ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети
Юрий Семин: «Есть опасения, что закон «О коррупции» не будет работать»

Юрий Семин: «Есть опасения, что закон «О коррупции» не будет работать»

О законе «О коррупции» и о проблемах нотариата в интервью нашему корреспонденту И.Тарасовой @ рассказал заместитель начальника Главного управления по г. Москве Министерства юстиции РФ Юрий Юрьевич Семин.

Юрий Юрьевич, скажите, почему так получается, столько шума вокруг принятия закона о коррупции, а коррупция, как раньше, продолжает расти? По какой причине, на Ваш взгляд, данный закон оказался недостаточно эффективным?

Закон «О коррупции» пытались принять еще в Верховном Совете в 1992 году. Говоря об этом законе, надо учитывать два подхода. Во-первых, цель этого закона состояла в том, чтобы создать условия для профилактики самой коррупции. Во-вторых, данный закон преследовал цель включить в себя все нормы, касающиеся этого явления. Как известно, в законодательстве имеются нормы, которые противодействуют коррупции, но они распределены по целому ряду законов. Напомню, что это, в первую очередь, законы об ответственности за получение взяток, злоупотребление служебным положением, превышение власти. Также нормы антикоррупционной направленности заложены в целый ряд других законов, в том числе и в закон «О государственной службе». Например, существует целый ряд правил назначения человека на ту или иную должность и требований к нему. Другими словами, надо иметь определенное образование и отсутствие судимостей. Также, поступая на службу, чиновник должен декларировать свое имущество и подавать ежегодные декларации. Есть специальные законы, которые регламентируют условия приема на такие должности, как, например, аудитор Счетной палаты, судья, прокурор, работник органов внутренних дел, налоговой полиции и т. д. Эти нормы существуют, но они рассредоточены. Как я понимаю, цель создания этого закона о коррупции состоит в том, чтобы свести воедино эти нормы и устранить имеющиеся в законодательстве пробелы. В то же время, сказать, что этот закон относится к категории базовых законов, нельзя. Кроме того, есть серьезные опасения, что он не будет работать, как это случилось с законом, который касался декларирования крупных приобретений. Оказалось, что эффективность этого закона минимальная, в связи с чем действие этого закона будет прекращено с 1 января. Как оказалось, единственное, что он действительно сделал, это добавил возможности воздействия на отдельных людей, и не имел никакого профилактического значения.

Скажите, эффективности не было из-за того, что закон применялся выборочно, или из-за того, что он был сам по себе далек от совершенства?

Его не стали применять, потому что он был несовершенен и, как следствие, неприменим в широкой практике. Самое интересное, что этот закон никак по-другому и выдумать нельзя. Не исключено, что закон о коррупции будет таким же, ведь можно правила задекларировать, но будет масса способов их обойти. Суть антикоррупционного закона состоит в том, чтобы отделить власть от орудий производства, от бизнеса в широком смысле этого слова. Однако сделать это абсолютно, т. е. возвести надежные перегородки, крайне сложно, почти невозможно. В связи с этим неизбежно, что через какое-то время все придет к тому же, что и было, и станет вновь возможно обходить те или иные нормы закона. Однако надо понять и то, что соответствующего закона нет не потому, что депутаты понимают, что этот закон против них, а от того, что никак не могут вывести идеальную формулу данного закона.

Скажите, на Ваш взгляд, какие проблемы для российской юстиции сейчас наиболее актуальны?

На мой взгляд, сейчас очень важно, чтобы был принят новый закон «О нотариальной деятельности». Это одна из самых важных и приближенных к широким массам отраслей. Полагаю, у нас нет человека, который не пользовался бы нотариальными услугами. Все бывают наследниками, все заключают гражданско-правовые сделки, все приобретают или освобождаются от имущества, выдают какие-то доверенности. Другими словами, есть множество таких ситуаций, которые требуют документального урегулирования. В настоящее же время нотариальная деятельность регулируется Основами законодательства РФ от 1992 г. Само название этого правового акта противоречит Конституции, потому что в Конституции 1993 г. такого типа нормативного акта, как «Основы законодательства», не предусмотрено. По существу, сейчас вся нотариальная деятельность базируется на том нормативном акте, который не предусмотрен Конституцией. Это очень важно, потому что Конституция – это основной закон, и все должно быть приведено в соответствие, а данный закон не приведен в соответствие даже по форме. Кроме того, данный законодательный акт был написан на самой заре российских реформ, и поэтому в этом законодательном акте столько таких вещей, которые у нас сейчас не соответствуют реалиям. Однако этот закон имеет давнюю судьбу. Он был принят в 1996 г. в третьем чтении, но президент наложил вето. Сейчас существует рабочая группа под руководством Е.Мизулиной, куда вошли люди, имеющие к нотариату непосредственное отношение, которая предпринимает попытку привести этот закон в соответствие. Самое важное при работе над данным законом - это понять, что государство сейчас не имеет ни средств, ни организационных возможностей, чтобы поддерживать государственную систему нотариата. В настоящий момент существует две системы нотариата: государственный и, условно говоря, частный, т. е. нотариусы, занимающиеся частной практикой. В наиболее развитых регионах, таких, как Москва, государственного нотариата нет. Последняя государственная нотариальная контора была ликвидирована в Москве в 1998 г. С точки зрения благополучных материальных условий частный нотариат предпочтительней, потому что есть экономическая возможность для его развития. Тем не менее, во многих регионах частный нотариус не состоится, потому что у него объективно нет возможностей. Речь идет о таких регионах, как Чечня, Ингушетия, да и просто бедных сельскохозяйственных и промышленных регионах.
Проблема состоит еще и в том, что нотариус, являясь частным лицом, выступает от лица государства и имеет гербовую печать, и все свои сделки он осуществляет от имени Российской Федерации. В связи с этим просто необходим закон, согласно которому все, что совершено нотариусом, является законным и правильным. В этом и состоит основная сложность данного закона: необходимо создать такой закон, в рамках которого нотариус сохранял бы свою хозяйственную самостоятельность, но в то же время руководствовался буквой закона при отсутствии таких инструментов, как, например, дисциплинарная ответственность.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту