Европа между цифрами и фактами

Европа между цифрами и фактами

По мере расширения Евросоюза у экспертов возникает все больше вопросов по поводу перспектив @ развития экономики еврозоны. Первые два квартала текущего года показали возросшую зависимость стран ЕС от курса международных валют и развития экспортно-импортных сделок, отмечают эксперты. Так, по данным Eurostat, объем промышленного производства в странах Евросоюза в июне 2003 года увеличился по сравнению с маем на 0,3%. Однако в годовом исчислении этот показатель снизился на 0,7%. Всего в 12 странах еврозоны в июне промышленное производство сократилось к предыдущему месяцу на 0,1%, а в годовом исчислении - на 1,6%. В мае было зафиксировано сокращение объема промпроизводства в ЕС на 1,1%, а в странах монетарного союза - на 0,9%. Наибольший рост производства по итогам месяца был отмечен в Голландии (+3,1% к маю), Люксембурге (+2,2%) и Франции (+1,2%), наибольший спад - в Бельгии, Дании и Германии (-1,8%, -0,7% и –0,6% соответственно).
Среди отдельных отраслей значительный рост в июне продемонстрировал энергетический сектор (+2% к предыдущему месяцу в ЕС и 2,7% - в еврозоне), а также производство товаров недлительного пользования (0,7% и 0,9% соответственно). Снижение показателя наблюдалось только в сфере средств производства - на 0,5% в ЕС и 1,3% - в еврозоне.
Комментируя причины экономических проблем стран еврозоны в интервью «Радио Свобода», профессор Лондонской школы экономики Ричард Джэкман указал на кредитно-денежную политику, проводимую в этих странах Центральным европейским банком - в результате нее экономика стран еврозоны обладает значительно меньшими возможностями расширения денежного обращения, чем США или Великобритания, считает эксперт. Он также отмечает взаимосвязь между нынешним экономическим спадом в Европе с неблагоприятным состоянием американской экономики, что, в первую очередь, отразилось на падении акций высокотехнологичных предприятий. Также на экономике стран еврозоны отразилось падение курса американского доллара по отношению к евро.
При этом экономическая ситуация в Великобритании несравненно лучше, чем в других европейских странах, прежде всего, в Германии. Подобно континентальной экономике, Лондон испытывает трудности в связи с общим экономическим спадом, однако, как заявляет Джэкман: «Нам удалось значительно снизить банковскую учетную ставку. Мы проводим разумную политику государственных расходов, эффективную фискальную политику. А потому у Британии больше возможностей противостоять мировому экономическому спаду, чем у других европейских стран».
Основную надежду на восстановление европейской экономики эксперт также связывает с оздоровлением экономики США. Если это случится, и доллар вновь окрепнет, произойдет рост европейского экспорта, а стоимость акций на европейских биржах, которые упали в связи с ослаблением доллара, вернется на прежний уровень. Так что перспектива восстановления экономики стран еврозоны в ближайшие 12 месяцев в огромной мере зависит от восстановления американской экономики, полагает Джэкман.
Повлияют ли данные процессы на состояние российской экономики? Руководитель проекта фонда "Открытая Россия" Ирина Ясина уверена, что нет. Тот факт, что Германия и другие страны Европы привязаны к российскому газу, она называет «большой геополитической и геоэкономической удачей», а главным фактором, влияющим на российскую экономику, считает цены на нефть. Поэтому снижение темпов роста в Европе и увеличение стоимости евро по сравнению с долларом отразится, по ее мнению, в основном на количестве купленных русскими "Мерседесов", не более того.
На этом фоне сам Евросоюз продолжает наращивать связи с Россией. По данным "AK&M", в ближайшее время будет дан старт проекту по строительству международного транспортного коридора "Север-Юг". В рамках этого проекта Еврокомиссия готова выделить грант в 2 млн. евро на строительство в Ленинградской области дороги в 2,9 км от российского автомобильного пункта пропуска "Брусничное" до границы с Финляндией. Общая протяженность автодорог в составе коридора "Север-Юг" составляет 8260 км. Условием выделения гранта в рамках программы ТАСИС является финансирование Россией части затрат на строительство.
По данным Минтранса РФ, в 1-ой половине 2003 года объем грузовых перевозок между Россией и Финляндией превысил 3 млн. тонн, что на 10% больше, чем в аналогичный период 2002 года. Автомобильное сообщение между РФ и Финляндией и соответственно Евросоюзом по данному маршруту осуществляется в основном через пункты пропуска "Торфяновка - Ваалимаа" и "Брусничное - Нуйямаа".
Однако с Украиной отношения ЕС строятся по минному сценарию. Как заявил пресс-секретарь Европейской Комиссии Майкл Манн, Европейский Союз сомневается в искренности желания Украины глубже интегрироваться в ЕС. Причиной такого недоверия стали запланированное на 18 сентября подписание Киевом договора о Едином экономическом пространстве с Россией, Беларусью и Казахстаном в рамках "Союза четырех". Как пояснил М.Манн, "между Евросоюзом и Украиной уже существуют достаточно добрые отношения. Украина неоднократно заявляла о своем "европейском выборе", поэтому ЕС хотел бы получить объяснения относительно участия Украины в союзе с Беларусью, Казахстаном и Россией и разъяснения о новом международном образовании".
Судя по всему, позиция ЕС вполне серьезна - для того, чтобы ознакомиться с документом "Договора четырех", за неделю до его подписания в Киев отправится комиссар Комиссии ЕС по делам расширения Европейского Союза Гюнтер Фергойген. Его цель – "убедиться в искренности проевропейского курса Украины и убедиться, не противоречит ли участие Украины в союзе с Беларусью, Казахстаном и Россией Договору о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом".
В чем заключается несовместимость между планами Украины в отношении "Договора четырех" и Договором о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС? Как отмечает liga.net, европейские эксперты указывают на ст. 4 договора с ЕС в отношении создания двусторонней зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом и ст. 51 этого договора об адаптации украинского законодательства к законодательству Европейского Союза. Этого, по мнению европейцев, достаточно для того, чтобы пересмотреть Договор.
Оценить статью
(0)