Спецслужбы проиграли ЮКОСу

Спецслужбы проиграли ЮКОСу

Вряд ли кто-нибудь станет добиваться того, чтобы стать центром внимания общественного мнения и СМИ таким путем, @ как это было проделано с ЮКОСом. Хотя @ размах затеянной спецслужбами PR-кампании и на самом деле оказался всемирным. Что получат они в результате? Именно они, а не ЮКОС, который по мере развития охоты на ведьм все более обретает ореол мученика?
Как показало исследование, проведенное фондом «Общественное мнение», о нефтяной компании ЮКОС знают или хотя бы что-то слышали 67% россиян. Среди жителей мегаполисов, включая Москву, и больших городов этот показатель составляет 75-77%. Причем у 20% наших сограждан сложилось положительное отношение к ЮКОСу, у 17% - отрицательное.
Заметный перевес позитивных оценок наблюдается среди участников опроса моложе 35 лет (32:7), респондентов, имеющих высшее образование (26:18), а также у сторонников "Единой России" (27:13) и В.Путина (24:13). (О парадоксальности разницы во взглядах мы уже писали, когда сообщали, что в то время как лидер партии «Единая Россия» Б.Грызлов является вдохновителем начавшейся борьбы с крупными предпринимателями, партийцы намерены создать специальные организации для защиты их прав). Отрицательное отношение к ЮКОСу преобладает лишь у приверженцев КПРФ (11% относятся хорошо, а 24% - плохо) и "голосующих" за Г.Зюганова (8:26).
Заявившие о хорошем отношении к ЮКОСу объясняют свою позицию тем, что, с их точки зрения, эта компания играет значительную роль в развитии экономики России: пополняет бюджет налогами, обеспечивает страну топливом, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции - 5%. Такая же доля опрошенных отмечает, что ЮКОС - это успешная компания, производящая качественную продукцию. 2% респондентов говорят, что им нравится социальная политика ЮКОСа. С одной стороны, сотрудники компании получают хорошую зарплату, с другой - оказывается помощь пенсионерам, детям, учебным заведениям и т.д.
Другие (2%) мотивировали свое положительное отношение, ссылаясь на в целом позитивный образ ЮКОСа. Некоторые (1%) судят обо всей компании по работе автозаправок ЮКОСа, где высокий уровень обслуживания, качественный бензин и "реальные цены".
Респонденты, отрицательно относящиеся к ЮКОСу, чаще всего говорят не о тех или иных конкретных недостатках этой компании, а просто утверждают, что "крупные компании, - это всегда воровство" и что "нефть должна принадлежать государству", т.к. "дары природы - общие" - 7%. Продолжают эту мысль респонденты (3%), которые уверены, что компании вроде ЮКОСа "грабят народ" и недра Родины (1%). 2%, отвечая на этот вопрос, припомнили ЮКОСу, что "бензин подорожал".
Таким образом, позитивное отношение к компании демонстрируют респонденты, которые имеют определенное представление о ее деятельности, негативное же - те, кто просто не любит все крупные и вообще частные фирмы, руководствуясь принципом "все они - воры", отмечает автор исследования А.Петрова.
Этот вывод подтверждает и распределение ответов на вопрос о том, отличается ли ЮКОС - и если отличается, то в лучшую или в худшую сторону - от других российских компаний (вопрос задавался только тем, кто знает или что-то слышал о ЮКОСе). 24% респондентов не видят никаких отличий, 26% затруднились ответить на этот вопрос. А среди тех, кто как-то выделяет ЮКОС из общего ряда, большинство отмечают позитивные отличия (13%) и только 4% - негативные.
В ходе опроса ФОМ респондентов спросили, знают ли они о ситуации, сложившейся вокруг компании. Как оказалось, более половины россиян (53%) "впервые услышали" об этом от интервьюера. В той или иной степени информированы об этом 35% опрошенных. Остальные (12%) затруднились ответить, слышали ли они что-то о разворачивающихся вокруг компании ЮКОС событиях.
Впрочем, среди респондентов с высшим образованием знают или что-то слышали о "деле ЮКОСа" большинство - 58%. Информированных респондентов попросили ответить на вопрос "Как вы объясните, что происходит вокруг нефтяной компании ЮКОС и ее руководителей?" Было дано довольно много интерпретаций. 8% останавливаются на юридических аспектах дела, но говорят не о подоплеке происходящего, а называют факты: арест одного из совладельцев ЮКОСа, предъявление ему обвинений в крупных хищениях, проверка финансовой деятельности компании, проведение следственных действий, допрос М.Ходорковского и его коллег. Остальные респонденты постарались интерпретировать события и их причины. Так, опрошенные видят в событиях вокруг ЮКОСа "борьбу за большие деньги" - 4% или за имущество, собственность - 3%. Еще 4% объясняют все происходящее "дележкой власти" - правда, не уточняют какой: экономической или политической, внутри компании или на уровне руководства страны. Трактуют все происходящее как внутриотраслевую борьбу с конкурентами 3% респондентов, а как "внутренние разборки" - 2%.
Некоторые (3%) полагают, что все происходящее - следствие "политических игр" Кремля в предвыборный год: то ли "сведение личных счетов", наказание за "неправильное" спонсирование ЮКОСом партий, идущих на выборы, то ли акция, направленная на повышение рейтинга В.Путина.
Если о ЮКОСе, согласно данным опроса, знают или что-то слышали 67% россиян, то на вопрос о том, кто возглавляет эту нефтяную компанию, правильно отвечают только 13% респондентов (среди опрошенных с высшим образованием - 28%). Конечно, доля слышавших о Михаиле Ходорковском - гораздо больше. Поэтому когда респондентам сообщили, что ЮКОС возглавляет именно этот предприниматель, и попросили сказать, как они к нему относятся, затруднились ответить на вопрос менее трети респондентов (29%). 8% относятся к нему положительно, 10% - отрицательно. 52% участников опроса заявили, что М.Ходорсковский им безразличен.
Показательно, что негативное отношение к М.Ходорковскому чаще других демонстрируют сторонники Г.Зюганова (4% относятся положительно, 29% - отрицательно) и КПРФ (5:21), а также респонденты старше 50 лет (6:17). А относительно благожелательно к М.Ходорковскому относятся сторонники "Единой России" (12:6) и В.Путина (9:5), а также респонденты моложе 35 лет (10:4).
Данные этого опроса со значительной долей уверенности можно трактовать не в пользу правоохранительных структур и обслуживающих их СМИ, которые своей массированной пропагандистской атакой на общественное мнение так и не смогли заставить россиян поверить в то, что им навязывалось. Очередная информационная война спецслужбами проиграна. Что дальше?
Оценить статью
(0)