Лампочка Чубайса над Грузией

Лампочка Чубайса над Грузией

В последнее время в Грузии наблюдается резкое ужесточение критики политического и экономического курса @ администрации Шеварднадзе со стороны еще более, чем он, прозападно настроенной оппозиции. В преддверии намеченных на ноябрь парламентских выборов даже сугубо экономическим вопросам придается четко выраженная политическая окраска. Активная пиаровская кампания разворачивается, не без участия внешних сил, вокруг крайне важных для грузинской экономики соглашений с «Газпромом» и РАО «ЕЭС России».
Критика противниками президента его экономической политики имеет под собой реальную основу. Экономика страны находится в катастрофическом состоянии. При бюджете не более 500 млн. долл. государственный долг достиг почти 2 млрд. долл. Процветают коррупция, беззаконие, бандитизм. Средняя зарплата упала до 15 долларов. Критических размеров достигла безработица. Только в Россию переехало 600-700 тысяч грузин. По существу, потеряна управляемость страной, власть центрального правительства не распространяется на Абхазию, Южную Осетию, в определенной степени - на Аджарию.
За 6 месяцев текущего года дефицит госбюджета составляет уже около 43 млн. долл. МВФ поставил правительство Грузии перед выбором – либо сокращать бюджетные расходы и тем самым провоцировать недовольство будущих избирателей, либо ничего не менять в экономике и оказаться под угрозой свертывания дальнейшего сотрудничества с этой организацией. Грузинские власти в ближайшее время должны скорректировать бюджет на 65 млн. долл., внести серьезные изменения в Налоговый кодекс и пойти на такую непопулярную меру, как увеличение тарифов на электроэнергию. Смогут ли они это сделать – вопрос.
Всю ответственность за бюджетный кризис оппозиция возлагает на исполнительную власть.
Положение в Грузии становится головной болью для США, расходующих ежегодно на латание дыр в грузинской экономике около 150 млн. долларов. От Тбилиси требуют ужесточения борьбы с коррупцией, легализацией незаконных доходов, расхищением иностранной помощи.
Грузия важна для США как опорный пункт их геополитики на Кавказе. «Шеварднадзе, - писала «Вашингтон пост», - остается фаворитом Вашингтона. Грузия при нем – наиболее прозападно ориентированная, после Прибалтики, часть бывшего СССР, находящаяся в богатом нефтью районе. Американцы ценят безоговорочную поддержку Тбилиси внешней политики Вашингтона, готовность к расширению военного сотрудничества с ним и стремление вступить в НАТО, линию на вытеснение с Кавказа России.
Однако американцы – прагматики и брать на себя решение всех стоящих перед Шеварднадзе проблем не собираются. Так, будучи сейчас не заинтересованными в обострении межэтнических конфликтов в Грузии, они не поддержали попытку грузинского лидера ввести в мятежную Абхазию войска ООН, приведя в действие статью Устава ООН «О принуждении к миру».
Держа на коротком поводке «Белого лиса» (Шеварднадзе), Вашингтон активно работает с оппозицией, готовя себе позиции и в новом парламенте, и в постшеварднадзевском руководстве страны. Для подготовки парламентских выборов в Грузию приезжал специальный помощник президента США Джеймс Бейкер. Он настоял на принятии Тбилиси разработанной в Белом доме схемы проведения выборов, модели комплектования ЦИК, а также назначении ее председателем представителя ОБСЕ.
Поскольку американский фактор играл и играет и для Шеварднадзе, и для оппозиции первостепенную роль, «Белый лис» оказался в весьма затруднительном положении, когда складывающаяся в экономике и, в частности, в энергетике критическая ситуация поставила его перед необходимостью безотлагательного решения проблемы снабжения страны газом и электроэнергией.
Выбора у него практически не было: импортировать электроэнергию из США невозможно, из Азербайджана, Армении, Турции – тоже. Нет возможности покупать газ у Ирана. Единственный реальный партнер Грузии в энергетике – Россия.
Оправдывая как вынужденный шаг допуск России на грузинский энергетический рынок, Шеварднадзе в своем радиоинтервью в весьма мрачных тонах (но вполне объективно) обрисовал ситуацию в этом секторе экономики. По его словам, никто из зарубежных инвесторов «в двери Грузии не ломится», и если вовремя не договориться с Москвой, страна останется без электроэнергии и газа. Неизбежным стало бы повышение тарифов на электричество в несколько раз.
Американский инвестор, нынешний владелец тбилисских электросетей – корпорация АЕS. Возлагавшихся на нее надежд она, по словам грузинского лидера, не оправдала и, разорившись, выставила на продажу свой контрольный пакет акций (75%) тбилисской энергораспределительной компании «АЕS-ТЭЛАСИ». Его и выкупает РАО «ЕЭС России».
После завершения сделки в декабре с.г. РАО будет контролировать 20% генерации и 35% сбыта в Грузии, а также получит возможность использовать эту страну как транзитную площадку для экспорта электроэнергии в Турцию.
Раздуваемый оппозицией скандал вокруг сделки с Чубайсом накладывается на другой – по поводу подписанного в июле и рассчитанного на 25 лет соглашения с «Газпромом». По нему российская компания берет на себя основную долю поставки газа грузинским потребителям.
Лояльные к США оппозиционные партии усмотрели в этих грузино-российских соглашениях не выход из труднейшей ситуации, а проявление российской политико-экономической экспансии и угрозу осложнения отношений с Западом. Политики разных мастей решили использовать сделку с электрохолдингом Чубайса и «Газпромом» для подогрева антимосковских настроений. По их словам, теперь Москва получит электоральные рычаги воздействия на Тбилиси. В парламент запущена идея о принятии закона о национализации объектов электроэнергетики, приобретенных РАО «ЕЭС России» у американцев.
Возражая Шеварднадзе, лидер блока «Национальное движение – Демократический фронт» Михаил Саакишвили заявляет, что Грузия вполне может обойтись без российского газа, и предлагает наладить его поставку из Казахстана и Туркмении. Он грозит в случае победы его сторонников на выборах в парламент национализировать «не только предприятия, приобретенные за бесценок представителями клана президента Шеварднадзе, но и промышленные объекты, принадлежащие России».
Ситуацию осложняет то, что грузино-российские соглашения вызвали явное раздражение в Вашингтоне. Несмотря на заверения, данные грузинским президентом советнику президента США по энергетическим вопросам Стивену Манну в том, что интересы американских инвесторов являются для Грузии приоритетными, и она не допустит шагов, которые могут создать угрозу проекту строительства газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, американец счел нужным выразить неудовольствие по поводу сделок Тбилиси с Москвой: «США ничего не знали о факте подписания соглашения с «Газпромом», и это очень плохо с точки зрения прозрачности энергетических сделок Грузии». Аналогичной была реакция в Вашингтоне и на соглашение с РАО «ЕЭС России».
Думается, что ревнивое отношение американцев, которые сами уходят из грузинской энергетики не от хорошей жизни, к российско-грузинским сделкам не внесет сколь-нибудь существенных корректив в отношения Вашингтона с Москвой и Тбилиси. Энергетическая зависимость Грузии от России сложилась исторически, существовала и до нынешних сделок. Реализация идеи оппозиции о ее ликвидации вряд ли осуществима, однако эта тема предоставляет противникам Шеварднадзе возможность лишний раз заявить о своих прозападных симпатиях.
Естественно, новые соглашения в какой-то мере укрепят рычаги возможного воздействия Москвы на Тбилиси. Однако не до такой степени, чтобы изменить внешнеполитическую ориентацию правящей грузинской элиты. «Белый лис» и впредь будет держать курс на Запад, время от времени, когда ему это выгодно, подавая северному соседу сигналы о готовности к конструктивному сотрудничеству.
Для РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» удачные действия по внедрению на грузинский рынок послужат стимулом для укрепления своих позиций и в энергетике других стран СНГ. Важно, чтобы во главу угла при этом ставились национальные интересы России.

Г.Панфилов
Оценить статью
(0)