Художественный руководитель ВИА “Самоцветы” заслуженный артист России Юрий Маликов - личность яркая, но противоречивая.
Самый попсовый из исполнителей советской песни окончил Московскую консерваторию по классу контрабаса и был учеником Мстислава Растроповича. Из любой самой патриотической песни он мог сделать шлягер, который потом распевала вся страна. Любимым композитором называет Моцарта, писателем - Достоевского, а телеканалом - “Культуру”.
Осуществиться мечте - созданию своего молодежного музыкального ансамбля - помог случай. Юрия Маликова как одного из молодых исполнителей послали на выставку “Экспо” в Японию. Пробыл он там почти восемь месяцев. Возвращаясь домой, на все свои командировочные купил не импортный ширпотреб, что остальные везли из-за бугра, а суперсовременные электрогитары и музыкальное оборудование. С ним потом музыканты объехали всю страну.
Дебют ВИА Маликова состоялся 8 августа 1971 года в передаче “С добрым утром!”. Тогда Юрий и предложил радиослушателям придумать название новорожденному коллективу. В эфире прозвучала песня “Увезу тебя я в тундру”, где были такие слова: “Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем!”. Это словечко - по наводке радиослушателей - и стало названием ВИА, популярность которого очень скоро побьет все мыслимые и немыслимые рекорды.
Начиная разговор с Юрием Маликовым, мне хочется поговорить не столько о прошлом, сколько о настоящем.
Брюки клеш не ко двору
• Юрий Федорович, знаю, что современные “Самоцветы” много гастролируют. Чем вы объясните такой интерес к вашему ВИА да и к ретро-группам в целом?
- К концу 90-х очень популярный в 70-х жанр ВИА перестал развиваться, начал естественно затухать. Не избежали этой участи и “Самоцветы”. Но в 95-м первый канал ТВ предложил нам отметить 25-летие, сняться в передаче “Золотой шлягер”. Музыканты снова собрались вместе. Эксперимент оказался столь удачным, что мы решили не расставаться.
• Песня “Самоцветов” звучит в фильме Василия Шукшина “Печки-лавочки”. Как состоялось ваше знакомство?
- Мы встретились в Доме кино. Шукшин зашел к нам после концерта, сказал, что ему понравились наши песни и он хочет снять нас в своем фильме. К сожалению, сами мы в кадр не попали: внешний вид был не тот - длинные волосы, брюки клеш. А вот песня “Горлица” Олега Иванова и Семена Кирсанова в фильме звучит, когда герой едет на поезде.
“Тату” рождаемость не снизит
• В те времена, о которых вы говорите, цензура была очень жесткой. Сейчас ее практически нет. Ненормативная лексика льется со сцены потоком, музыканты не только позволяют себе выходить на сцену в чем угодно, но и практически без ничего. Так ли уж положительно сказывается на их творчестве отсутствие цензуры?
- У любого творческого человека цензура должна быть в первую очередь внутренняя.
• После появления на сцене и по телевизору группы “Тату”, журналисты отмечают возросшее количество однополых пар, особенно это касается тинейджеров - поклонниц группы. Родители бьют тревогу. Вас это не настораживает?
- Думаю, их влияние сильно преувеличено. Нормальных молодых людей и девушек вряд ли кто-то сможет сексуально переориентировать. То, что изначально естественно и свойственно человеческой природе, все равно возьмет верх. Как и раньше будут рождаться дети. А если их будет меньше, виновата в этом не “Тату”.
Мое - не мое
• Юрий Федорович, есть какие-то молодые группы и исполнители, которые заинтересовали вас как музыканта?
- Видел по телевизору концерт Витаса, мне он понравился. Показался интересным клип Алсу, где она в роли Лолиты. Рок-группы - более текстовой жанр. Здесь на меня приятное впечатление производит Чичерина. Земфира, по-видимому, талантливый человек, но, чувствую, это не мое.
• Есть для вас в музыке абсолютные авторитеты?
- Это “Битлз”, “АББА” и “Куин”. Есть Элтон Джон и любимый мною Том Джонс. То, что они сотворили в музыке,- это как малый жанр в классике.
С женой под фуги Баха
• Что еще слушаете в свободное время?
- Радует возросший интерес к джазу. Я его большой поклонник. Стал даже лауреатом I Международного джазового фестиваля. Счастлив, что жива классика. Слушаю классическую музыку по ВВС и каналу “Культура”. В основном мы с женой смотрим именно этот канал, переключаясь только на спорт и новости.
• Ваша супруга тоже любит классическую музыку?
- Да, только симфоническую. Я же на втором свидании пригласил ее на концерт органной музыки “24 прелюдия и фуги Баха”. Это было для нее непростым испытанием.
• Но тем не менее на третье свидание она все-таки пришла?
- Она вообще мужественная женщина. Когда мы познакомились, я был еще студентом консерватории. Она приходила ко мне на занятия и ждала по 5 часов, пока я “перепилю” свой контрабас.
• Можно сказать, что ваши чувства испытаны Бахом. Ваш сын Дмитрий успешно делает карьеру в музыке, а вот дочь Инна, получив музыкальное образование в ГИТИСе, после удачного дебюта куда-то пропала.
- У нее прекрасный потенциал и огромное желание работать. Но музыкой надо заниматься 24 часа в сутки: постоянно думать о репертуаре, костюмах, спецэффектах. Даже по ночам во сне тебе должны сниться будущие видеоклипы. Инна вышла замуж и родила сына. Сейчас моему внуку, Дмитрию-младшему, 3,5 года, а его мама готовится к музыкальному старту. У нее прекрасный настрой. Если сравнивать карьеру музыканта с поездом, она уже не сойдет с него на ближайшей остановке.
На посошок
• Какое из собственных выступлений запомнилось вам больше всего?
- Их было так много - в рабочих, студенческих аудиториях, перед строителями БАМа, делегатами партийных съездов. Помню, как тогдашний генсек Леонид Ильич Брежнев лично пожал руки музыкантам нашего ВИА и спросил у администрации: “А их покормили?” В тот вечер я забыл за кулисами смычок от контрабаса и долгое время не мог получить его назад, пришлось даже писать заявление. Но самым курьезным, пожалуй, оказалось спецвыступление для четырех персон. Это были Виктор Черномырдин и Леонид Кучма с женами. Они собрались в президентской резиденции, а в качестве культурной программы к ним привезли ведущего, певицу, исполняющую народные песни, и “Самоцветы”. Выступали по очереди и артисты, и хозяева. Леонид Кучма взял гитару. Потом нас долго не отпускала охрана, сказали, что “зрители” хотят еще спеть с нами на посошок. Посошок затянулся до рассвета. Мы потом еще долго с друзьями, шутя, выясняли, кто перед кем выступал...
На прощание Юрий Федорович подарил мне диск “Самоцветов”. Я искренне обрадовалась, потому что купить его, как ни старалась, не могла.
Лариса СУЕТЕНКО
Самый попсовый из исполнителей советской песни окончил Московскую консерваторию по классу контрабаса и был учеником Мстислава Растроповича. Из любой самой патриотической песни он мог сделать шлягер, который потом распевала вся страна. Любимым композитором называет Моцарта, писателем - Достоевского, а телеканалом - “Культуру”.
Осуществиться мечте - созданию своего молодежного музыкального ансамбля - помог случай. Юрия Маликова как одного из молодых исполнителей послали на выставку “Экспо” в Японию. Пробыл он там почти восемь месяцев. Возвращаясь домой, на все свои командировочные купил не импортный ширпотреб, что остальные везли из-за бугра, а суперсовременные электрогитары и музыкальное оборудование. С ним потом музыканты объехали всю страну.
Дебют ВИА Маликова состоялся 8 августа 1971 года в передаче “С добрым утром!”. Тогда Юрий и предложил радиослушателям придумать название новорожденному коллективу. В эфире прозвучала песня “Увезу тебя я в тундру”, где были такие слова: “Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем!”. Это словечко - по наводке радиослушателей - и стало названием ВИА, популярность которого очень скоро побьет все мыслимые и немыслимые рекорды.
Начиная разговор с Юрием Маликовым, мне хочется поговорить не столько о прошлом, сколько о настоящем.
Брюки клеш не ко двору
• Юрий Федорович, знаю, что современные “Самоцветы” много гастролируют. Чем вы объясните такой интерес к вашему ВИА да и к ретро-группам в целом?
- К концу 90-х очень популярный в 70-х жанр ВИА перестал развиваться, начал естественно затухать. Не избежали этой участи и “Самоцветы”. Но в 95-м первый канал ТВ предложил нам отметить 25-летие, сняться в передаче “Золотой шлягер”. Музыканты снова собрались вместе. Эксперимент оказался столь удачным, что мы решили не расставаться.
• Песня “Самоцветов” звучит в фильме Василия Шукшина “Печки-лавочки”. Как состоялось ваше знакомство?
- Мы встретились в Доме кино. Шукшин зашел к нам после концерта, сказал, что ему понравились наши песни и он хочет снять нас в своем фильме. К сожалению, сами мы в кадр не попали: внешний вид был не тот - длинные волосы, брюки клеш. А вот песня “Горлица” Олега Иванова и Семена Кирсанова в фильме звучит, когда герой едет на поезде.
“Тату” рождаемость не снизит
• В те времена, о которых вы говорите, цензура была очень жесткой. Сейчас ее практически нет. Ненормативная лексика льется со сцены потоком, музыканты не только позволяют себе выходить на сцену в чем угодно, но и практически без ничего. Так ли уж положительно сказывается на их творчестве отсутствие цензуры?
- У любого творческого человека цензура должна быть в первую очередь внутренняя.
• После появления на сцене и по телевизору группы “Тату”, журналисты отмечают возросшее количество однополых пар, особенно это касается тинейджеров - поклонниц группы. Родители бьют тревогу. Вас это не настораживает?
- Думаю, их влияние сильно преувеличено. Нормальных молодых людей и девушек вряд ли кто-то сможет сексуально переориентировать. То, что изначально естественно и свойственно человеческой природе, все равно возьмет верх. Как и раньше будут рождаться дети. А если их будет меньше, виновата в этом не “Тату”.
Мое - не мое
• Юрий Федорович, есть какие-то молодые группы и исполнители, которые заинтересовали вас как музыканта?
- Видел по телевизору концерт Витаса, мне он понравился. Показался интересным клип Алсу, где она в роли Лолиты. Рок-группы - более текстовой жанр. Здесь на меня приятное впечатление производит Чичерина. Земфира, по-видимому, талантливый человек, но, чувствую, это не мое.
• Есть для вас в музыке абсолютные авторитеты?
- Это “Битлз”, “АББА” и “Куин”. Есть Элтон Джон и любимый мною Том Джонс. То, что они сотворили в музыке,- это как малый жанр в классике.
С женой под фуги Баха
• Что еще слушаете в свободное время?
- Радует возросший интерес к джазу. Я его большой поклонник. Стал даже лауреатом I Международного джазового фестиваля. Счастлив, что жива классика. Слушаю классическую музыку по ВВС и каналу “Культура”. В основном мы с женой смотрим именно этот канал, переключаясь только на спорт и новости.
• Ваша супруга тоже любит классическую музыку?
- Да, только симфоническую. Я же на втором свидании пригласил ее на концерт органной музыки “24 прелюдия и фуги Баха”. Это было для нее непростым испытанием.
• Но тем не менее на третье свидание она все-таки пришла?
- Она вообще мужественная женщина. Когда мы познакомились, я был еще студентом консерватории. Она приходила ко мне на занятия и ждала по 5 часов, пока я “перепилю” свой контрабас.
• Можно сказать, что ваши чувства испытаны Бахом. Ваш сын Дмитрий успешно делает карьеру в музыке, а вот дочь Инна, получив музыкальное образование в ГИТИСе, после удачного дебюта куда-то пропала.
- У нее прекрасный потенциал и огромное желание работать. Но музыкой надо заниматься 24 часа в сутки: постоянно думать о репертуаре, костюмах, спецэффектах. Даже по ночам во сне тебе должны сниться будущие видеоклипы. Инна вышла замуж и родила сына. Сейчас моему внуку, Дмитрию-младшему, 3,5 года, а его мама готовится к музыкальному старту. У нее прекрасный настрой. Если сравнивать карьеру музыканта с поездом, она уже не сойдет с него на ближайшей остановке.
На посошок
• Какое из собственных выступлений запомнилось вам больше всего?
- Их было так много - в рабочих, студенческих аудиториях, перед строителями БАМа, делегатами партийных съездов. Помню, как тогдашний генсек Леонид Ильич Брежнев лично пожал руки музыкантам нашего ВИА и спросил у администрации: “А их покормили?” В тот вечер я забыл за кулисами смычок от контрабаса и долгое время не мог получить его назад, пришлось даже писать заявление. Но самым курьезным, пожалуй, оказалось спецвыступление для четырех персон. Это были Виктор Черномырдин и Леонид Кучма с женами. Они собрались в президентской резиденции, а в качестве культурной программы к ним привезли ведущего, певицу, исполняющую народные песни, и “Самоцветы”. Выступали по очереди и артисты, и хозяева. Леонид Кучма взял гитару. Потом нас долго не отпускала охрана, сказали, что “зрители” хотят еще спеть с нами на посошок. Посошок затянулся до рассвета. Мы потом еще долго с друзьями, шутя, выясняли, кто перед кем выступал...
На прощание Юрий Федорович подарил мне диск “Самоцветов”. Я искренне обрадовалась, потому что купить его, как ни старалась, не могла.
Лариса СУЕТЕНКО