Да будет свет, или во всем ли виноват Чубайс?

Да будет свет, или во всем ли виноват Чубайс?

По исторической традиции, наш народ относится к электроэнергетике с пиететом. @ То ли с младых ногтей помнит ленинское определение коммунизма, то ли к торжеству света перед тьмой – этой философской @ функции электроэнергии, по иному и относиться нельзя. К перебоям в подаче электроэнергии люди также относятся с большой чувствительностью, а ставшее уже нарицательным выражение «Во всем виноват Чубайс» трактуется в гораздо более расширительном смысле, чем позволяют предположить энергетические проблемы. Отношение россиян к электроэнергетике и Анатолию Чубайсу лично решил выяснить фонд «Общественное мнение» (ФОМ) http://www.fom.ru/reports/frames/of032801.html. И хотя пик отключений электроэнергии в России уже миновал, и сегодня более актуальным является катастрофическое состояние системы ЖКХ, проблемы электроэнергетики людей волновать не перестали, хотя все чаще в другом смысле – постоянно повышающимися тарифами на электроэнергию. Свет стали отключать реже, зато оплата за него для многих наших сограждан так высока, что они вынуждены устраивать себе жизнь впотьмах сами. При этом почти никто из россиян не представляет, чем обернется для них начавшаяся реформа электроэнергетики, вокруг которой политики уже сломали столько копий. Как показал опрос ФОМ, о компании РАО ЕЭС "знают" или "что-то слышали" 73% россиян. Негативно относятся к этой организации 52% респондентов из числа осведомленных о ее существовании; позитивно - 20%, а 28% информированных затрудняются охарактеризовать свое отношение. Первые объясняют свою позицию постоянным ростом тарифов на электроэнергию - 15%. 6% негодуют по поводу того, что РАО ЕЭС "наживается за счет народа". За это его называют "мародером". 3% не любят РАО ЕЭС за монополизм и, соответственно, стремление "диктовать свои условия" государству и населению. 3% критикуют "Единые энергосистемы" за плохую работу, за частые отключения энергии, за плохое состояние электросети. 15% не предъявляют РАО ЕЭС конкретных претензий, а исходят из позиции, что "все они воры", "продали все", совершили "самозахват электроснабжения", владеют ресурсами, которые должны принадлежать только государству; ну и "дежурное" - "все мы настроены против Чубайса". В то же время, те, кто позитивно относится к РАО ЕЭС, высоко оценивают его роль в развитии экономики страны, считают успешной его работу, уважают за масштабы самой компании и считают плюсом то, что энергосистема страны находится "в одних руках", а не раздроблена - 8%. Кроме того, некоторые отдельно отмечали, что позитивно относятся не только к компании, но и к ее руководству, в частности - к А.Чубайсу. Вообще, как отмечает автор исследования А.Петрова, опрос показал необычно высокую информированность населения о том, кто именно возглавляет РАО ЕЭС (49% правильно назвали имя руководителя компании). Чаще других верные ответы на этот вопрос давали пожилые россияне (56% респондентов старше 50 лет). Примечательно, что респонденты, позитивно относящиеся к РАО ЕЭС, по-разному оценивают А.Чубайса, в то время как "противники" компании дружно его не любят. Из первой группы к главе холдинга относятся положительно 29% респондентов, безразлично – 39%, отрицательно – 30%. Из второй – положительно – 3%, безразлично – 17%, отрицательно - 79%. В целом же, большинство опрошенных - 52%, относятся к А.Чубайсу плохо, и только 8% - хорошо, так что лозунг, приведенный нами выше, остается актуальным. Чаще других заявляют о негативном отношении к нему жители Дальневосточного федерального округа (59%), люди старше 50 лет (65%) и сторонники Г.Зюганова (70%). И, хотя отрицательное отношение к главе РАО ЕЭС доминирует во всех социально-демографических группах, реже других его демонстрируют молодые россияне (32% респондентов от 18 до 35 лет) и сторонники В.Путина - 44%. Особая сторона обсуждаемой проблемы – социальная. О том, что энергетики систематически отключают электричество предприятиям-неплательщикам, знают 94% россиян. Чаще всего эта практика оценивается негативно (49%), однако 28% респондентов считают, что должников надо наказывать. Их социологи попросили аргументировать свою точку зрения. Больше всего ответов сосредоточилось вокруг простого довода - все должны платить за электроэнергию, как за любой товар или услугу - 18%. Некоторые полагают, что организации не платят энергетикам не потому, что не могут, а потому, что не хотят - 2%. Другие одобряют действия энергетиков потому, что считают отключение электричества самым эффективным методом - 1%. И, наконец, некоторые заявили, что такие действия являются даже полезными для экономики страны: с одной стороны, "это обеспечивает порядок" (1%), с другой стороны - регулирует рынок, вынуждая предприятия либо выпускать рентабельную продукцию, либо закрываться, если их производство убыточно - "рыночная экономика диктует такие правила" (1%). В то же время, по мнению 2% опрошенных, отключение - вынужденная мера, поскольку иначе энергетики будут нести огромные убытки и "прогорят" в условиях рыночной экономики. Однако большинство респондентов в ходе опроса осудили практику энергетиков, приводя в защиту своей точки зрения следующие аргументы: должники не в состоянии оплачивать электроэнергию по объективным причинам: из-за высоких тарифов, из-за непоступления денег в бюджетные организации, из-за экономической ситуации в стране в целом - 16%; отключение электроэнергии приносит предприятиям-должникам большие убытки, "уничтожая последнее производство" – 7%; отключения электроэнергии в конечном счете, ухудшают положение работников предприятий-должников – 7%; недопустимо отключать электричество в организациях, которые нуждаются в бесперебойном электроснабжении (больницы, роддома, военные объекты) – 5%; необходимо искать компромиссные решения, другие пути погашения задолженности – 5%. Закономерно, что люди, позитивно относящиеся к РАО ЕЭС, одобряют и действия этой компании в отношении должников. В свою очередь те, кто негативно оценивает "ведомство Чубайса", осуждают отключения электричества предприятиям-неплательщикам. Так, в первой группе одобряют отключение электричества 51% респондентов, считают его неправильным 33%. Во второй группе - считают правильным 1%, неправильным – 64%.
Впрочем, опросы, проводимые с 2000 года, показывают, что отключения электроэнергии на предприятиях происходят все реже: если в сентябре 2000 года говорили, что на их предприятиях "в последний месяц не бывало отключений", 26% респондентов, то в июле 2003 года об этом заявили уже 38%.
Что касается проблемы оплаты рядовых граждан услуг за предоставляемую им электроэнергию, то социологи изучили этот вопрос в рамках более широкого аспекта – оплаты населением услуг ЖКХ в целом. Как показал опрос, 85% респондентов, по их словам, платят за жилищно-коммунальные услуги вовремя и в полном объеме, т.е. не имеют задолженностей, включая оплату за электроэнергию.
Признаются, что "задолжали" ЖКХ, 13% опрошенных. Должников особенно много в Северо-Западном федеральном округе - 20% - и среди малообеспеченных слоев населения (18% среди тех, кто заявил, что имеет доход менее 1 тыс. руб. в месяц на человека). При этом довольны качеством работы своей жилищно-коммунальной службы 28% участников опроса. Большинство же (53%) - недовольны.
Кроме того, лишь 6% респондентов отметили, что качество жилищно-коммунальных услуг за последний год улучшилось. Остальные считают, что оно осталось на прежнем уровне (49%) или даже ухудшилось (29%). 58% россиян заявили, что прошедшей зимой в их домах случались перебои с водоснабжением, подачей электричества и отоплением. Опять же в этом отношении отличился Северо-Западный федеральный округ - здесь такие перебои отметили 70% жителей.
Еще один аспект исследования не затронул электроэнергию и коснулся практики введения счетчиков расходования воды. Как показал опрос, сегодня только 7% респондентов говорят, что в их доме, квартире установлен счетчик расходования воды. Самым передовым в этом плане является Южный федеральный округ - там счетчики установлены в домах 29% жителей.
В то же время, в ходе опроса выяснилось, что половина россиян (49%) не прочь установить счетчики воды. Не одобряют эту идею 19% респондентов. При этом большинство россиян (51%) считают, что по счетчику им придется платить за воду меньше, чем без счетчика. Опасаются увеличения суммы оплаты 15% респондентов.
Вполне естественно, что большинство одобряющих установку счетчика воды верят, что эта мера приведет к снижению оплаты данной услуги, а противники установки счетчика уверены, что им придется платить больше, чем теперь. В первой группе о том, что придется платить больше, заявили 3%, столько же – 6%, меньше – 79%. Во второй – 56%, 9% и 15% соответственно.
Оценить статью
(0)