Сложно поймать черную кошку в темной комнате, еще труднее отличить террориста от обычного @ человека – придется проверять @ поголовно всех. Однако профессиональным спецслужбам задача тотального наблюдения за поведением граждан в местах их большого скопления по плечу. На днях в распоряжение агентства Associated Press попал проект под названием "Видеть в зоне боевых действий". Речь идет о разработке Пентагона уникальной системы городского наблюдения, которая позволит отслеживать передвижение всех "подозрительных" машин за пределами США, в частности, обеспечить более надежную защиту американским войскам, находящимся за рубежом. В местах, которые американские военные считают зонами риска, в частности, в местах вблизи американских военных баз и посольств, будут установлены тысячи камер видеонаблюдения. Кадры, отснятые видеокамерами, будут посылаться на компьютер, программа которого сможет идентифицировать машины по их размерам, цвету и номерным знакам. Таким образом, можно будет узнать, находится ли данная машина в угоне или используется террористами.
По данным Liberation, эта новость вызвала оживленную реакцию со стороны правозащитных организаций, которые заявили, что новая технология может быть также использована в США для слежки за американскими гражданами. Пентагон ответил, что пока проект находится лишь на стадии разработки и может иметь исключительно военное применение.
Однако как найти грань между военными и разведывательными целями, если одни вытекают из других? В космосе в настоящий момент на околоземной орбите обращаются примерно 550 спутников, примерно половина из них принадлежит США (из них половина – коммерческие). По прогнозу журнала Air Force, в ближайшие пять лет мир затратит на космические программы $500 млрд., будет запущено 1-1.5 тыс. новых спутников. Многие из них будут военными, причем часть коммерческих спутников будут в той или иной степени обслуживать интересы вооруженных сил и разведок мира. США, к примеру, используют для военных нужд гражданские спутники: Globalstar, Intelsat, Immarsat (обеспечивают работу систем связи), Ikonos (детальные фотографии земной поверхности) и др. На долю США сегодня приходится более 60% рынка производства электрооптических устройств для космических аппаратов. И, как прогнозирует исследовательская фирма Forecast International, объем этого рынка в течение ближайших десяти лет достигнет $15.7 млрд., причем многие его сегменты полностью будут контролироваться американскими фирмами (лидерами в этой сфере являются компании Lockheed Martin, Raytheon, Rafael, Northrop Grumman, Boeing).
Помимо технических средств, установлению контроля над гражданами способствуют и американские законы. Все помнят, как в октябре 2001 года американский сенат одобрил антитеррористический билль, дающий правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Закон, получивший название "Патриотический акт", был принят в ответ на нападение на Соединенные Штаты 11 сентября. В нем содержалась серия мер, расширяющих полномочия полиции и федеральных агентств, а также ужесточающих банковское и иммиграционное законодательство. В частности, расширялись права ФБР по подслушиванию и электронной слежке, усиливались наказания за укрывательство или финансирование террористов.
"Патриотический акт" был принят конгрессом всего за шесть недель, хотя обычно для принятия такого крупного законопроекта требуются месяцы. Заявления критиков о том, что билль представляет угрозу гражданским свободам, Вашингтон проигнорировал. "Эти ничем не сдерживаемые полномочия могут быть использованы против американских граждан, не находящихся под следствием, против иммигрантов, которые законно находятся в пределах нашей страны", - заявила тогда директор Американского cоюза гражданских свобод Лора Мерфи. Белый дом ее слова не услышал.
Однако дальнейшие попытки Вашингтона ужесточить контроль над поведением граждан успехом не увенчались. В марте прошлого года президент Буш предложил создать набор инициатив, ставивших себе целью привлечь простых американцев к борьбе с терроризмом. Речь шла о Системе сбора информации о терроризме и его предотвращении (TIPS). В проекте, разработанном Министерством юстиции США, говорилось, что TIPS - "это национальная система донесения о подозрительной и в потенциале связанной с терроризмом деятельности", включающая "миллионы американцев, которые по ходу своей повседневной работы имеют уникальную возможность увидеть в общественных местах потенциально подозрительную или необычную деятельность".
Министр юстиции Джон Эшкрофт предложил привлечь десятки тысяч американцев к слежке за подозрительными лицами, однако это предложение под натиском правозащитников и влиятельных членов конгресса даже не было рассмотрено. Характерно, что против проекта выступил глава республиканского большинства в палате представителей Дик Арми, настоявший на том, чтобы в законопроект о создании министерства внутренней безопасности был включен пункт об упразднении этого начинания.
Поучительны ли эти примеры для наших спецслужб, которые, в силу отсутствия финансовых средств на высокоточное разведывательное обеспечение рассчитывать не могут? Вряд ли. Ведь они имеют возможность до бесконечности ужесточать меры работы с населением и добиваться заданного результата, чего бы это ни стоило. К тому же, далекий от общественного контроля российский парламент всегда утрет нос американскому конгрессу, а Джордж Буш не умеет проводить нужные решения Указами...
По данным Liberation, эта новость вызвала оживленную реакцию со стороны правозащитных организаций, которые заявили, что новая технология может быть также использована в США для слежки за американскими гражданами. Пентагон ответил, что пока проект находится лишь на стадии разработки и может иметь исключительно военное применение.
Однако как найти грань между военными и разведывательными целями, если одни вытекают из других? В космосе в настоящий момент на околоземной орбите обращаются примерно 550 спутников, примерно половина из них принадлежит США (из них половина – коммерческие). По прогнозу журнала Air Force, в ближайшие пять лет мир затратит на космические программы $500 млрд., будет запущено 1-1.5 тыс. новых спутников. Многие из них будут военными, причем часть коммерческих спутников будут в той или иной степени обслуживать интересы вооруженных сил и разведок мира. США, к примеру, используют для военных нужд гражданские спутники: Globalstar, Intelsat, Immarsat (обеспечивают работу систем связи), Ikonos (детальные фотографии земной поверхности) и др. На долю США сегодня приходится более 60% рынка производства электрооптических устройств для космических аппаратов. И, как прогнозирует исследовательская фирма Forecast International, объем этого рынка в течение ближайших десяти лет достигнет $15.7 млрд., причем многие его сегменты полностью будут контролироваться американскими фирмами (лидерами в этой сфере являются компании Lockheed Martin, Raytheon, Rafael, Northrop Grumman, Boeing).
Помимо технических средств, установлению контроля над гражданами способствуют и американские законы. Все помнят, как в октябре 2001 года американский сенат одобрил антитеррористический билль, дающий правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Закон, получивший название "Патриотический акт", был принят в ответ на нападение на Соединенные Штаты 11 сентября. В нем содержалась серия мер, расширяющих полномочия полиции и федеральных агентств, а также ужесточающих банковское и иммиграционное законодательство. В частности, расширялись права ФБР по подслушиванию и электронной слежке, усиливались наказания за укрывательство или финансирование террористов.
"Патриотический акт" был принят конгрессом всего за шесть недель, хотя обычно для принятия такого крупного законопроекта требуются месяцы. Заявления критиков о том, что билль представляет угрозу гражданским свободам, Вашингтон проигнорировал. "Эти ничем не сдерживаемые полномочия могут быть использованы против американских граждан, не находящихся под следствием, против иммигрантов, которые законно находятся в пределах нашей страны", - заявила тогда директор Американского cоюза гражданских свобод Лора Мерфи. Белый дом ее слова не услышал.
Однако дальнейшие попытки Вашингтона ужесточить контроль над поведением граждан успехом не увенчались. В марте прошлого года президент Буш предложил создать набор инициатив, ставивших себе целью привлечь простых американцев к борьбе с терроризмом. Речь шла о Системе сбора информации о терроризме и его предотвращении (TIPS). В проекте, разработанном Министерством юстиции США, говорилось, что TIPS - "это национальная система донесения о подозрительной и в потенциале связанной с терроризмом деятельности", включающая "миллионы американцев, которые по ходу своей повседневной работы имеют уникальную возможность увидеть в общественных местах потенциально подозрительную или необычную деятельность".
Министр юстиции Джон Эшкрофт предложил привлечь десятки тысяч американцев к слежке за подозрительными лицами, однако это предложение под натиском правозащитников и влиятельных членов конгресса даже не было рассмотрено. Характерно, что против проекта выступил глава республиканского большинства в палате представителей Дик Арми, настоявший на том, чтобы в законопроект о создании министерства внутренней безопасности был включен пункт об упразднении этого начинания.
Поучительны ли эти примеры для наших спецслужб, которые, в силу отсутствия финансовых средств на высокоточное разведывательное обеспечение рассчитывать не могут? Вряд ли. Ведь они имеют возможность до бесконечности ужесточать меры работы с населением и добиваться заданного результата, чего бы это ни стоило. К тому же, далекий от общественного контроля российский парламент всегда утрет нос американскому конгрессу, а Джордж Буш не умеет проводить нужные решения Указами...