Религия: для кого и в чьих руках?

Религия: для кого и в чьих руках?

Свобода религии, свобода верования и свобода совести гарантированы многими международными @ соглашениями, например, @ Статьей 18 Всеобщей Декларации прав человека. Состояние религиозной свободы в мире стало темой исследования американской Комиссии по свободе вероисповедания. Результаты исследования были изложены в докладе, автор которого профессор истории Йельского университета Фируз Казимзадэ обратил особое внимание на ситуацию со свободой вероисповедания в странах постсоветского пространства.
В некоторых странах бывшего Советского Союза, например, в Туркменистане, никакой религиозной свободы вообще нет, указывается в докладе. Что же касается России, то здесь, за исключением негативного отношения к некоторым протестантским группам, свобода религии существует. В то же время в США до сих пор существует поправка Джексона-Вэника, которая наказывала в свое время Россию за преследование религиозных меньшинств. Согласно ей Соединенные Штаты продолжают принимать российских иммигрантов на том основании, что они являются приверженцами некоторых преследуемых религиозных конфессий в России. Комментируя ситуацию со свободой религии в России, Ф.Казимзадэ в интервью VOA подчеркнул, что федеральное правительство относится к религиозной свободе лучше, чем некоторые местные государственные органы, что объясняется влиянием местных православных священников, потому что они пользуются иногда государством для того, чтобы ставить преграды распространению других религий. Не имеющим достаточных оснований признано негативное отношение в России к религиозным конфессиям, в частности, к мусульманству, которое периодически отмечается в контексте борьбы с терроризмом. Также несоответствующими действительности признаны обвинения Армии спасения в том, что это якобы военная организация.
А между тем, по обобщенным данным соцопросов, подавляющее число россиян – от 70 до 80% - считает своей религией православие. В начале июня ROMIR Monitoring провел исследование, посвященное изучению отношения граждан России к деятельности Русской Православной Церкви и её предстоятеля - Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Отвечая на вопрос: «Как бы Вы оценили деятельность Патриарха Московского и всея Руси Алексея II для общества и страны в целом?», россияне сказали: положительно – 47%, нейтрально – 44%, отрицательно – 5%, затрудняюсь ответить – 4%. Также социологи спросили респондентов: «Как Вы считаете, оказывает ли в настоящее время Русская Православная Церковь влияние на общественно-политические процессы в России, и если да, то какое?». Да, положительное влияние – ответили 38%. Да, отрицательное влияние – сказали 4%. Оказывает влияние, но какое, сказать сложно – 33%. Не оказывает влияния – 18%. Затруднились ответить 7%. Таким образом, большинство опрошенных положительно оценивает влияние Русской Православной Церкви на общественно-политические процессы в нашей стране, а также деятельность её руководителя.
Одним из стратегических оппонентов российского православия является католичество, хотя причины этого антагонизма не лежат на поверхности – в России так мало сторонников этой религии, что опасаться за уменьшение православной паствы не приходится. Представители РПЦ комментировать данный факт не любят, поэтому мнение священника Глеба Якунина, соратника Александра Меня и главы Комитета Защиты Свободы Совести, высказанное им как-то на страницах WPF, выглядит довольно любопытным:
«Много лет назад Ельцин понял - необходима сильная идеология, чтобы построить мощное государство. И была использована проверенная схема: в России много столетий главная идеология – «Москва-Третий Рим». Эта идеология подразумевает желание создать могучую империю, такую же, как некогда Византийская. Именно из Византии в Россию пришла идея цезарепапизма, подразумевающая, что церковь видит над собой не Бога, а царя. Культ личности царя очень привлекает современную российскую власть, которая хлебнула стихию демократии. Коммунистическая партия рухнула, и было проще всего вместо исчезнувшего Идеологического Отдела ЦК КПСС взять готовый и полностью управляемый институт, который называется Московской Патриархией. Ведь церковь всегда поддерживала не только благие начинания императора, а вечно безмолвствовала и одобряла каждый шаг власти. Представители церкви ни разу не выступили если не с осуждением, то хотя бы с публичным ходатайствованием к власти об облегчении жизни народа. Московская Патриархия не осудила гибель мирных жителей на чеченской войне и бесчинства, совершаемые там нашей стороной. Наоборот, священники благословляют танки, пушки, военные корабли и дошли до того, что Патриарх благословил баллистические ракеты, а митрополит, глава Иностранного отдела Московской Патриархии Кирилл даже объявил, что ракеты НАТО – бесовские, а наши ядерные ракеты – святые. И великомученица Варвара назначена покровительницей наших святых ракет, которые направлены на Нью-Йорк, Париж и Лондон...
Сталин в 1943 году создал Московскую Патриархию – структуру с жесткой вертикалью власти, которая контролировала все и вся. Никогда в ней не было и в помине никакой демократии – на церковном языке - «соборности». И всегда она управлялась КГБ. Чего же больше, если нынешний Патриарх Алексий Второй, согласно документам из Центрального Архива КГБ, с 1958 года является агентом госбезопасности под псевдонимом «Дроздов» и даже в 1988 году был удостоен почетной грамоты КГБ СССР. А сейчас Московская Патриархия, за счет своей близости с властью, зарабатывает огромные деньги. Она получила от государства невероятные льготы и торговала алмазами, золотом, табаком... Ее дочерние структуры, занимавшиеся нефтью, получили доход в $500 млн. Один Николо-Угрешский монастырь, который контролируется лично Патриархом, беспошлинно провез в Россию невероятное количество греческих коньяков. А официально ее иерархи заявляют, что весь бюджет Патриархии составляет $1 млн. Вокруг Московской Патриархии кормилось и кормится громадное количество чиновников. Мои обращения в Прокуратуру ни к чему не привели – там отказались начать расследование, сообщив, что церковь отделена от государства».
Что же касается католичества, то за последние 25 лет в мире стало на 40% больше католиков, число которых достигло 1,1 млрд. человек. Об этом говорится в ежегодном статистическом ежегоднике Ватикана "Annuarium Statisticum Ecclesiae". Больше, чем на других континентах, католиков в Латинской Америке – 460 млн. Однако наибольший прирост приверженцев этой ветви христианства – на 150% за время пребывания в сане епископа Рима Иоанна Павла Второго – наблюдался за минувшие годы в Африке, где, например, в 2001 году насчитывалось 136 млн. католиков. Первые три места по численности католического населения занимают Бразилия (147 млн.), Мексика (91 млн.) и США (64 млн.). В Европе всего 280 млн. католиков. В Германии – больше всего (27,4 млн. человек). В последнее время наблюдается большой приток учащихся в католические школы Европы. Зачастую они даже не могут справиться с наплывом желающих: в Европе в католические школы ходят 7,5 миллиона детей. В Бельгии процент учеников в католических школах составляет 50%, во Франции и Испании – 20%, в Италии – 10%, в Германии – 3%.
По мнению председателя комиссии по вопросам школьного образования Епископата Германии, епископа из Мюнхена Энгельберта Зиблера, причина повышенного интереса к обучению детей в католических школах состоит в том, что родители хотят, чтобы их дети получили воспитание, ориентированное не только на потребности экономики и карьеру. Все больше матерей и отцов проявляют заинтересованность в том, чтобы их дети приобщились к христианским ценностям, чтобы им были привиты правила поведения в обществе.
По данным DW-World.de, католическая церковь является второй после государства структурой по количеству подведомственных школ. Специфический профиль католической школы пользуется успехом и должен поддерживаться и дальше, - считает кардинал из Вены Кристоф Шёнборн, председатель Епископата Австрии. По его мнению, урок религии является важным элементом идентичности для молодых людей - в его рамках поддерживается живой диалог о великих вопросах человечества и удовлетворяются духовные потребности. Кроме того, современные молодые люди получают так мало религиозного образования, что христианство несет в себе для них эффект новизны, а это большой шанс для католических школ, - заявил кардинал Кристоф Шёнборн.
Касаясь ситуации в США, страны очень религиозной, стоит отметить один из главных постулатов: Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Согласно результатам всех социологических исследований, проведенных в США за последние 70 лет, не менее 90% опрошенных заявляют о своей вере в Бога. 61% американцев считают, что роль религии в жизни человека "исключительно важна", 24% - "достаточно важна". Только 14% считают, что религия не оказывает влияния на жизнь. У 1% нет определенного мнения.
Ни один другой институт американского общества не оказывает более благотворного влияния, чем церковь, отмечает WPF. Религиозные чувства становятся в США мощным источником добровольной и бескорыстной помощи людям. Половина американцев тратит два-три часа в неделю на подобную работу. В большинстве случаев добровольцы связаны с церковью. Благодаря церквам возникали не только больницы и богадельни, университеты, школы, детские сады и ясли, но и представления о человеческом достоинстве и даже само понятие демократии. Девять из десяти прихожан делают пожертвования на благотворительные цели, только 70% менее религиозных американцев делают то же самое. 78% жертвуют вещи благотворительным организациями, среди не принадлежащих к религиозным объединениям эта доля составляет примерно 66%.
Религия рано начинает вдохновлять людей на участие в добровольном служении обществу и благотворительные пожертвования. Из 76% подростков и юношей, заявивших о своей принадлежности к религиозным институтам, 62% занимались добровольной общественной деятельностью и 56% делали благотворительные пожертвования. Те, кто не считает себе принадлежащим к какой-либо религии, гораздо реже участвует в общественной деятельности (44%) или занимаются благотворительностью (25%). Основываясь на подобных данных, администрация Буша планирует передать религиозным организациям значительное число функций (и федеральных средств) по социальной защите населения. Это решение, скорее всего, не вызовет протестов. 40% американцев считают, что религиозные группы лучше всего помогают обездоленным. Работу государственных служб высоко оценили только 28% опрошенных.
Также стоит отметить, что религиозность в США считается одним из необходимых компонентов для совершения политической карьеры. При этом, по мнению избирателей, политический деятель должен быть верующим человеком, но не настолько, чтобы рекламировать свою принадлежность к той или иной конфессии. Подчеркнутая близость политика к определенным религиозным институтам большинством жителей США воспринимается скорее как недостаток, чем как достоинство. Согласно опросам, проведенным в 2000 году перед президентскими выборами, 70% опрошенных заявили, что кандидат в президенты обязан быть строго религиозным человеком. Но при этом половина опрошенных считает неправильным, если политик публично заявляет о своей принадлежности к той или иной конфессии.
Кроме того, иногда религиозность политика может автоматически подставить его под удар иных общественных организаций. К примеру, генеральный прокурор США Джон Эшкрофт равно известен своей религиозностью и отрицательным отношением к абортам. Это в свою очередь автоматически делает его врагом влиятельных женских организаций и организаций, защищающих права человека. Эшкрофт в 2000 году проиграл губернаторские выборы в штате Миссури, в частности, из-за того, что в глазах избирателей его истовая религиозность и консерватизм воспринимались как угроза. И наоборот, на выборах губернатора штата Нью-Джерси победа Джима МакГриви была достигнута в титанической борьбе не с конкурентами, а с местным католическим епископом. МакГриви выступал за легализацию абортов, а епископ призывал избирателей-католиков не отдавать свои голоса за "убийцу детей". В результате политик сдался и убрал аборты из своей программы.
Возвращаясь к России с ее подавляющим влиянием православия на менталитет людей, многих вышеперечисленных черт, свойственных Европе и США, прежде всего, широкой социальной направленности деятельности верующих, не замечаешь. Религиозность наших политиков проявляется в популистских посещениях торжественных церковных мероприятий и визитах в святые места, которые подчас выглядят очень неискренними. Да и следование библейским заповедям у них не в чести... Можно ли в таких условиях говорить о возрождении нравственности и достойном воспитании граждан? Отнюдь…
Оценить статью
(0)