыпному.
Федеральные приоритеты геологоразведочных работ в Сибирском федеральном округе обусловлены геологическими предпосылками и необходимостью создания и развития ресурсной базы топливно-энергетических, высоколиквидных (золото, алмазы) и остродефицитных (хром, марганец, особо чистый кварц) видов полезных ископаемых.
Основным источником финансирования геологоразведочных работ, согласно Стратегии экономического развития Сибири, являются средства горнодобывающих компаний-недропользователей. Для их более широкого привлечения необходима разработка и реализация ряда экономических, правовых и административных мер стимулирования.
Одновременно МПР России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский округ, в рамках подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» осуществляются геологоразведочные работы с целью выявления, локализации и оценки ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр за счет средств федерального и территориальных бюджетов.
В 2002 г. на геологоразведочные работы на территории Сибирского федерального округа затрачено 4550 млн. рублей. При этом 70% объемов финансирования (3193 млн. рублей) обеспечено собственными средствами горнодобывающих предприятий, около 23% (1049 млн. рублей) - федеральным бюджетом и только 7% (308 млн. рублей) - бюджетами субъектов Российской Федерации.
В 2003 г. за счет средств федерального бюджета на территории Сибирского округа планируется выполнение геологоразведочных работ на сумму около 1140 млн. рублей, что составляет 19% средств, выделяемых на эти работы на всей территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в Мировом океане. Основная часть их будет направлена на выявление, оценку и локализацию ресурсов углеводородного сырья (728 млн. руб.), благородных металлов и алмазов (158 млн. руб.), урана (106 млн. руб.). Кроме того, планируется проведение геологоразведочных работ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму порядка 750 млн. рублей и за счет средств недропользователей на сумму около 3500 млн. рублей. Таким образом, суммарные затраты на проведение геологоразведочных работ на территории Сибирского федерального округа в 2003 г. должны составить почти 5400 млн. рублей, что на 18% больше, чем в 2002 г.
В то же время необходимо отметить, что отмена целевых отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, значительная доля которых оставлялась на территориях субъектов Российской Федерации, отрицательно сказалась на общих объемах финансирования геологоразведочных работ, уменьшившихся по сравнению с 1999 годом в 2,5 раза.
В связи с этим погашение запасов основных видов полезных ископаемых при добыче пока не компенсируется достигнутыми уровнями их прироста (даже по таким высоколиквидным полезным ископаемым, как конденсат, золото, медь, никель, кобальт, платиноиды).
С целью преодоления указанной тенденции и других негативных явлений, имеющих место в отечественном минерально-сырьевом комплексе, МПР России наметило и частично уже реализовало целый ряд конкретных мероприятий.
1. Рабочей группой Государственного совета Российской Федерации с участием МПР России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработаны Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 г. № 494-р). Этим документом определены основные цели государственной политики в сфере «использования и воспроизводства минерального сырья, а также направления совершенствования системы государственного управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр России в части четкого распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, повышения ответственности недропользователей за выполнение взятых на себя обязательств, создания эффективной системы государственного контроля за проведением геологоразведочных и добычных работ, подготовки и корректировки действующих стандартов, норм и правил в сфере недропользования и охраны окружающей природной среды.
2. Завершается разработка новой редакции Федерального закона «О недрах», некоторыми из основных концептуальных положений которого, в частности, являются: совершенствование лицензионной системы предоставления права пользования недрами, расширение возможного спектра договорных отношений в сфере недропользования (внедрение договоров аренды, концессии, подряда), предоставление права пользования недрами преимущественно на основе конкурсов и аукционов, создание условий для дополнительного привлечения инвестиций в развитие минерально-сырьевой базы и в разработку месторождений полезных ископаемых.
3. Ведется работа по подготовке предложений о внесении изменений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения пользования недрами. Целью этих изменений является, в частности, введение дифференцированных рентных платежей за пользование недрами, что позволит повысить инвестиционную привлекательность объектов недропользования.
4. В целях стимулирования проведения геологоразведочных работ недропользователями МПР России в сентябре 2002 г. утверждено и зарегистрировано в Минюсте России Положение о порядке подготовки и рассмотрения материалов при предоставлении лицензий на пользование участками недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых из месторождений, открытие которых осуществлено пользователями недр, проводившими работы по их геологическому изучению за счет собственных средств.
5. Ужесточен контроль над выполнением недропользователями условий лицензионных соглашений.
6. Пересмотрена парадигма геологического изучения территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета с акцентом на решение задач воспроизводства ресурсного потенциала остродефицитных и высоколиквидных видов минерального сырья.
7. Выполнен всесторонний анализ и дана оценка ситуации по каждому виду минеральных ресурсов с установлением принципов федеральной значимости объектов геологоразведочных работ.
8. Организована работа по получению объективной информации о состоянии минерально-сырьевого потенциала на основе геолого-экономической переоценки месторождений полезных ископаемых, учитываемых Государственным балансом, и переоценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых в составе нераспределенного фонда недр.
9. Научно-техническим советом МПР России рассмотрены и рекомендованы к утверждению 13 территориальных программ лицензирования пользования недрами, представленных субъектами Российской Федерации, входящими в Сибирский федеральный округ. На настоящий момент утверждены программы лицензирования по Алтайскому краю и Эвенкийскому автономному округу, остальные находятся на согласовании в Минэкономразвития России. С целью своевременной реализации процесса лицензирования пользования недрами территориальным органам МПР России поручено организовать разработку программ лицензирования пользования недрами на 2004 и последующие годы.
10. В рамках подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России. 2002-2010 годы» МПР России организована разработка среднесрочных (до 2010 г.) программ геологического изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации по видам минерального сырья (сырье для черной, цветной металлургической промышленности, золото, алмазы, топливно-энергетические ресурсы, агрохимическое сырье и другие).
Одновременно с этим в Сибирском федеральном округе формируются среднесрочные территориальные программы развития геологоразведочных работ по основным видам полезных ископаемых. Разработана «Программа освоения ресурсов углеводородного сырья Восточной Сибири» на период до 2010 года (Красноярский край, Иркутская область, Таймырский и Эвенкийский автономные округа), предполагающая значительное увеличение объема инвестиций на геологоразведочные работы в Восточно-Сибирском регионе. Это обусловлено тем, что здесь сосредоточены основные нефтегазовые ресурсы Сибирского федерального округа, позволяющие при соответствующей их подготовке сформировать новую крупную добычную и перерабатывающую базу России.
Начата работа и по формированию среднесрочной программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Сибирского федерального округа по твердым полезным ископаемым; работу предполагается завершить к концу 2003 г. После апробации и утверждения указанных программ в МПР России они будут представлены в Представительство Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу в качестве регламентирующего документа по реализации Стратегии экономического развития Сибири в части выполнения ежегодных программ развития геологоразведочных работ, обеспечения устойчивого состояния минерально-сырьевой базы Сибири.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту