ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Налоговые путы

Налоговые путы

В последний день своей работы Государственная дума приняла в 3-м окончательном чтении закон, предусматривающий снижение @ с 1 января 2004 г. ставки @ налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18%. Закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" - поддержали 314 депутатов при необходимых для принятия решения 226 голосах, против проголосовали 17, один воздержался.
Однако, несмотря на единодушие депутатов, у решения о снижении НДС есть критики. По мнению независимых экспертов, заявления о пользе снижения НДС отражают узкий взгляд на проблему налогообложения, характерный для индивидуального производителя. При этом не учитывается тот факт, что общее снижение ставки НДС не даст существенного выигрыша всем производителям, а приведет лишь к увеличению реальных располагаемых доходов домохозяйств. Увеличение средств на счетах предприятий, возможно, и произойдет, но это будет временный эффект, который быстро нивелируется общим равномерным снижением уровня цен в экономике (или единовременным снижением темпа инфляции).
В этом смысле гораздо важнее ускорение сроков возврата НДС для инвестиционных объектов, полагают эксперты. На практике предприятие должно дождаться сдачи объекта для подачи заявки на возврат финансовых средств, а затем еще ждать рассмотрения вопроса налоговыми органами. Чем длиннее суммарный срок удержания НДС, тем выше эффективный уровень налогообложения производства. Данный механизм означает частичное обложение НДС инвестиционных товаров, что, без сомнения, негативно сказывается на развитии экономики. Это особенно важно для России, испытывающей недостаток инвестиций для развития обрабатывающих отраслей.
Как известно, правительство в начале года намеревалось устранить этот дефект действующей системы, но в конечном итоге ограничилось лишь решением о снижении номинальной ставки НДС и сокращении сроков возврата НДС экспортерам. Однако сокращение налоговой нагрузки на потребление при сохранении фактической налоговой нагрузки на инвестиции – по мнению некоторых экспертов, само по себе неверный шаг. Выбранное к тому же в качестве приоритета снижение налогового бремени экспортеров, а не реальных инвесторов отвечает скорее групповым интересам сырьевых секторов, нежели задачам развития экономики.
В отличие от НДС налог на заработную плату (ЕСН) оказывает очень неравномерное воздействие на различные сектора экономики. Между ними имеются значительные отличия по долям труда, капитала и природных факторов в добавленных стоимостях. Это ведет к неравномерной налоговой нагрузке, которая усугубляется различными возможностями предприятий в уклонении от уплаты ЕСН. Для России такое различие служит одним из основных препятствий для экономического роста, поскольку доли труда низки в добывающем секторе и высоки в отраслях, способных к генерации устойчивого роста. Поэтому снижение НДС вместо ЕСН дополнительно усиливает преимущества добывающих секторов и ослабляет позиции обрабатывающих (особенно высокотехнологичных) с высокой интенсивностью задействования человеческого капитала.
Снижение ставки НДС приведет к чистым потерям для бюджета, поскольку на сегодняшний день это наиболее эффективно администрируемый налог, отмечают эксперты. Возможности дальнейшего увеличения собираемости НДС за счет снижения его номинальной ставки в российской экономике отсутствуют. Напротив, непосредственный фискальный эффект снижения ставки ЕСН или усиления регрессии по данному налогу заключается в дальнейшей легализации заработных плат и росте бюджетных доходов. Кроме того, долговременный эффект этой меры состоит в снижении стоимости создания рабочих мест и повышении отдачи на производственные инвестиции. Уменьшатся искажающие влияния ЕСН на производство в межотраслевом разрезе. Поэтому снижение ЕСН гораздо важнее для поддержки сбалансированного инвестиционного роста экономики, чем снижение НДС.
Помимо отрицательных фискальных эффектов снижение НДС без соответствующего сокращения налогов на производство (ЕСН и налога на прибыль) приведет к возникновению макроэкономических дисбалансов, считают эксперты. Благодаря замедлению роста (или снижению) общего уровня цен могут временно увеличиться реальные располагаемые доходы и богатство населения, что повысит конечный спрос. Однако при отсутствии дополнительных стимулов к расширению внутреннего производства это даст толчок к росту импорта и усилит инфляционные тенденции. Повышение спроса на импорт произойдет также благодаря его более высокой эластичности по доходам по сравнению с отечественными заменителями. Таким образом, чистый эффект от снижения НДС (вместо ЕСН) на экономический рост будет скорее всего негативным.
В то же время, предполагаемое снижение ставки НДС не так значимо, чтобы подобные эффекты проявились ощутимым образом. В данном случае, по мнению независимых экспертов, важны понимание логики макроэкономических последствий от принятой меры и оценка принципиальной ошибочности избранной правительством стратегии налоговой реформы (хотя называть предпринимаемые "микроскопические" действия в фискальной сфере налоговой реформой можно лишь с большой натяжкой).
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту