Использование плутония: очередная угроза

Использование плутония: очередная угроза

В 58-ю годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, 6 августа, около 70 @ представителей экологических, @ правозащитных и других общественных организаций из 13 городов России, а также Украины, Латвии и Швейцарии установили недалеко от Екатеринбурга Международный антиядерный лагерь. В течение десяти дней, до 16 августа, экологи протестовали против планов Минатома по использованию плутония на российских АЭС и строительства для этих целей четвертого атомного энергоблока на Белоярской АЭС. Организатором акции выступила международная экологическая группа "Экозащита!".
Участники Антиядерного лагеря – принципиальные противники ввоза в Россию ядерных отходов (т.н. ОЯТ), из которых после переработки выделяется плутоний с целью использования на атомных станциях. Активисты считают, что эксперименты Минатома с плутонием и ядерными отходами могут привести к новым ядерным авариям и плутониевому загрязнению российских территорий. Кроме того, использование плутония невыгодно экономически, а также создает угрозу распространения ядерных материалов. Об этом экологи заявили 6 августа на пресс-конференции в Екатеринбургском Институте Развития Прессы, в которой принял участие член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, сопредседатель Международного Социально-Экологического Союза Святослав Забелин.
"Ввоз ядерных отходов и использование плутония в гражданской атомной индустрии - части единого стратегического плана Минатома, который может быть реализован только за счет налогоплательщиков страны. Осуществление этого плана приведет лишь к росту количества радиоактивных отходов по всей стране, а также к появлению территорий, обильно загрязненных плутонием, - заявил Владимир Сливяк, координатор Международного антиядерного лагеря, сопредседатель группы "Экозащита!". По его словам, организация антиядерного лагеря около Белоярской АЭС является важной частью кампании, призванной помешать планам Минатома по созданию «плутониевой экономики».
"Наш лагерь - крупнейшее ежегодное мероприятие подобного рода в Европе, которое серьезно повлияет на дальнейшее развитие экологического движения на Урале. Благодаря участию многих общественных организаций из разных регионов России экологи смогут объединить свои усилия, чтобы более эффективно бороться с опасными индустриальными проектами на Урале и сделать жизнь населения безопаснее", - подчеркнула Ольга Подосенова, председатель группы "Экозащита! - Екатеринбург".
В течение десяти дней в Международном лагере проводились тренинги и семинары, в ходе которых участники обучались навыкам организации эффективных экологических кампаний, направленных на предотвращение ввоза в Россию ядерных отходов, строительства атомных объектов и т.п. С посетившими лагерь представителями политической элиты региона были организованы публичные дискуссии по ядерным темам. Однако без эксцессов не обошлось.
11 августа трое активистов-экологов совершили рейд к Белоярской атомной станции с целью отбора проб воды и грунта, однако были задержаны сотрудниками охраны АЭС, ФСБ и милиции. Задержание было произведено на открытой для передвижения нережимной территории, непосредственно возле фасада атомной станции. Таким образом, отбор проб, который производился с целью последующего анализа на содержание радиоактивных веществ, включая плутоний, был сорван.
Между тем сотрудники ФСБ и милиции в беседе с задержанными активистами признали, что никаких действий, нарушающих действующее российское законодательство, экологи не совершили. В то же время представители силовых структур прямо заявили, что не допустят отбора проб воды и грунта возле атомной станции, несмотря на то, что российское законодательство не запрещает подобную деятельность (!).
До задержания активисты антиядерного лагеря обошли часть АЭС по периметру и произвели фотосъемку. Несмотря на задержание и обыск, им удалось уберечь фотопленку от изъятия. «Мы возмущены подобными действиями силовиков, которые открыто препятствуют экологам, пытающимся установить реальный уровень радиоактивного загрязнения вокруг АЭС. На Белоярской атомной станции проходит опасный эксперимент по применению топлива с оружейным плутонием, что, по нашим данным, уже привело к попаданию плутония в окружающую среду. Очевидно, что мы имеем дело со скоординированными действиями администрации АЭС и силовых структур, целью которых является не допустить независимых исследований радиоактивного загрязнения вокруг АЭС», - заявил Владимир Сливяк.
15 августа активисты из антиядерного лагеря «украсили» 100-метровым транспарантом предвыборную штаб-квартиру губернатора Свердловской области. Таким образом около 40 экологов из Международного антиядерного лагеря выразили протест против поддержки действующим губернатором Эдуардом Росселем строительства нового атомного реактора на Белоярской АЭС. Называя Росселя горячим сторонником развития плутониевой индустрии, группа альпинистов из лагеря вывесила на здании его штаба огромный лозунг «Нет новым реакторам». Остальные участники акции стояли у входа с транспарантом «Стоп плутоний!». Акция закончилась закономерно - арестом альпинистов.
Участники лагеря опубликовали досье "Плутоний на АЭС и ядерное разоружение". В нем говорится:
6 августа 2003 года исполнилось 58 лет с того момента, когда японский город Хиросима был превращен атомной бомбой в радиоактивное пепелище. Во второй половине 20-го века крупнейшие супердержавы СССР и США проделали впечатляющий путь от наращивания вооружений к осознанию необходимости ядерного разоружения. Однако серьезного прогресса в уничтожении ядерного оружия так и не достигнуто.
Помимо его отсутствия, Россия и США сделали огромную ошибку в процессе осуществления соглашений об утилизации плутония из демонтированных ядерных боеголовок. Решено использовать этот материал в качестве топлива для атомных станций, что само по себе ведет к увеличению количества плутония, а не к его уничтожению. Таким образом, вместо избавления от опаснейшего ядерного материала мир получит широкое распространение плутония, а вместе с этим и рост угрозы ядерного терроризма.
В России и США атомные реакторы разрабатывались для принципиально другого вида топлива. Стоимость американской части программы по сжиганию плутония равняется около $6 млрд., российской - около $2 млрд. Применение плутония в качестве ядерного топлива может привести к увеличению количества этого материала в том случае, если будут задействованы т.н. бридерные реакторы (также называемые реакторами на быстрых нейтронах). Именно на этом настаивает российский Минатом, который планирует строительство в будущем десятков бридеров, а также новых производств, необходимых для многократного использования плутония, содержащегося в ядерном топливе.
Сжигание плутония в атомных реакторах - опасный эксперимент ядерной индустрии, который предпринимается в рамках российско-американской программы по утилизации оружейного плутония. В 2000 году правительства России и США подписали договор по утилизации 68 тонн оружейного плутония (по 34 тонны с каждой стороны) в виде топлива для АЭС. Предполагается, что на основе избыточного материала, изначально произведенного для использования в ядерном оружии, будет изготовлено так называемое МОКС-топливо для реакторов типа ВВЭР-1000 и БН-600. Этот эксперимент экологически опасен, экономически убыточен, а также не подготовлен технически - в России нет опыта индустриального использования МОКСа.
Более того, согласно программе развития атомной индустрии до 2050 г., ввоз ядерных отходов (отработавшего ядерного топлива - ОЯТ) в Россию является частью плана по переводу АЭС на плутониевое топливо. При переработке ОЯТ можно выделить плутоний, чтобы затем использовать его в качестве топлива. В 2001 году власти России разрешили Минатому ввозить иностранные ядерные отходы, несмотря на массовую оппозицию со стороны населения, а также на отсутствие мощностей и безопасных технологий для переработки ОЯТ.
Белоярская АЭС - единственная в России атомная станция с реактором на быстрых нейтронах (бридерный реактор), на которой уже сегодня ставится опасный эксперимент по использованию топлива, содержащего оружейный плутоний.
БАЭС уже сегодня является источником постоянной опасности для мегаполиса с полуторамиллионным населением, расположенного на расстоянии 30 км от атомной станции. За время эксплуатации на АЭС произошло около 30 аварий. Несколько раз из-за нештатных ситуаций на этой станции Урал был на грани катастрофы. Несмотря на это, в прошлом году на Белоярской АЭС возобновлено строительство более мощного реактора БН-800, который Минатом считает стратегическим объектом плутониевой программы.
Оценить статью
(0)