Великий и могучий

Психологи утверждают, что отношение к нам на 30% определяется тем, что мы говорим, а на 70% - как мы это говорим. Качество нашей речи – центральный элемент производимого нами впечатления. И если при непосредственном разговоре есть и другие факторы убедительности, то при беседе по телефону – это единственный. Что же мешает восприятию речи? Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие – вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются сегодня. «4women» рассказывает, на что надо обратить внимание в первую очередь.
Штампы в речи
Это затасканные, избитые выражения. Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но значительно перегружают его речь. Шаблонность речи иногда вызывает так называемый эффект опережающего окончания, из-за которого оратор оказывается в очень неловком положении. Например, вслед за словами лектора: «Нам необходимо поднять …» один из слушателей радостно восклицает: «… на недосягаемую высоту!»
Канцеляризмы
Это речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического языка, которые лишают общение его яркости и образности. К ним могут быть отнесены выражения типа: «в отчетный период», «зафиксировать число опоздавших», «по линии удовлетворения социальных потребностей населения», «оказать всемерную поддержку».
Вульгаризмы Это нелитературные или неправильные по грамматической форме слова и выражения: «заткнуть глотку», «дать лапу», «мордой об стол».
Многословие
Неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно.
Слова-паразиты
Слова и фразы, не несущие никакой информации, но часто и неуместно используемые оратором. Типичная «болезнь» многих – злоупотребление словами-паразитами: «так сказать», «это самое», «ну», «вот», «это», «в этом деле», «значит, так».
Ошибки произношения
Среди типичных ошибок наиболее распространенной является неверная расстановка ударений. Некоторые проявления малограмотности способны шокировать: «мы хочем», «более доступнее», «я ложу».
Недостаточная грамотность
Как ни больно это осознавать, необходимо констатировать факт: общая грамотность нашего населения не повышается. Даже с телеэкрана слышны ошибки. Например, чего стоит прозвучавшая сотни раз реклама, в которой «одевают подгузники на малыша» (вместо «надевают»)!
Склонение числительных
Сегодня это камень преткновения для многих, в том числе и для говорящих в эфире. Вот некоторые образчики: «Большой театр открывает двухсотпятнадцатый сезон». «Благосостояние характеризуется порядка двумястами показателей». Еще один часто встречающийся вид ошибок – нарушение правила: в названиях дат слово, обозначающее месяц, не меняется и всегда стоит в родительном падеже – «девятого мая», «к девятому мая».
Ошибочное употребление слов
- тавтология, то есть ненужное повторение сказанного: «Рабочие вновь возобновили работу», «в сентябре месяце», «самый максимальный»; - искажение устойчивых оборотов: «Тогдашний президент Франции резко повернул крен на сближение с нами»;
- смешение паронимов (слов, схожих по звучанию, но имеющих разное значение): «Всем нам нужно учиться хозяйничать» (вместо «хозяйствовать»); - использование слова в несвойственном ему значении: «Это был очень опытный, доскональный инженер».
Построение фраз
Установлено, что фраза, состоящая из 10 - 13 слов, воспринимается наилучшим образом, состоящая из 14 – 18 слов – хорошо, из 25 – 30 – с трудом; фраза, насчитывающая более 30 слов, практически не воспринимается.
Проявление неуверенности Слова-вставки, служащие для выражения некой неопределенности, выдают неуверенность говорящего. Например: «если хотите», «я бы сказал», «в известной степени». Наоборот, речь уверенного в себе человека изобилует словами «великолепно», «разумеется», «именно так».
Оценить статью
(0)