Он познакомился с Беллой случайно, она забежала к ним в дом по-соседски. Сердце рванулось навстречу - судьба. А Белла? Ей понравился этот парень, но... Время покажет.
Марк уехал в Париж. Пролетели четыре года. И вновь Витебск. Теперь уже нет сомнений, они решили пожениться. Сомнения были у родителей. Отец Беллы Розенфельд владел тремя ювелирными магазинами, в витринах которых “переливались всеми цветами радуги драгоценные кольца, броши и браслеты”. Сказочная роскошь. Розенфельд обожает свою дочь, а Башенька что выдумала, выбрала сына селедочника. Да еще художника! “Куда это годится,- горестно качал он головой. - Что скажут люди?”
Родители Марка тоже не в восторге: Розенфельды лакомятся виноградом, а Шагалы - луком.
Но что влюбленной девушке до этого. Она по утрам и вечерам таскала Марку в мастерскую “теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок”.
А Белла вспоминала, как в день рождения возлюбленного она собрала у себя дома яркие платки, нарвала в саду синие цветы и украсила комнату Марка: “Я все еще держала цветы. Сначала порывалась поставить их в воду. Но очень скоро про них забыла. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком”. Потолок раздвинулся и - влюбленные устремились в синеву витебского неба.
Ученые называют это “метафорой обретенного счастья”, а Марк Захарович был проще в определении: “С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит в моих картинах, озаряет мой путь в искусстве”.
Всю свою любовь к Марку, всю нежность и трепетность чувства передала Белла в своей книге “Горящие огни” (иллюстрированной ее гениальным мужем). Но вы не найдете Шагала на ее страницах, там витает его дух, ибо он, Шагал, “похож на блуждающую звезду. Она неуловима. То просияет пронзительно-холодным светом, то затуманится и скроется из виду. А имя! Носить такое имя! Как перезвон колоколов!”
Белла Розенфельд была незаурядным человеком. Она получила прекрасное образование, изучала в Москве историю и философию. Но замужество, переезд за границу поставили точку на ее карьере. Она посвятила себя мужу и дочери.
Их свадьба летом 1915 года была более чем скромной. На свадьбу жених опоздал.
Молодые сидели под красным балдахином и не могли дождаться того момента, когда окажутся вдвоем. Он сжимал ее хрупкие пальцы и мечтал обнять ее, целовать...
Она наполнила собой его жизнь, все ею вдохновлено. Вспомните “Ландыши” (1916). Это подарок ей, жене, возлюбленной, Белле. Все созданное в эти годы напоила любовь к Белле. Их любовь парит над городом: “Над городом”, “Голубые любовники”, “Прогулка”, в которой “Шагал держит Беллу как знамя”. А ее портреты “Белла у стола”, “Белла на террасе”, “Белла и Ида у окна”... Она над миром, она над ними: мужем и малышкой Идой, делающей свои первые шаги.
Летом 1922 года Шагал с семьей покидает Россию и уезжает в Берлин, а через год, получив письмо одного из друзей с призывом: “Приезжай, ты известен”, переезжает в Париж.
Жизнь любого человека далека от идиллии, Шагал не исключение. Поиск и борьба составили ее суть. Его жизнь посвящена искусству, жизнь Беллы - ему. Она создала ту атмосферу любви, которая помогла его творчеству, помогла пережить кошмар нацизма.
Беда пришла осенью 1944 года - тяжело заболела Белла. Лечение не помогло. Кончина жены - страшный удар. Только весной 1945 года он вновь взял в руки кисть.
Марк Захарович скончался 28 марта 1985 года и похоронен на кладбище в Сен-Поль-де-Ванс. Рассказывают, это случилось, когда он в кресле-качалке поднимался на лифте на второй этаж.
Он улетел в небо... в Витебск... к Белле.
Анна БЕЗЕЛЯНСКАЯ
Марк уехал в Париж. Пролетели четыре года. И вновь Витебск. Теперь уже нет сомнений, они решили пожениться. Сомнения были у родителей. Отец Беллы Розенфельд владел тремя ювелирными магазинами, в витринах которых “переливались всеми цветами радуги драгоценные кольца, броши и браслеты”. Сказочная роскошь. Розенфельд обожает свою дочь, а Башенька что выдумала, выбрала сына селедочника. Да еще художника! “Куда это годится,- горестно качал он головой. - Что скажут люди?”
Родители Марка тоже не в восторге: Розенфельды лакомятся виноградом, а Шагалы - луком.
Но что влюбленной девушке до этого. Она по утрам и вечерам таскала Марку в мастерскую “теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок”.
А Белла вспоминала, как в день рождения возлюбленного она собрала у себя дома яркие платки, нарвала в саду синие цветы и украсила комнату Марка: “Я все еще держала цветы. Сначала порывалась поставить их в воду. Но очень скоро про них забыла. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком”. Потолок раздвинулся и - влюбленные устремились в синеву витебского неба.
Ученые называют это “метафорой обретенного счастья”, а Марк Захарович был проще в определении: “С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит в моих картинах, озаряет мой путь в искусстве”.
Всю свою любовь к Марку, всю нежность и трепетность чувства передала Белла в своей книге “Горящие огни” (иллюстрированной ее гениальным мужем). Но вы не найдете Шагала на ее страницах, там витает его дух, ибо он, Шагал, “похож на блуждающую звезду. Она неуловима. То просияет пронзительно-холодным светом, то затуманится и скроется из виду. А имя! Носить такое имя! Как перезвон колоколов!”
Белла Розенфельд была незаурядным человеком. Она получила прекрасное образование, изучала в Москве историю и философию. Но замужество, переезд за границу поставили точку на ее карьере. Она посвятила себя мужу и дочери.
Их свадьба летом 1915 года была более чем скромной. На свадьбу жених опоздал.
Молодые сидели под красным балдахином и не могли дождаться того момента, когда окажутся вдвоем. Он сжимал ее хрупкие пальцы и мечтал обнять ее, целовать...
Она наполнила собой его жизнь, все ею вдохновлено. Вспомните “Ландыши” (1916). Это подарок ей, жене, возлюбленной, Белле. Все созданное в эти годы напоила любовь к Белле. Их любовь парит над городом: “Над городом”, “Голубые любовники”, “Прогулка”, в которой “Шагал держит Беллу как знамя”. А ее портреты “Белла у стола”, “Белла на террасе”, “Белла и Ида у окна”... Она над миром, она над ними: мужем и малышкой Идой, делающей свои первые шаги.
Летом 1922 года Шагал с семьей покидает Россию и уезжает в Берлин, а через год, получив письмо одного из друзей с призывом: “Приезжай, ты известен”, переезжает в Париж.
Жизнь любого человека далека от идиллии, Шагал не исключение. Поиск и борьба составили ее суть. Его жизнь посвящена искусству, жизнь Беллы - ему. Она создала ту атмосферу любви, которая помогла его творчеству, помогла пережить кошмар нацизма.
Беда пришла осенью 1944 года - тяжело заболела Белла. Лечение не помогло. Кончина жены - страшный удар. Только весной 1945 года он вновь взял в руки кисть.
Марк Захарович скончался 28 марта 1985 года и похоронен на кладбище в Сен-Поль-де-Ванс. Рассказывают, это случилось, когда он в кресле-качалке поднимался на лифте на второй этаж.
Он улетел в небо... в Витебск... к Белле.
Анна БЕЗЕЛЯНСКАЯ