Когда из двух зол приходится выбирать меньшее

Когда из двух зол приходится выбирать меньшее

Как переключить внимание общественного мнения от существенного прокола в деятельности @ структур, @ отвечающих за разработку внешнеполитической стратегии государства?
Произвести отвлечение на другой объект, но не всегда, как показывает практика, негодный. Данный процесс происходит сегодня в Вашингтоне. Два доклада на весьма болезненные темы – о возможной фальсификации данных о наличии в Ираке оружия массового поражения – главной причины военной операции США против этой страны, и о возможности предотвращения терактов 11 сентября – были подготовлены в американском Конгрессе параллельно.
Выводы и одного, и другого документов нелицеприятны для президента Джорджа Буша и американских спецслужб. Однако, если теракты 11 сентября унесли лишь жизни американцев, то война в Ираке в очередной раз расколола весь мир, причем по причине, скорее всего, вымышленной. Когда же дурачат всё мировое сообщество, а не только граждан собственной страны, и это становится известным, приходится выкручиваться.
Видимо, соизмерив последствия одного и другого скандалов, Вашингтон принял стратегическое решение – выбрал меньшее из двух зол. Поэтому расследование по Ираку в последнюю неделю отошло на второй план, выведя на первое место обсуждение того, как американским спецслужбам настойчиво предлагалось обратить внимание на разные настораживающие факты, свидетельствовавшие о подготовке терактов, а они, находясь в самоуверенной эйфории, данные факты упорно игнорировали, что и привело, в конечном счете, к трагедии.
«Ближе всего к предвидению событий 11 сентября подошел агент ФБР из Феникса. Этот агент направил в штаб ФБР докладную, посвященную возможному сценарию теракта с угоном самолетов. Однако это предупреждение так и не было отработано. Агент указывал на человека (его имя не называется, но известно, что он уже покинул страну), который был связан с одним из террористов 11 сентября, Хани Ханджуром, и мог знать о готовящейся бойне. Этот неназванный человек был "опытным пилотом-инструктором, который имел лицензию на управление Boeing 737". ФБР предполагает, что этот человек, который сейчас находится в розыске, помогал "либо оценить летные навыки Ханджура, либо проводил с Ханджуром финальные тренировки на аппарате симуляции полета до 11 атак сентября", - цитирует пресса выдержки из доклада, подготовленного комиссией комитетов по разведке сената и палаты представителей Конгресса. Вывод, сделанный в этом документе, по мнению многих аналитиков, может привести к отставкам в руководстве ФБР и ЦРУ. Ведь спецслужбы проигнорировали ряд важных сведений об угрозе "Аль-Каиды" для США, что сделало Америку уязвимой для терактов.
Расследование комиссии началось в феврале 2002 года и продолжалось много месяцев, что позволяет сделать вывод о его объективности и получить убедительные доказательства того, насколько не скоординироваными были усилия ЦРУ, ФБР и других служб. Ведь информации, которой они располагали, было достаточно для того, чтобы заметить приготовления к крупному теракту, однако ничего сделано не было.
Как заявил сенатор Боб Грэхэм, один из авторов доклада: "Я думаю, что если бы наши спецслужбы, в том числе: ЦРУ и ФБР и все другие - работали согласованно, им бы удалось предотвратить исполнение этого заговора. Немного удачи - и я не без основания полагаю, что трагедии можно бы было избежать".
Как выяснилось в ходе расследования, информация о возможных терактах со Аль-Каеды поступала к разведслужбам США, начиная с 1994 года. В том числе, и о планах использования в качестве орудий пассажирских самолетов. В частности, в 1998 году двум агентам удалось успешно обойти проверки службы безопасности в одном из аэропортов Нью-Йорка. Однако, даже после ударов "Аль-Каиды" по американским объектам за рубежом правительство не принимало во внимание вероятность того, что бен Ладен может нанести удар по объектам на территории самой Америки.
В ходе расследования была выявлена ключевая фигура - гражданин Саудовской Аравии Омар аль-Байуми, который "был связан с террористическими элементами", включая живущего за рубежом радикального имама, и составлял "джихадистские" послания. По утверждениям саудовского правительства, Байуми, который помог двум угонщикам обосноваться в Сан-Диего, не представлял собой ничего особенного, однако "имел доступ к практически неограниченным фондам из Саудовской Аравии" и, как предполагается, привез в США из Саудовской Аравии 400 тыс. долларов для мечети в Калифорнии. Он и раньше попадал в поле зрения ФБР в связи с расследованием террористической деятельности, однако это расследование в 1999 году было закрыто.
Также в докладе подчеркивается, что, несмотря на обещания администрации Буша предоставить комиссии всю необходимую информацию, Белый дом и ЦРУ отказали в доступе к некоторым сведениям, которые могли пролить свет на то, что знал Белый дом и как он отреагировал на угрозу возможного террористического акта. В частности, как отмечает газета, Белый дом отказал в доступе к информации о дискуссиях в Совете по национальной безопасности. Речь идет о документах, в которых рассматриваются 13 военных операций, которые подготовил Объединенный генштаб в рамках контртеррористических усилий. А они сумели бы прояснить, действительно ли до 11 сентября вооруженные силы с неохотой включались в противодействие бен Ладену.
Так, например, в докладе отмечается, что между 1999 и 2001 годами США разместили в Аравийском море свои военно-морские корабли и подводные лодки с крылатыми ракетами с тем, чтобы нанести удар по бен Ладену во время его передвижений по региону. Однако этот удар так и не был нанесен, поскольку не было сведений о местонахождении бен Ладена (?). Однако упреки в игнорировании просьб комиссии Конгресса о предоставлении всего объема необходимой информации представитель Белого дома Скотт Макклеллан опроверг. По его словам, "не разглашается только самая секретная информация, связанная с национальной безопасностью, которая могла бы поставить под угрозу источники или методы или как-то иначе повредить нашей национальной безопасности".
Любопытным фактом является то, что Белый дом настаивал на том, чтобы из доклада были изъяты сведения о финансировании террористов Саудовской Аравией и о том, что эта страна отказалась от сотрудничества со следствием по вопросам о бен Ладене (!). По словам представителей сената, участвовавших в расследовании, существует опасение, что террористические акты против США поддерживались и финансировались на государственном уровне. Однако посол Саудовской Аравии в США принц Бандар бен Султан заявил, что "Саудовской Аравии нечего скрывать" и что требование об изъятии информации о потенциальных связях его правительства с террористами было обусловлено тем, что эти данные не подтверждались.
В опубликованном Конгрессом США докладе, анализирующем деятельность спецслужб США в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г., насчитывается 900 страниц. В условиях организованных в американские СМИ утечек из комитетов по делам разведки обеих палат Конгресса внимание к этой теме на самом деле затмило значимость другого расследования – о фальсификации данных о наличии в Ираке оружия массового поражения. Поставленная задача таким образом была решена с блеском.
Однако один неожиданный аспект все же стоит отметить – как показал опрос, проведенный немецким еженедельником Die Zeit, каждый третий житель Германии до 30 лет полагает, что американское правительство само стоит за терактами 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и в Вашингтоне. Эту точку зрения разделяют около 20% немцев во всех возрастных группах. При этом 68% жителей Германии полагают, что масс-медиа не сообщают всю правду о терактах, в результате которых погибли около 3 тысяч человек.
Как отмечает Die Zeit, сразу после терактов 11 сентября 2001 года в Германии произошел всплеск сочувствия и симпатии к США. Несмотря на разногласия, Германия присоединилась к контртеррористической операции США в Афганистане. Однако война в Ираке и антивоенная позиция Германии свели на "нет" это расположение немцев к американцам.
На ключевой вопрос: "Считаете ли вы, что правительство США могло само организовать эти теракты?", 31% опрошенных до 30 лет ответили "да". Среди респондентов старше 30 этот показатель составляет 19%.
Оценить статью
(0)