США и ООН меняются местами

США и ООН меняются местами

На повестке дня заседания Совета Безопасности ООН 22 июля - вопрос о новой резолюции СБ ООН по Ираку. Это спорное предложение, @ уже вызвавшее недовольство @ ряда политических советников президента Джорджа Буша, считающих такой шаг унизительным для Америки, рассматривается Совбезом по инициативе Пентагона.
Речь в резолюции идет о создании многонациональной миротворческой коалиции для Ирака, что, по мнению госсекретаря Колина Пауэлла, является необходимым условием для удержания ситуации в этой стране под контролем. Переговоры на эту тему Пауэлл провел с рядом министров иностранных дел стран – членов Совбеза, а также с генеральным секретарём ООН.
Признание Белого дома в неспособности самостоятельно нормализовать ситуацию в Ираке и обращение за международной помощью – решение вынужденное, принятое на основании работы в Ираке консультативного совета Пентагона, ездившего туда для оценки ситуации. Распространившиеся по итогам работы совета заявления о том, что Ираку грозит растущий хаос и анархия, и что окно времени, оставшегося для стабилизации, - максимум три месяца, и поэтому без помощи других стран не обойтись – обошли заголовки ведущих газет и вызвали очередные нелицеприятные оценки в адрес администрации Буша.
Как заявил директор Никсоновского исследовательского центра Пол Сандерс, администрация "недооценила количество людей, необходимых для послевоенного восстановления Ирака, и времени их пребывания в стране".
Накануне обсуждения представитель государственного департамента США Филип Рикер подчеркнул, что США изучают "возможность партнерства с ООН" в Ираке, а глава Совета национальной безопасности при Белом доме, известная своей жесткостью, Кондолиза Райс даже признала, что в ближайшем будущем ООН сыграет видную роль в Ираке.
А между тем обстановка в Ираке действительно тревожная. В настоящий момент здесь находятся войска 19 стран и ещё 19, как утверждает Пентагон, обещают поставить туда свои подразделения. Американцев в Ираке 147 тысяч, еще 13 тысяч солдат, в основном британских, должны прибыть в ближайшее время. Всего с начала войны в Ираке погибли 158 американских военнослужащих, причем более половины из них - после окончания прямых боевых действий (!). Это ставит перед Вашингтоном вполне конкретную задачу – любыми путями уменьшить враждебность иракцев по отношению к оккупационной армии.
Однако проблемой снижения эскалации напряженности озабочены не все. Как заявил руководитель американской гражданской администрации в Ираке Пол Бремер: «Мы столкнулись с небольшой группой хорошо подготовленных убийц, которые пытаются остановить ход истории в Ираке. Ход истории ведёт к демократии. Эти люди - члены бывшей партии "Баас", федаины Хусейна, бывшие сотрудники спецслужб. Нам надо просто подавить их, и мы это сделаем».
Но не все так просто. Многие военные эксперты считают, что регулярная американская армия вообще не способна бороться с таким противником, как народное сопротивление, так как любые ответные меры бьют по всему населению и озлобляют людей.
В то же время, по оценкам некоторых экспертов, выходом из ситуации может стать начавшееся формирование новой иракской армии – в ней будет примерно 40.000 человек, которых американцы постараются перенацелить на усмирение наиболее агрессивных сограждан. Однако сделать это будет не просто – в Ираке нет серьезных идеологических противоречий.
Еще до начала войны, когда администрация Буша заявляла, что свержение режима Саддама Хусейна является составной частью кампании против мирового терроризма, многие эксперты по безопасности предупреждали Буша: долговременное присутствие американских войск в Ираке рискует привести к прямо противоположному эффекту - то есть, к разрастанию террора.
Действительно, число нападений на американских военнослужащих в Ираке растет с каждым днем, и эти атаки становятся все более организованными. Словосочетание «партизанская война» произносится все чаще, а акты саботажа и убийств лиц, сотрудничающих с союзной коалицией, происходят почти каждый день.
При этом враждебность к Соединенным Штатам растет не только в Ираке. Согласно опросу Исследовательского центра «Пью», в семи из восьми стран с подавляющим мусульманским населением большинство респондентов обеспокоено потенциальным вторжением американских войск. «Сегодня говорить о поддержке Америки в мусульманском мире - абсурд. Антагонизм по отношению к Соединенным Штатам углубляется и расширяется на глазах», - считает директор центра «Пью» Эндрю Кохут.
Дэниел Бенджамин, координатор контртеррористических мероприятий в администрации Клинтона, а сейчас аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, заявил в этой связи: «Мы продолжаем играть на руку врагам. «Аль-Кайда» не могла и мечтать о такой иллюстрации к своим аргументам о том, что Америка ополчилась против ислама. Мы можем сколько угодно перечислять позитивные, благородные и самоотверженные причины, побудившие нас освободить иракский народ. «Аль-Кайда» твердит свое, и, судя по имеющимся данным, успешно рекрутирует новых боевиков».
Специалист по военно-стратегическому планированию, профессор военно-морского колледжа в Ньюпорте, штат Род Айленд Маккабин Оуэнс утверждает, что если американское командование позволило организовать сопротивление, значит были допущены стратегические ошибки. По его данным, исследование, опубликованное в феврале этого года Военным колледжем, предсказывало возможность сегодняшнего развития событий и предлагало свой вариант превентивных мер. Но Пентагон проигнорировал эти материалы, не уделив должного внимания послевоенному развитию ситуации в Ираке и мерам по предотвращению вооруженного сопротивления.
В результате, три месяца спустя после окончания войны, Вашингтону пришлось обращаться за помощью в ООН.
Оценить статью
(0)